Перейти к содержанию

Между Сциллой и Харизмой: рейтинг харизматичных омичей

«Деловой Омск» провел исследование на содержание в крови представителей омского бизнеса и госуправления загадочной харизмы. По мнению экспертов, чиновники в массе своей оказались харизматичнее бизнесменов. «ДО» попытался выяснить причины очарования государственных кресел.

Между Сциллой и Харизмой: рейтинг харизматичных омичей

Изначально в список претендентов на звание самых харизматичных представителей омского бизнеса и властных структур попало более двух сотен персон. Право выбирать лидеров мы предоставили экспертам: людям из сферы медиа и PR, ведь именно им практически каждый день приходится общаться с местными руководителями всех сортов и масштабов. Есть среди нашего «жюри» и представители финансовых учреждений, которые специализируются именно на работе с корпоративными клиентами.

Харизма может помешать

«Понятие «харизма» очень непростое. Это некая данность, психофизиологическая притягательность личности и способность воздействовать на окружающих. Умение вести за собой, заражать своими идеями. Харизмой нельзя «овладеть» как неким методом или навыком. Ее можно развить, если есть задатки», — считает PR-специалист, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций Омского государственного технического университета Галина Татаринова, отметив, что и при отсутствии харизмы люди успешно делают карьеру.

В подтверждение этому есть даже научные определения, согласно которым существуют «харизматичные лидеры» и «нехаризматичные лидеры». Нехаризматики сотрудничают, делегируют полномочия, устраивают совещания и стратегические сессии, они управляют рисками и отыскивают оптимальные решения. Харизматик не нуждается в процедуре: в нем словно предустановлена программа «ноу-хау» как внутренний дар, являющийся одновременно конкурентным преимуществом и самой личности, и компании, которую он возглавляет. Впрочем, нескрываемой харизмой может обладать и человек без особого положения в организации.

Харизма — конкурентное преимущество и личности, и возглавляемой ей компании.

Кандидат психологических наук Полина Трифонова отмечает, что стоит различать харизму управленца, которая в большей мере интересует наше издание, и личную. «Управленческая харизма задает вектор для развития других людей. После общения с человеком с личной харизмой ты думаешь «крутой парень, еще бы пообщался с ним», а после общения с рядовым управленцем ты вдохновляешься, идешь и делаешь», — объясняет она.

«Идеальный руководитель включает в себя три составляющие: формальную, то есть свой рабочий статус, эмоциональную — способность влиять на коллектив и быть авторитетом для своих подчиненных, и операционную, то есть свои профессиональные возможности», — говорит гендиректор компании Intake-Consult Олег Бусыгин. И тут же бизнес-тренер предупреждает, что наличие харизмы — вовсе не панацея для успешного руководства коллективом. В том случае если у руководителя отсутствуют управленческие компетенции, он может просто не справиться с напором подчиненных, влюбленных в его харизму, а это может привести к панибратству в коллективе. «Кроме того, стоит заметить, что нельзя объединять людей только по принципу эмоциональной близости, так как может возникнуть ситуация, когда вокруг лидера соберутся люди, не выполняющие своих прямых обязанностей, но являющиеся близкими друзьями и советчиками. Прекрасная атмосфера в офисе не является залогом профессионализма сотрудников», — считает он. Его коллега, коуч Леонид Бугаев отмечает, что на этот случай у компании должны быть альтернативные варианты проверки правоты руководителя. Как правило, это совет директоров, обладающий опытом и «иммунитетом» от высокой харизмы своего шефа.

Родом из 90-х

Получив оценки наших экспертов, мы сразу же увидели, как далеко позади осталась эпоха харизматичных политиков 90-х годов. На смену легендарным черномырдиным-немцовым, знакомых даже детям того времени, приходят топ-менеджеры в строгих костюмах, имен и лиц которых, вероятнее всего, не помнит и четверть среднестатистических россиян.

Точно так же в Омске. Верхние строчки рейтинга заняла старая гвардия бывших и действующих представителей власти во главе с Леонидом Полежаевым и Владимиром Варнавским. Лучезарная улыбка нынешнего главы региона Виктора Назарова расположилась где-то между 25 и 29 местами.

А его первый заместитель Вячеслав Синюгин и вовсе замыкает сотню.

Тем не менее подсчитав количество чиновников и бизнесменов, попавших в топ-100, мы видим значительных перекос в пользу первых. При этом большая часть узнаваемых и высоко оцененных предпринимателей совмещает руководство своими компаниями с депутатской работой. «Чистокровных» коммерсантов в городе узнают плохо, что, к сожалению, делает рейтинг слегка субъективным. Такой вот синдром переоцененного чиновничьего кресла и госмонопольного нимба. Впрочем, омская «гослихорадка» заметна и без всяких рейтингов. Ее можно увидеть по соотношению «бизнесовых» и политических новостей в ежедневной повестке или по работе деловых изданий, стабильно склоняющихся в сторону вторых. Если омские журналисты отправились писать про какой-то завод, будьте уверены, эту поездку инициировали чиновники.

Верхние строчки рейтинга заняла старая гвардия бывших и действующих представителей власти во главе с Леонидом Полежаевым и Владимиром Варнавским.

Доктор философии Игорь Санберг считает, что подобная ситуация может быть следствием попадания на удочку «ложной харизмы». По его мнению, сегодня нередки случаи, когда харизма искусственно транслируется через социальные сети и массмедиа. «Никому не придет в голову проверять лидера на полиграфе (насколько он лидер в действительности), на тесте Люшера (как он ощущает себя на самом деле), диагностировать его при помощи «батареи тестов» или отыскивать на его рабочем столе книгу о личной эффективности лидера. Наш окружающий мир упростился для игры. И усложнился для понимания, по каким правилам играют актеры. Харизму не сложно сымитировать, сыграть. Куда сложнее ее предъявить в условиях стресса и кризиса», — говорит он.

Редакция, в свою очередь, уверена, что среди представителей омского бизнеса есть немало тех, чья харизма в разы мощней, чем у многих представителей государственной машины. Впрочем, деньги любят тишину, и вряд ли не столь высокие места в рейтинге могут расстроить тех, кто их зарабатывает.

Комментарий

Алена Август, психолог

Харизматичный руководитель может гораздо меньше вкладываться в развитие персонала и продвижение компании финансово, если умеет использовать это свойство. Если компания полна талантами, то с высокоталантливыми сотрудниками может периодически возникать своего рода неосознанное «состязание». При должной наблюдательности это можно вовремя заметить и предотвратить, используя во благо. Также могут возникнуть проблемы, если руководитель или собственник посчитает, что одной харизмы достаточно для успеха, особенно если ближайшее окружение умело подыгрывает ему в этой фантазии.

Сам ты харизматичный

Представители первой сотни омских харизматиков о том, как это качество помогало принимать сложные управленческие решения.

Быть профессионалом, оставаться человеком

Сергей Евсеенко, директор аналитического центра Омской области

Харизма в бизнесе — это одно, а в публичной власти — другое. Даже в сложной ситуации руководитель должен быть уверен в себе. Тогда уверенность передается коллективу. Только так можно рассчитывать, что поставленные задачи будут выполнены. А когда начальник истерит, это означает одно — он не знает, как правильно поступить, упускает управление из-под контроля.

Я 13 лет проработал в сфере управления экономикой региона и понял: если хочешь оставить о себе хорошие воспоминания, будь профессионалом, но и человеком. Не подставляй никого, не виляй. В чиновничестве этого не мало. На ускользающих приемах далеко не уедешь.

Что касается примеров проявления харизмы, вспоминается история… Однажды Андрей Иванович Голушко, будучи первым вице-губернатором, где-то услышал информацию, что можно на региональном уровне вводить льготы по подоходному налогу. На одной из оперативок он дает задание проработать этот вопрос и назначает срок. Я ему сказал, что никаких сроков мне не нужно, потому что речь идет о федеральном законе и там точно таких норм нет, а значит информация неверная. Звучало как вызов. Но прошло время, и на следующем совещании он мне сказал: «Разобрался, и правда, 1:0 в твою пользу». Я ответил, что согласен на ничью. На что услышал: «Мудро, а теперь идем дальше».

Убеждал казаков, что орган не от лукавого

Алексей Казанник, экс-генпрокурор РФ

Профессиональный управленец практически ежедневно сталкивается с ситуациями, когда нужно проявлять характер. У меня столько примеров, что можно написать книгу воспоминаний. Правда, я делать этого не собираюсь.

Самым важным моим решением было в 1994 году объявить политическую и экономическую амнистию. Несмотря на запрет президента Ельцина, отказавшись нарушать закон, я принял решение отпустить на свободу всех лиц, причастных к событиям 1991 и 1993 годов. Это стоило мне должности, но я не жалею, потому что никогда не мог позволить себе пойти против закона.

Вторая история — я уже работал в Омске. 1996 год, во второй тур президентских выборов прошли Борис Ельцин и Геннадий Зюганов. Я очень хорошо знал все личные и профессиональные качества Бориса Николаевича… Но при этом всегда говорил, что буду поддерживать даже разлагающийся труп, если его политический оппонент — коммунист. Агитировать за Ельцина стоило мне больших усилий, но я это делал.

Еще однажды, когда в Омске только зарождалось казачество в его нынешнем виде, казаки захватили Свято-Никольский собор, в котором еще стоял орган. В этот день намечался крупный концерт. Сначала с просьбой освободить здание поехала Нина Михайловна Генова, потом — митрополит Феодосий. Они никого не пустили. Пришел я. Казаки говорят: «Этих сатанинских песнопений не должно быть в казачьем соборе! После них здесь свечи гаснут!». Я им отвечаю: «Совершенно верно. Я с вами полностью согласен». В итоге они открыли мне дверь. Удалось найти компромисс: уговорил их провести концерт, а позже позвать владыку официально освятить храм.

Пошел наперекор всем ведущим менеджерам

Геннадий Фридман, основатель компании «Ф-Консалтинг»

Я не до конца понимаю слово харизма. Давайте лучше заменим его на понятие «лидерские качества». Так вот, человек, обладающий такими качествами, в первую очередь должен уметь слушать и принимать окончательное решение посвоему разумению. Что, кстати, может полностью противоречить услышанному. У меня такое случалось не единожды. Самый яркий пример, когда компания «Сибирская сотовая связь» на рубеже 1997-98 годов в Омске впервые в России перешла на принцип «платит звонящий». Тогда в стране у всех операторов абоненты оплачивали связь примерно поровну, с разными пропорциями. Но всегда обе стороны. Я подумал, что мы ничем не отличаемся от европейцев… Поэтому платить, как у них, должен только тот, кто инициирует разговор.

Состоялось совещание ведущих менеджеров, и все высказались против такого решения. Пришлось принимать его лично. И если бы что-то не получилось, то и ответственность легла бы исключительно на меня. Ведь сидели неглупые люди и приводили убедительные аргументы, почему так делать нельзя.

Но расчет на то, что в России живут такие же люди, как во всем цивилизованном мире, полностью оправдался. Наша компания от принципа «платит звонящий» только выиграла. Потом, уже в 2005 году, готовился федеральный закон «О связи», где этот принцип закрепился уже для всей страны как обязательный. И там нашлись противники. Экономисты что-то там считали, Жириновский и Зюганов заступались за бабушек, мол, они от этого только проиграют. Было много эмоций. Пришлось ездить с «объяснялками» в Госдуму. И в 2006 году закон был окончательно принят. Теперь мы живем и думаем: разве может быть иначе?

Как-то я спросил Вдовина, почему бы после ухода Полежаева главой региона не стать ему. Вдовин ответил: «А у меня харизмы нет».

Создаю о себе мнение как о пророке

Валерий Каплунат, председатель совета директоров ООО «Омсктехуглерод»

Если не пользоваться англоязычными словами, то в моем понимании харизма — это обаяние. С помощью этого качества можно влиять на людей. Постоянно приходится принимать стратегические решения, заглядывать в будущее, а люди большевистской закалки зачастую не видят дальше собственного носа. Приходится применять обаяние, убеждать, создавать мнение о себе как о ясновидящем, пророке. Любое мое управленческое решение принималось именно так. Из этого и состоит повседневная жизнь руководителя.

Порой харизма «прилипает» к уже успешному человеку

Виктор Шкуренко, владелец ТД «Шкуренко»

Харизма в моем понимании — это открытость. Открытость в деловом смысле, экономическом, политическом. Никогда не использую какие-либо хитрые приемы. Без них чувствую себя увереннее. Любой бизнес строится на взаимоотношениях с людьми. Необходимо сформировать коллектив, объединить, настроить на эффективную работу. Естественно, моя открытость и коммуникабельность в этом помогают. Неважно, с кем общаешься — с партнером или сотрудником. Каждый из них так или иначе ориентируется не только на предприятие, но и на того, кто им руководит.

Безусловно, харизма — элемент успеха. Но добиться высоких результатов может и нехаризматичный человек. Тому масса примеров. Харизма может приобретаться и по мере того, как ты совершенствуешь себя, «прилипает» к успеху и наоборот. Хотя человек, наделенный харизмой, но не имеющий интеллекта, высшего образования, вряд ли добьется высоких результатов. Именно она усилит эффект от вашего труда.

Умение принимать решения, невзирая на личную безопасность

Александр Цимбалист, экс-спикер Омского горсовета

Харизма в России еще пригодится. Скажем, в губернаторах без харизмы делать нечего. Вы не представляете, какой в этом смысле силой обладает Леонид Полежаев. Он способен подавить харизмой любого человека. Не только чиновников, но и представителей крупного бизнеса. Была одна история. Как-то я в шутку общался с первым замом губернатора Евгением Вдовиным и спросил его, почему бы после ухода Леонида Константиновича главой региона не стать ему. Ведь он очень опытный человек. Вдовин ответил: «А у меня харизмы нет».

Так что без харизмы ни в политике, ни в военном искусстве делать нечего. Она дает возможность человеку принимать решения иногда на грани, невзирая на личную безопасность.

Успех не зависит от харизмы

Валерий Кокорин, генеральный директор ЗАО «Компания «АСК»

Успех управления — не в харизме. Работать надо! И только так. Как раньше говорили: слава труду! Чтобы люди хорошо работали, их нужно увлечь делом. Но тех, кто способен увлечься и все делать самостоятельно, немного. Чаще приходится заставлять: дал поручение, затем систематически контролируешь, стимулируешь к выполнению. Просто менталитет в стране такой.

Газета «Деловой Омск». Опубликовано 14 Июля 2015 г. № 26 (079)

http://newsomsk.ru/do/news/29255-mejdu_stsilloy_i_xarizmoy/

Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог