Перейти к содержанию

«Дети войны…В сердце маленьком – горе бездонное»

На страницах нашей газеты мы регулярно обсуждаем проблемы «детей войны». Увы, но даже в год 70-летия Великой Победы пожилые люди, детство которых пришлось на «грозовые сороковые», в Свердловской области остались обделенными вниманием властей.

Небольшое пособие в честь юбилейного Дня Победы получили лишь те из них, кого, говоря сухими строками документа, областное правительство признало детьми военнослужащих, «проходивших военную службу в составе действующей армии в годы Великой Отечественной войны, в период войны с Японией и погибших (умерших, пропавших без вести) в годы Великой Отечественной войны, в период войны с Японией, на момент гибели (смерти, пропажи без вести) военнослужащих являвшимся несовершеннолетними либо находившимся в состоянии внутриутробного развития».

Во многих уголках страны приняты региональные законы, которые не только признают этот социальный статус, но и предусматривают меры поддержки «детей войны». К сожалению, в далеко не бедной Свердловской области аналогичный законопроект депутаты Законодательного собрания обсуждать не стали, хотя проект его был подготовлен. Видимо, посчитали, что затраты окажутся чересчур велики.

Начинается предвыборный год. Выборы депутатов Госдумы состоятся в сентябре 2016 года. Традиционно о «детях войны» вспомнят политики и политтехнологи разных мастей, начнут разыгрывать привычную схему: «Выберете нас – мы добьемся для вас справедливости!». Ой ли? Сколько раз уже измученные ожиданием пенсионеры доверчиво писали заявления во всевозможных общественных приемных, заполняли предложенные бланки, зачем-то снимали копии паспортов… Нет, пока «дети войны» — это не более, чем разрозненные общественные объединения.

Усилий самих пожилых уральцевпо признанию социального статуса тех, чьи детские годы выпали на тяжелейшее военное время, явно недостаточно. Без широкой поддержки общества проблему не решить. Дети и внуки военного поколения обязаны компенсировать своим родителям, дедушкам и бабушкам пережитые тяготы достойными условиями жизни в старости; отдать дань уважения тем, кто совсем юным поднимал из руин экономику огромной страны, способствовал процветанию государства.

«Дети войны», встречаясь с молодежью, рассказывая об условиях жизни, с которыми им пришлось столкнуться в военном детстве, помогают подрастающему поколению лучше узнать историю родной страны, уважительнее относиться к условиям жизни в современной России, под мирным небом, без войны. Но вот если красивые слова о патриотизме не подкреплены конкретными мерами поддержки тех, благодаря кому страна 70 лет живет без войны, они так и останутся только громкими, напыщенными словами. И молодых сердец не тронут.

Кстати, то же самое можно сказать о пенсионерах в целом. Специально для «Пенсионера» по поводу перспектив принятияфедерального закона о «детях войны» — в частности, и вообще об отношении государства к пожилым гражданам свои комментарии дали политологи из Москвы.

Подготовила Наталья Березнякова

Алена Август, политтехнолог:

— При всем уважении к «детям войны», карта с принятием закона разыгрывается политиками разного ранга либо в преддверии выборов — с расчетом на то, что люди старшего возраста обеспечат им поддержку в день голосования, либо с целью создания шумихи вокруг своего имени для роста известности. Практически нет случаев, когда кто-либо всерьез занимался этой проблемой, чтобы ее действительно решить. Ведь понятно, что вопросы, связанные с большими финансовыми вливаниями в поддержку социальных программ, решаются несколько иначе, чем криком на площадях. А это — уже другая сторона медали: с финансами в стране в силу очередного кризиса не густо.

Конечно, власти могли бы рассмотреть вариант пусть небольшой, но постоянной финансовой помощи, а также дополнить этот механизм мерами социальной поддержки — возможностью получения некоторых бесплатных услуг. Пусть это даже будет, к примеру, бесплатный кинопросмотр. Но пока этот законопроект стал разменной монетой именно в политических играх, а хотелось бы, чтобы к нему отнеслись с полной серьезностью, как и следует относиться к темам, связанным с нашей исторической памятью и долгом по отношению к старшим поколениям.

Что касается существующей идеи уравнять в правах ветеранов войны, тружеников тыла и «детей войны», думаю, нужно работать не над «уравниловкой», а действительно понять, чем в условиях кризиса и в соответствии с потребностями и возможностями регионов можно помочь этой категории людей. Конечно, дело не только в простом материальном решении вопроса. Надо менять отношение к людям пожилого возраста: создавать для них возможность общения — как со своим поколением, так и между поколениями. На это при желании всегда можно найти средства в региональном бюджете. Вопрос в другом — найдутся ли люди, способные реализовать подобные программы без формализма и с душой, как оно и нужно?

Антон Шипнягов, руководитель компании Ante Consulting, бизнес-консультант:

— Чтобы реализовать такой закон, нужны серьёзные основания для его разработки и принятия. Само понятие «дети войны» должно быть чётко охарактеризовано. Оно не должно смешиваться с другими социальными категориями граждан.

Если считать, что «дети войны» — это все граждане бывшего СССР, рождённые, к примеру, в период с 1928-го по 1945 годы, тогда возникает необходимость ответить на вопрос, почему это понятие так важно для общества, и обосновать незащищённость указанной социальной группы. Если считать что «дети войны» — это граждане бывшего СССР, которые родились на территориях, затронутых войной, то придётся, кроме прочего, ещё и обосновывать, почему незащищённость этих детей больше, чем тех, которые родились на территориях, войной не затронутых, но ковавших Победу в тылу.

С юридической точки зрения эти задачи требуют немалых усилий. С политической — тоже все непросто, так как неясно, как к нему отнесутся законодатели из разных партий и какие корректировки потребуют внести. С экономической – перспективы такого закона вообще туманны: в условиях непростого экономического положения документ потребует значительного финансового обеспечения.

Мне кажется, что в современных реалиях закон о социальной защите «детей войны» не пройдёт через Федеральное собрание России, звание это останется лишь почётным понятием в российском обществе.

Уровень пенсий российских пенсионеров в целом не соответствует тем трудовым затратам, которые они вложили в становление экономики страны. Следует работать именно над вопросом «Как сделать так, чтобы российский пенсионер был обеспеченным человеком и не нуждался в дополнительных льготах?». Приведу конкретный пример. Моей маме 59 лет, она получает пенсию 9500 рублей, и мне не кажется, что она находится в лучшем положении, чем другие. Этого крайне мало, чтобы прожить в городе с высокими ценами на продукты и лекарства, не имея подсобного хозяйства.

Детей послевоенных лет тоже сложно назвать людьми с беззаботным детством. Мой отец родился в 1952 году в Иркутске, мама – в 1956 году в Новосибирске, они тоже приводят непростые примеры из своих детских лет. Их воспоминания сложно назвать безоблачными. Поэтому хотелось бы, чтобы власти посмотрели на проблему достойного уровня жизни пенсионеров целиком, а не отдельных групп.

Областная газета «Пенсионер». Опубликовано 13 Июля 2015 г. Номер № 29 (738)

http://www.mediakrug.ru/pensioner/magazines/articles/19599

Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог