Перейти к содержанию

Шизофрения, как и было сказано

Наши звезды находятся в пограничном психическом состоянии, считает психотерапевт Алена Август

Публичные люди — особые люди. В любой цивилизованной стране актер, спортсмен или политик тщательно следят за своим поведением. Ведь если что — общественное мнение в лице СМИ отвесит им «волшебный пендель». В России все наоборот: ньюсмейкеры-звезды то и дело грозят кулаком в адрес журналистов. Иной раз даже задаешься мыслью: а все ли у них самих в порядке с душевным здоровьем?

Порассуждать на эту тему мы попросили известного московского психотерапевта Алену Август, которая консультирует многих общественных и политических деятелей, представителей шоу-бизнеса, проводит бизнес-тренинги, которые помогают людям быть успешными.
— Говоря по-обывательски, «не совсем адекватных» в наше время много как никогда, — утверждает Август. — Этому способствует колоссальный поток информации. Ученые подсчитали, что на наши головы ее «выливается» в 170 раз больше, чем сто лет назад. И цифра эта растет в геометрической прогрессии. Вместе с тем человечество, создавшее Интернет, открыло для себя поистине неисчерпаемые возможности. Любой может прославиться: иногда достаточно ролика в социальной сети. Но известность бывает скоротечна , а ты уже себя без нее не воспринимаешь. Вспомните печальную историю воспитателя детсада из села Алтайское Александра Малютина, который в передаче «Минута славы» играл ногами на пианино. А затем, всеми забытый, покончил с собой.

Наиболее неадекватные иски к прессе в прошлом году поступали от Валерия МЕЛАДЗЕ и солисток «ВИА Гры». Скажем, Альбина ДЖАНАБАЕВА (справа) подала в суд на журнал за то, что её назвали... «секс-символом»
Наиболее неадекватные иски к прессе в прошлом году поступали от Валерия МЕЛАДЗЕ и солисток «ВИА Гры». Скажем, Альбина ДЖАНАБАЕВА (справа) подала в суд на журнал за то, что её назвали… «секс-символом»

— Но это обычный человек, знаменитости другие…
— А они тем более находятся в группе риска. Ритм жизни бешеный — всегда в борьбе за успех. И вот вчерашний кумир никому не нужен. Представление о себе — ого-го какое, а реальность больно бьет. Человек, выражаясь научным языком, начинает фрустрироваться, переживать стресс. Был такой депутат Василий Шандыбин, поднявшийся из низов. Его привечали на любой тусовке, в любом ток-шоу. Но затем выкинули из обоймы. В результате некогда популярный политик буквально сгорел, умер в нищете, практически потеряв рассудок.
То же и с деятелями шоу-бизнеса. Вы знаете лучше меня, что биография звезд «на старте» в большинстве случаев сочиняется пиарщиками. Но артисты со временем и сами начинают свято верить в эту мифологию. Без обид, но это чем-то напоминает жизнь в своей реальности — как у шизофреников. Человек живет в своем особом мире. Скажем, вы идете по улице и видите троллейбус. А шизофреник на этом же месте видит… гигантского спрута, который представляет для него опасность. Или ему кажется, что все прохожие только о нем и говорят за его спиной.

Всеми забытый Василий ШАНДЫБИН скончался, потеряв рассудок. Фото Анатолия ЖДАНОВА/«Комсомольская правда»
Всеми забытый Василий ШАНДЫБИН скончался, потеряв рассудок. Фото Анатолия ЖДАНОВА/«Комсомольская правда»

— Вот в Госдуму тоже пришла троица Меладзе — Лепс — Михайлов и закатила истерику по поводу опасности для них, исходящей от журналистов.
— Публичность — это испытание. В том числе и журналистами. Но не совсем реальное восприятие происходящего — не только вина артистов. Мне приходилось консультировать известных людей. И, как правило, их ближайшее окружение начинает яростно сопротивляться тому, чтобы их «благодетель» обрел душевное равновесие. Порою мне недвусмысленно давали понять, чтобы я оставила кумира в покое. Адекватная звезда — это угроза для его «свиты». Нормальным человеком сложно манипулировать, тянуть из него деньги, создавать явные и неявные ситуации своей востребованности. А вот напугать артиста легко. Ведь даже самый талантливый вдруг может оказаться за бортом. Поэтому любую критику в свой адрес он может воспринять как объявление войны.
— Выходит, все знаменитости находятся в пограничном состоянии?
— А что удивляться? У пожарного наибольший риск погибнуть в огне. У моряка — утонуть. А артист, зачастую живущий в придуманном мире, подвергает риску в первую очередь свою психику. Потому своих клиентов я учу искусству общения с журналистами. Это не сложно. К примеру, вас оскорбил вопрос. Доведите его до абсурда! «Вы гомосексуалист?» — «Конечно! А также зоофил, педофил и некрофил!» Это лишь один из приемов. Парадокс в том, что именно некомплиментарная пресса зачастую дает возможность звезде посмотреть на себя со стороны и, чем черт не шутит, сохранить трезвость мышления, адекватность и чувство юмора. Надо учиться общению с журналистами. Бизнес это уже понял. Осталось понять шоу-бизнесу.

Подготовил Михаил ПАНЮКОВ

Экспресс-Газета. Опубликовано 23 Марта 2013 г.

http://www.eg.ru/print/melochi/37283/