Перейти к содержанию

Аskhr: Стажеры в компании: плюсы и минусы

 

В последнее время стажировки в организациях становятся все популярнее, и, скорее всего, в ближайшее время выпускники или студенты, не имеющие опыт работы по специальности, не будут ходить как неприкаянные, а будут трудоустроены, т.к. пройдя стажировку в компании они не только применяют на практике свои знания, но и  имеют возможность зарекомендовать себя как отличные работники, которых хочется оставить. Чем хороши стажировки для работодателей и какие есть минусы, рассказали эксперты, работающие со стажерами.

Алена Август, бизнес-коуч:

«Стажеры — тоже люди» приходится частенько говорить своим заказчикам и клиентам. Впрочем, и самим себе напоминать об этом же. Для любого работодателя в наличии стажеров есть как плюсы (можно поручить рутинную работу, то, на что уходит масса времени более ценных специалистов, можно взять на заметку будущего сотрудника, проверенного «в бою», можно на примере взаимоотношений со стажером и, как правило, его более-менее непосредственных оценок происходящего протестировать реальную ситуацию в команде и многое другое), так и минусы («запороть» можно даже самое простое задание, и тогда летит вся стройная схема взаимодействий, стажер может оказаться умнее и эффективнее старого сотрудника, на место которого поставить его по неким внутренним соображениями ты стажера не можешь, «некачественный» стажер может отнять сил больше, чем принесет гипотетической пользы и многое-многое другое).

В силу своей незашоренности стажер зачастую позволят при позитивном или негативном стечении обстоятельств работы с ним увидеть команду или проект по-новому — «великие»-то уже разучились задавать дурацкие вопросы ) В моей практике часты случаи, когда в проекте стажеры использовались именно в качестве «свободного мозга» для оценки восприятия того или иного рекламного продукта, месседжа либо плана мероприятия. Главное здесь — дать свободу выражать свое мнение, а уж вслед за «порослью» и аксакалы вступают в разговор, соглашаясь либо не соглашаясь с новичком”.

Калабина Елизавета заместитель HR-директора EcoStandard group:

“В нашей компании есть собственный корпоративный университет (ЭКУ), на базе которого мы обучаем студентов и выпускников ведущих ВУЗов России, при этом все студенты ЭКУ сталкиваются с различными практическими работами по таким направлениям, как ОТ( Охрана труда), СОУТ( специальная оценка условий труда), экологическая экспертиза и мониторинг. Мы даем возможность студентам технических ВУЗов проходить действительно очень интересную, с точки зрения опыта, производственную практику. Время от времени мы запускаем и реализуем программы стажировок по всем направлениям, существующим в компании, что несомненно вызывает интерес у студентов.

Плюсы:

1. Возможность привлекать лучшие кадры

2. Развитие HR-Бренда компании

3. Возможность получения новых знаний/идей

Минусы:

Нет

В нашей компании работают сотрудники, которых мы приняли на работу после стажировки и обучения в нашем корпоративном университете.”

Лилия Алеева, руководитель службы маркетинга ICL Services

«Стажерство — частая практика восполнения команды в компаниях. Я вижу в этом и плюсы и минусы. Плюсы — это недорогие рабочие руки, свежая голова без сложившихся стереотипов и подходов и горящие глаза и сердце. Среди минусов: нужно быть готовым к тому, что результат вы начнете получать не сразу, такой ресурс требует много инвестиций сил, времени и знаний, полученные от стажера результаты требуют повышенного контроля, к тому же стажировка не дает гарантии, что по ее окончании человек, получив знания и навыки, останется в команде. Тем не менее, в стажерстве я вижу определенные плюсы для руководителя — хотите вы того или нет, вместе с ним вы снова пересматриваете свою деятельность и подходы в работе, и как следствие, проводите некий экспресс-аудит, который может помочь вам найти реализовать улучшения»

Сергей Зиничев, бизнес-коуч и тренер

“Любой специалист когда-то был стажером, это неизбежно. И каждый не понаслышке знает, каково это — быть стажером, и часто еще и на испытательном сроке. Но без этого никак, иначе как можно понять, подходишь ты для работы в той или иной компании или нет, разделяешь ли ты её миссию и ценности , готов ли ты быть приверженным к ней или же просто ищешь место, где можно хорошо зарабатывать. В любом случае, стажер — это тот человек, который нужен абсолютно любой компании. Во-первых, это дешевая рабочая сила, во-вторых, это проверка на прочность, в-третитьих, это самый перспективный сотрудник. Именно стажер всегда первым «идёт в бой», готов к любым заданиям и старается все выполнять с опережением всех возможных сроков. Это действительно та «рабочая лошадка», на которой многое держится. Бывает и такое, что такой сотрудник выполняет не свои прямые обязанности, что, опять-таки, на руку руководителю — больше выполняемых обязанностей за меньшие деньги. Стоит добавить, что такие сотрудники очень быстро взбираются по служебной лестнице и приносят гораздо больше денег, чем их коллеги, проработавшие уже несколько лет в компании.

Но, есть и минусы. Такие сотрудники быстро учатся и многое начинают понимать, перестают выполнять «лишние» функции, намекают о повышении заработной платы, перестают быть инициативными. И некоторые из них становятся простым рядовым сотрудником, выполняя свои прямые обязанности за стандартный оклад.

Очень важно при выходе стажера на работу сразу начинать отслеживать выполнение заданий, наблюдать за его активностью. Необходимо следить за его настроением, за качеством его работы, периодически выходить на прямой разговор о его будущем в компании. То есть его непосредственный руководитель просто обязан быть для него наставником, чтобы «не растерять» потенциал стажера.

Я считаю, что стажеры — это двигатели прогресса компании, это всегда свежий взгляд, новые идеи и новая рабочая сила. И все зависит от того руководителя, который будет вести таких сотрудников, раскрывать и направлять их потенциал в нужное русло, поддерживая их, защищая их, если это потребуется, чувствовать их. И тогда любой стажер может сделать гораздо больше, чем профессионал-старожил. И рост компании не заставит себя долго ждать”

Андрей Шахбазов,Лектор РАнхг и с

Прежде чем говорить о плюсах или минусах стажерства, давайте определим кто это. Трудовой кодекс не содержит определения, только говорит, что должен быть заключён трудовой договор.  Отсюда и две противоположные точки зрения на стажера — первая дешевая, а зачастую бесплатная рабочая сила которой поручают неквалифицированную работу. Вторая — будущий сотрудник требующий обучения. Это с точки зрения работодателя, честно скажу, что использовал стажеров в обоих ролях, переход от второй к первой происходил естественными путём , как только становилось ясно, что проку от стажера не будет. в большинстве компаний принят подход поручать стажерам в начале скучную и рутинную работу и только потом давать что то интересное. Не удивительно, что стажеры имеют свойство рассасываться в процессе стажировки. Исключение составляет ИТ сектор где стажера обычно сразу стараются грузить по полной и институт стажировки работает крайне эффективно . Сталкивался и с практикой так называемой круговой стажировки, это когда стажёр за год проходит практически все подразделения, позволить её могут только хорошо структурированные западные компании для категории персонала талент пул. Из забавных историй вспоминается один стажёр, взяли его по слезной просьбе родителей, типа мальчик учится в институте и очень хочет заниматься наукой. Привели его в отдел, дали наставника — учись парень. Папа его регулярно звонил , мальчику очень нравится , половину времени у вас в институте проводит. Только приходит ко мне через месяц завлаб и говорит, слушай куда то стажер пропал , пару раз появился и больше нет. Звоню папе, тот в легком шоке, извинился, больше мы этого стажера не видели.

Ольга Павлова совладелец “Собака Павлова”

“Мы как маленькая компания не слишком любим брать стажёров: когда они вызываются работать за еду, то обычно немножко забывают уточнить, что есть собираются наш мозг.

Но иногда всё-таки даём слабину и берём очень симпатичных и настойчивых.

Результаты переменные. Кто-то остаётся и работает, но больше — уходят.

Основная проблема стажёров — их склонность к внезапному исчезновению. Сегодня был в офисе, завтра его уже нет. Никому ничего не сказал, не объяснил, не предупредил. Просто исчез. И это при том, что труд стажёров мы оплачиваем.

В результате доверять стажёрам важные задачи совершенно невозможно: время пройдёт, а результата не будет. Кроме того, при таком уровне безответственности опасно и доверять стажёрам конфиденциальную клиентскую информацию.

Если мы вырастем хотя бы до средних масштабов бизнеса, то несомненно поставим стажировки на поток. Потому что желающих изрядно, а новые сотрудники нам нужны всегда. И лучше выращивать их внутри компании”.

http://www.askhr.ru/single-post/2016/10/31/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%8B-%D0%B8-%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%81%D1%8B