Перейти к содержанию

ПроВЭД: Праймериз «Единой России» — игра в в американские ценности

О том, что праймериз «Единой России», состоявшиеся 22 мая, для обычного населения не более, чем непонятное слово, мне стало ясно после получасового опроса людей, являющихся потенциальным электоратом. Самый внятный ответ прозвучал так: «Это они сами себя выбирают на своих выборах». Зачем нужны праймериз «ЕР» и какая от этого польза, если население мало что понимает в данном действии, ПРОВЭД решил выяснить у экспертов.

Прошедшие праймериз выявили немало проблемных мест в структуре партийной сетки, но, тем не менее, оставили возможности для маневров: от аннулирования результатов голосования до возможности лоббирования нужных кандидатов иными способами. Эксперты предлагают не раздумывать о смысле праймериз «ЕР»: не для обычных граждан они были сделаны.  «Вопросы «необходимости» праймериз на самом деле никак не связаны с тем, насколько это понятно или нужно народу. Прежде всего, это было и будет нужно самой партии, их организовавшей. Необходимость праймериз в столь широком публичном и всенародном формате – это, во-первых, возможность на довольно проблемном фоне (кризис, недоверие к власти на местах, разочарованность в политике и политиках) выделиться именно этой «всенародностью, открытостью и демократичностью». Я употребляю эти слова в кавычках  потому, что не во всех регионах это получилось, и невыполненными оказались как задачи легитимизации персон, которых впоследствии направит бороться за место в Госдуме партия власти, так и задачи информирования, тестирования самих возможных кандидатов на боеспособность.

Да и как способ вскрытия внутриэлитных конфликтов до горячей выборной поры с целью суметь пригладить тех, кто «вздыбится», праймериз также сработали не везде — где-то гасили назревающие конфликты крепкой рукой админресурса уже сейчас. Но известно любому доктору — недолеченное горло вернется ангиной при таком-то иммунодефиците. Проверка боеспособности кандидатов также местами проводилась в слишком тепличных условиях — на срежиссированных дебатах при заадминистрированных результатах, что еще вполне может вернуться в сентябре новой волной недовольства.

«К сожалению, нередки ситуации, когда новоявленные кандидаты, прямо скажем, не вполне соответствовали даже заявленным партийным руководством критериям «антикоррупционной чистоты», что аукнется самой партии в период настоящей кампании — бить по таким мишеням оппозиции будет очень удобно, а огонь будет прицельным», — считает политтехнолог Алёна Август.

Явка 146%

Согласно данным «ЕР», окончательная явка на праймериз, с учетом поступивших со всех отдаленных участков, составила 10 519 863 человека, что составляет 9,6% от общего количества избирателей в стране. Однако и здесь не обошлось без казусов, постоянно сопутствующих статистическим данным партии о результатах выборов.

Так, 22 мая корреспондент петербургского издания «Новости Купчино» провел на избирательных участках во Фрунзенском районе, после чего издание написало о «полном безразличии жителей района к праймериз» и о том, что к завершению голосования в среднем участки посетило не более 30 человек. Однако в газете «Мой район», напечатавшей официальные данные голосования, попавшие в партотчеты, было указано, что на каждый участок пришло не 20-30 человек, а около 1000, из которых более 800 отдали свой голос за вполне конкретного кандидата.

Алена Август утверждает, что кое-где партийцы переусердствовали с отчетами, но для того и был устроен этот спектакль, чтобы в будущем избежать явных ляпов. «Хорошо получилось, вероятно, организовать проверку на лояльность-нелояльность, следование внутрипартийным договоренностям, а также удалось воспользоваться «правом первых тапок». Понятно же, что кто первым заговорил, тот больше и запомнится, а остальные будут лишь интерпретировать.

Надо сказать, что пусть редкими алмазами, но проявились кое-где те самые «люди свежей крови», о которых говорил Путин, как о необходимом условии жизнеспособности партии. Смогут ли они попасть в число выдвинутых — увидим на съезде, а пока сопротивление системы этим вливаниям довольно велико. Самое интересное, что даже завершение самой процедуры пока не успокоило ситуацию внутри пула участников и региональных отделений. Как заявлено, результаты праймериз – условное мерило обязательности выдвижения, а во многих регионах думают теперь о том, как выходить из неудобных ситуаций:  и админресурс кое-где переусердствовал так, что может стать опасным козырем, и кандидаты весьма оценивают свое участие и в праймериз и в дальнейших этапах кампании как проблемное. Нельзя сказать, что комом стал первый блин, так как праймериз «Единой России» — история не первой свежести, но то, что в каждом регионе получили свой коктейль проблем — абсолютно точно»,- сообщила эксперт.

Дело вежливых людей

Важно отметить, что в ходе общения с экспертами чувствовалось раздражение и даже некоторая агрессия по отношению к «Единой России». Все сложнее нашим гражданам говорить о действиях партии объективно. Мы приведем лишь два мнения, которые вобрали в себя основные мысли опрошенных.

«Праймериз «ЕР» нужен только «ЕР», чтобы понять, насколько сильно народ стал ненавидеть данную партию и как сильно придётся вытягивать её из болота на выборах. 146%, как раньше, накрутить уже не получится, но чтобы остаться у власти и остаться в большинстве, как раньше, они должны составить стратегию, отталкиваясь от опросов, предварительных результатов собственных выборов и тому подобного», — считает менеджер Олег Грибанов.

«Как обычная гражданка, имеющая право голоса, беру на заметку, что в течение предшествующей праймериз недели в наш многоквартирный дом дважды приходили вежливые молодые люди в костюмах и с планшетами. И один раз был звонок по телефону. Тоже вежливый. И первое, что приходит на ум — бюджет этого действа, который освоен в своей «полевой» стадии и еще будет осваиваться в расчетной и аналитической. Как специалист понимаю, что наиболее простая и очевидная версия, как правило, оказывается верной. И именно в рамки этой версии укладывается то, что население мало что понимает в праймериз. Иначе могли бы возникнуть вопросы: почему мы вдруг стали копировать «западные» процедуры, для чего, кто оплачивает банкет? Конечно, вряд ли бы эти вопросы возникли массово, но, тем не менее. И, конечно, учитывая контекст ситуации с выборами, можно сказать большое спасибо за то, что праймериз не предварялись широкомасштабной информационной кампанией. Это сэкономило немного наших денег», — отметила Анна Мытиль, старший научный сотрудник Института социологии РАН.

Алена Август, комментарий: Вопросы «необходимости» праймериз на самом деле никак не связаны с тем, насколько это понятно или нужно народу. Прежде всего это было и будет нужно самой партии, их организовавшей. Потому что народ политикой и политиками начинает интересоваться только тогда, когда они его чем-то не устраивают, а до тех пор, пока обывательские критерии удовлетворены (спокойствие, стабильность, обеспеченность, допустимые свободы и прочее), политика — дело для населения весьма далекое и не всегда понятное. Правда, обсуждать ее на кухне в традициях так и остается.
Необходимость праймериз в столь широком публичном (всенародном) формате — во-первых, возможность на довольно проблемном фоне (кризис, недоверие к власти на местах, разочарованность в политике и политиках) выделиться именно этой «всенародностью, открытостью и демократичностью». Почему в кавычках — потому, что не во всех регионах это получилось, и невыполненными оказались как задачи легитимизации персон, которых впоследствии направит бороться за место в Госдуме партия власти, так и задачи информирования, тестирования самих возможных кандидатов на боеспособность. Да и как способ вскрытия внутриэлитных конфликтов до горячей выборной поры с целью суметь пригладить тех, кто «вздыбится», праймериз также сработали не везде — где-то гасили назревающие конфликты крепкой рукой админресурса уже сейчас. Но известно любому доктору — недолеченное горло вернется ангиной при таком-то иммунодефиците. Проверка боеспособности кандидатов также местами проводилась в слишком тепличных условиях — на срежиссированных дебатах (хотя надо сказать, что бояться там было совершенно нечего, а вот хоть чему-то научиться возможность была), при заадминистрированных результатах (что еще вполне может вернуться в сентябре новой волной недовольства). К сожалению, нередки ситуации, когда новоявленные кандидаты, прямо скажем, не вполне соответствовали даже заявленным партийным руководством критериям «антикоррупционной чистоты», что аукнется самой партии в период настоящей кампании — бить по таким мишеням оппозиции будет очень удобно, а огонь будет прицельным.
Есть и плюсы. Хорошо получилось, вероятно, организовать проверку на лояльность-нелояльность, следование внутрипартийным договоренностям, а также удалось воспользоваться «правом первых тапок». Понятно же, что кто первым заговорил, тот больше и запомнится, а остальные будут лишь интерпретировать тем первым сказанное.
Надо сказать, что пусть редкими алмазами, но проявились кое-где те самые «люди свежей крови», о которых говорил В.В. Путин — как необходимом условии жизнеспособности партии. Смогут ли они попасть в число выдвинутых — увидим на съезде, и пока сопротивление системы этим вливаниям довольно велико.
Что самое интересное, что даже завершение самой процедуры пока не успокоило ситуацию внутри пула участников и региональных отделений. Как заявлено, результаты праймериз довольное условное мерило обязательности выдвижения, а во многих регионах думают теперь о том, как выходить из неудобных ситуаций — и админресурс кое-где переусердствовал так, что может стать опасным козырем, и кандидаты весьма проблемно оценивают свое участие и в праймериз, и в дальнейших этапах кампании.
Нельзя сказать, что комом стал первый блин, так как праймериз «Единой России» история не первой свежести, но то, что в каждом регионе получили свой коктейль проблем — абсолютно точно.
Это и понятно: даже при искреннем желании обновление процесс не быстрый и не безболезненный, а когда этого желания еще и нет — пытка становится мучительной. В итоге за намерения — пятерка, за исполнение как в сочинениях — двойная оценка, где-то выше грамотность, а где-то творчество.

http://провэд.рф/politics/in-russia/34590-ppaymepiz-edinoy-possii-igpa-v-v-amepikanskie-tsennosti.html

Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог