Перейти к содержанию

Uprav: Онлайн – образование: помощник или конкурент?

Собеседование или обучение по скайпу, общение в социальных сетях, деловое общение с помощью e-mail переписки, корпоративный Интранет, заказ билетов через мобильные приложения — мало кто из современных людей не использует возможности, предоставляемые Сетью. И мало какой из этих инструментов подвергается такой критике, как онлайн – образование. «Убивает» ли оно классическое образование, становится для него дополнительным плюсом или самостоятельной ветвью учебного процесса «Блокнот» выяснял у экспертов.

Светлана Щербакобозреватель «Блокнота»

По мнению Алены Август, бизнес – тренера, коуча, психолога: «Онлайн-образование, несомненно, делает доступ к курсам довольно профессиональных специалистов более простым, но при этом далеко не все, на мой взгляд, можно передать только онлайн. Сильные стороны онлайн-обучения — возможность «добраться» до любого тренера или преподавателя, сформировать группы из довольно интересных людей из разных частей света, но слабые — в недостаточности личного контакта, ведь человек не робот». О том же говорит Екатерина Акулова, ректор Международного интеграционного института права и экономики, доктор экономических наук: «На мой взгляд, живое общение с преподавателем в аудитории никогда не сможет быть заменено обучением онлайн, так как вся структура тестов онлайн заточена в основном на структурированные тексты. Вопросы и ответы. К сожалению, вычислительные машины до сих пор не научились мыслить. А при общении с профессором в аудитории идет живой диалог и есть возможности применения любых методов, начиная от метода мозговой атаки, круглого стола, проблемных лекций и т.д. Очень важно иметь коллективное мнение». Дмитрий Бураков, кандидат экономических наук, старший преподаватель департамента «Финансовые рынки и банки» Финансового университета при Правительстве РФ, дополняет: «Также изоляция процесса обучения приведет к отсутствию у обучающегося знаний и навыков социального взаимодействия, что является ключевой компетенцией при работе в трудовом коллективе».

Белла Юрьева, ведущий инженер системного интегратора в области виртуальной реальности компании VE Group, говорит еще об одном недостатке онлайн-обучения: «Несложно учиться истории или программированию через видео-конференцию. Но как быть, если обучение задействует материальные составляющие, а не только формулы, слова и картинки? Как, например, обучить проведению химической реакции? Невозможно научить пайке без паяльника и припоя, невозможно научить проводить ПЦР без пипеток, реактивов и приборов, а держать дома дорогую лабораторию тоже нереально. Здесь помогают «серьезные игры», обучающие приложения и системы виртуальной реальности».

Среди плюсов онлайн-образования — его часто более низкая стоимость по сравнению с очным или даже заочным, экономия времени. Также Александр Пашков, основатель образовательного проекта TutorOnline назвал такие достоинства, как «Безопасность (особенно актуально для маленьких учеников); нивелирование из учебного процесса географического фактора (что означает увеличение возможностей); психологический комфорт и свободу выбора. К недостаткам стоит причислить отсутствие на сегодняшний день контролирующего органа и четких критериев оценки качества ресурсов и проектов, оказывающих образовательные услуги в онлайн (есть риск «нарваться» на мошенников)». Также в этой же сфере самый низкий процент тех, кто все-таки получил диплом. Как считает Алина Халзагарова, шеф-редактор платформы для представления и продвижения творческих людей «Гений Места», «Онлайн-образование не сможет полностью заменить обучение в аудиториях. Главный козырь онлайн-образования — это его доступность. Но она же является его главным минусом, потому что люди не склонны ценить то, что достаётся им без сложностей.

Онлайн живёт по своим законам. Здесь гораздо сложнее удержать внимание аудитории. Нет личного отношения учитель-ученик. Чтобы записать лекцию, от которой не хочется зевать, лектор должен быть круче Фейнмана в артистичности и подаче. А это сложно.

Когда Эндрю Ын создал Coursera, он был уверен, что меняет мир. Однако результаты уже первых запущеных курсов показали: из тех, кто регистрируется на курс, всего 6% доходят до конца. Это потрясающе мало».

Для получения знаний онлайн необходима самодисциплина, ведь тебя, по сути, никто не контролирует в течение длительного времени. Кроме того, многие скептически относятся к ценности полученного в онлайне диплома или сертификата. Как считает Григорий Шабанов, проректор по учебной работе Российского нового университета, доктор педагогических наук, профессор: «Дистанционное образование отличается от очного не содержанием, а временем общения с преподавателем, так что основная доля успеха в обучении и освоении этого содержания лежит на совести, трудолюбии и добросовестности тех, кто обучается. Если студент трудолюбив, настойчив и организован, качество заочного и дистанционного образования не может быть хуже. Более того, такие студенты, как правило, работают, и теоретические знания непосредственно сплетаются с профессиональным опытом и быстрее включаются в его профессиональную деятельность… Тут человек очень быстро и своевременно получает те или иные ответы, которые ставит сама профессиональная деятельность и жизнь». Надо сказать, что подрастающее поколение, не расстающееся с гаджетами с детства, скорее всего, будет очень благосклонно к виртуальному обучению. Ольга Дыняк основатель онлайн-сервиса дистанционного образования для детей IQша, подчеркивает: «В дошкольной сфере низкая эффективность группового обучения — аксиома. Малыши не умеют долго концентрировать внимание, выслушивать чужие точки зрения, традиционные наглядные материалы для них, имеющих цифровой опыт, становятся мало интересными. Кроме этого, дети часто болеют и пропускают занятия. Интерактивность, геймификация, стимуляция различных органов чувств, приватность и отсутствие внешнего давления со стороны взрослого очень привлекают детей. Для родителей большим плюсом является возможность заниматься в индивидуальном комфортном темпе, с пропусками по болезни. Кроме того, для некоторых детей онлайн-обучение — это единственный выход, например, в зонах конфликтов, бедствий и больницах».

А вообще сегодня ресурсы, предоставляющие возможность учиться самым различным дисциплинам, в удобное для слушателя время, с выбранным им преподавателем, удивительно разнообразны. Это Coursera, «Универсариум», TutorOnline, Web.University и другие. Те, кто с ними работают, считают, что два вида образования необходимо совмещать. Как подчеркивает основатель образовательного проекта TutorOnline Александр Пашков, «Онлайн-образование не должно рассматриваться в качестве антагониста по отношению к традиционному формату получения новых знаний. Скорее, это полезное дополнение к классическим «живым» занятиям. Многие футурологи предрекают нам тотальную виртуализацию жизненного и образовательного пространства. Сегодня достаточно популярны статьи о том, как живых педагогов вскоре заменят умные роботы. Но за подобными фантазиями часто теряется главная идея: сама суть образовательного процесса остается неизменной и не зависит от того, в каком формате (онлайн или офлайн) было получено новое знание».

http://uprav.ru/blog/1350523170/