Перейти к содержанию

DOM.LENTA.RU: «Конечно, люди будут одиноки и несчастны»

Исследование показало, что россияне негостеприимны. Почему?

Фото: Максим Шеметов / Reuters

Россия оказалась вне списка стран-лидеров по уровню гостеприимства населения. И это, учитывая любовь россиян к застольям и общению, весьма удивительно. Почему люди перестают ходить в гости, и чем такая асоциальность может обернуться в будущем?

Как показало исследование, проведенное Международным институтом маркетинговых и социальных исследований GfK, жители планеты Земля не слишком гостеприимны: в среднем, четверть из них принимает дома гостей ежедневно или еженедельно, треть проявляет гостеприимство ежемесячно, порядка 10 процентов — вообще никогда.

В число стран с самым гостеприимным населением вошли Мексика и Аргентина, где ежедневно или еженедельно принимают гостей, соответственно, 42 и 39 процентов опрошенных. Следом идут Бразилия — 36 процентов, Италия — 34 процента и Китай с 30 процентами. Россия в пятерку лидеров рейтинга не попала.

По данным исследователей, в России 36 процентов граждан проявляют гостеприимство раз в месяц, 34 процента — еще реже, 4 процента — никогда. Четверть принимают гостей каждый день или раз в неделю. До Кореи и Японии, где порядка 28 процентов жителей вообще не зовут других в гости, России, конечно, далеко. Но в целом ситуация удручающая.

Сооснователь сообщества «Русская миссия» (организация, созданная в 2016 году с целью разработки концептуальных документов по вопросам демографии и совершенствования государственного устройства России), протоиерей Всеволод Чаплин видит прямую связь между уровнем гостеприимства и урбанизацией — процессом увеличения численности городского населения и повышения роли городов в развитии общества. Россия, по его оценке, урбанизирована на 75 процентов. «Отсутствие у людей желания принимать гостей очень объяснимо, — говорит протоиерей. — Кстати, урбанизация отрицательно влияет и на количество детей в семье. Человек просто не настроен иметь большое количество детей, когда у него узкое жизненное пространство. Поэтому высокоурбанизированные страны всегда испытывают демографический кризис. И то, что многодетные семьи чаще принимают гостей, еще раз говорит о том, что связь между количеством сельских жителей, количеством детей и образом жизни очень глубокая».

Домохозяйства, где есть дети, действительно, чаще зовут в гости — и это общемировая тенденция, рассказали в GfK. В России 30 процентов семей с детьми в возрасте до 6 лет проявляют гостеприимство каждый день или еженедельно, в группе с 6-12-летними таких 36 процентов, с 13-19-летними — 28 процентов. Доля гостеприимных бездетных семей заметно ниже — 21 процент (средний показатель для стран, где проводилось исследование, — 19 процентов).

«Городской образ жизни, атомизация (распад традиционных связей в обществе, социальное разобщение — прим. «Дома»), культ эгоизма, культ самодостаточного одиночки приводят и к малому количеству детей, и к определенной замкнутости, — отмечает Всеволод Чаплин. — И если в молодом возрасте, когда люди составляют студенческие компании или ищут себе пару, это как-то преодолевается, то к 30 годам очень часто люди оказываются замкнутыми».

И все же основное влияние на уровень гостеприимства, по словам Чаплина, оказывает именно непрекращающийся процесс переселения граждан в большие города.

«Некоторые говорят, что московская агломерация в течение ближайших десятилетий может втянуть в себя 30-40 миллионов человек, — говорит протоиерей. — Понятно, что при этом оголятся другие пространства. Вот в таком человеческом муравейнике люди, конечно будут несчастны, конечно не станут иметь большого количество детей, конечно будут жить очень атомизированно и в том числе перестанут ходить друг к другу в гости. Сейчас мы уже видим около Москвы микрорайоны, в которых вплотную друг к другу стоят по 10, 20 многоэтажных домов —20-30-этажных… Практически нет дворов, практически нет нормальной для человека среды обитания. Чем больше будет таких микрорайонов-монстров, тем меньше люди будут общаться и тем меньше будут их семьи — если вообще будут. Если мы не перейдем тоже к культуре хикикомори, как Япония (хикикомори — буквально — нахождение в уединении, то есть острая социальная самоизоляция — прим. «Дома»)».

В компаниях, возводящих крупные жилые микрорайоны, с протоиереем не согласны. Рустам Арсланов, директор по продажам ГК «Гранель», указывает, что урбанизация хоть и влияет на уровень гостеприимства, но обвинять застройщиков в обесценивании добрососедских отношений было бы неправильно: чем больше квартир в жилом комплексе, тем больше вероятность сдружиться с кем-то из соседей.

А директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер» Павел Брызгалов отмечает, что урбанизация неизбежна: вся современная экономика и культура, по его словам, построены на повышении роли городов в развитии общества. «Это новая реальность, в которой нам предстоит жить», — констатирует эксперт, добавляя, что задача девелоперов в сложившейся ситуации — сделать города максимально комфортными и удовлетворяющими все потребности жителей.

«Современная европейская архитектура работает над вопросом развития общественных пространств, чтобы у людей было как можно больше возможностей для совместного досуга, общения и активной социализации, — говорит Брызгалов. — Постепенно эти тенденции приходят и к нам».

Недвижимость и форматы жилья вообще не имеют никакого отношения к падению уровня гостеприимства, считает руководитель проекта Lifedeluxe.ru Сергей Бобашев. По его мнению, все дело в нежелании людей пускать посторонних в личное пространство: «Понятие privacy (англ., приватность, частная жизнь — прим. «Дома») гораздо глубже проникло в наше сознание, чем это было, скажем, в советские времена. Общение переносится в бары-рестораны».

Психологи не видят никакой проблемы в такой смене декораций. Ирина Баржак, генеральный директор Института публичных выступлений, отмечает, что сейчас появилось множество мест для совместного отдыха с друзьями, сотни вариантов развлечений, которые дома просто недоступны, — так зачем идти к кому-то, если можно встретиться на нейтральной территории. «Дом — это сокровенная территория, для своих», — указывает эксперт.

С ней соглашается специалист по личностному росту и развитию Ирина Фьелльнер-Патлах — по ее словам, в странах с развитой экономикой, где есть качественные ресторанные услуги, люди предпочитают встречаться вне дома, чтобы не обременять ни себя, ни других лишними хлопотами.

«Гостеприимство в наши дни для многих становится хорошим тестом на то, насколько хорошо ты можешь сказать да или нет, оградить себя от непрошеных хлопот и расходов, — говорит Фьелльнер-Патлах. — Ведь много злоупотреблений гостеприимством и чьей-то щедростью. В советское время было обычным делом свалиться на голову родственникам и друзьям на пару месяцев. Изменившиеся во многих странах традиции гостеприимства также связаны с отношением ко времени и пониманием его ценности».

Психолог Алина Королева также указывает на то, что в России за последние годы значительно увеличилось количество мест, где можно весело провести время с друзьями и близкими. И в больших городах их особенно много, а это значит, что урбанизация, вероятно, не так уж и страшна.

Еще один «убийца» гостеприимства — это, конечно, гаджеты, отчасти заменившие живое человеческое общение виртуальным. Эксперт по коммуникациям Алена Август называет его «эмоционально суррогатным», но не считает такую замену катастрофой. «Это не плохо и не хорошо — это просто по-иному, но это иное поведение позволяет меньше затрачиваться эмоционально и организационно. В сети все проще. Если что-то пошло не так, можно кликнуть на «выкл»», — отмечает она.

«Виртуальная связь заменяет нам живое общение и создает эффект постоянного присутствия в нашей жизни друзей. И походы в гости стали значительно реже», — соглашается психолог Олег Иванов.

Способов повысить уровень гостеприимства в России эксперты, по сути, не предлагают — за исключением протоиерея Чаплина, который видит реальную проблему в том, что люди постепенно перестают ходить в гости. Решить ее можно за счет развития малоэтажного строительства, указывает протоиерей.

«Мы в сообществе «Русская миссия» предлагали развернуть проект строительства новой двухэтажной России, дать горожанам возможность иметь свои дома, свои земли, давать бесплатно дома и земельные участки семьям, где есть трое или более детей, — рассказывает Чаплин. — Это не так дорого стоит. Причем речь идет не о занятии сельским хозяйством, сейчас дистанционно работать можно не менее эффективно, чем сидя в офисе, — в очень многих профессиях, в очень значительной части сфер деятельности».

Кроме того, как отмечает протоиерей, необходимо развивать в городах культурно-социальную активность: «Это могут делать приходы, клубы, просто энтузиасты. Известно, что некоторые люди отказываются общаться с другими не потому что они такие нелюдимые, а потому что просто не знают, что живущий рядом человек может быть по-настоящему интересен».

*Результаты исследования GfK были получены в ходе онлайн-опроса в 17 странах — Аргентине, Австралии, Бельгии, Бразилии, Канаде, Китае, Франции, Германии, Италии, Японии, Мексике, Нидерландах, России, Южной Корее, Испании, Великобритании, США. Трактовка понятия «принимать гостей» оставалась открытой, подразумевая все виды досуга, начиная от вечеринок или домашних ужинов и заканчивая совместными просмотрами фильмов, спортивных трансляций или просто беседой за чашкой кофе.

 

http://dom.lenta.ru/articles/2017/08/02/noguests/

 

Алена Август, психолог, эксперт по коммуникациям

В последнее время как минимум несколько психологических (и экономических) барьеров ограничивают людей в столь привычном, казалось бы, для России гостеприимстве.

В чем они?

Спасибо гаджетам, заменяющим живое человеческое общение все чаще на пусть интересное и разнообразное, но все же эмоционально довольно суррогатное общение — если раньше опробовать новый рецепт можно было вместе с пришедшей в гости подругой, посмотреть и обсудить фильм — с друзьями на мягком диване под чипсы, то теперь — вы вполне можете себе позволить печь пироги с Юлией Высоцкой или Джейми Оливером, обсуждать фильм в онлайн-режиме с незнакомыми вживую людьми (только посмотрите, что творится в дискуссиях по поводу «королевств»). Это не плохо, и не хорошо — это просто по-иному, но это иное поведение позволяет меньше затрачиваться эмоционально и организационно — в сети все проще и…если что-то «пошло не так», можно кликнуть на «выкл».

Шире круг общения — больше выбор. И вот уже многие делают выбор в пользу курсов «правополушарного рисования», «интуитивного питания» и прочего-прочего-прочего — это же еще и повод пообсуждать с коллегами, запилить видео или фоточки в Инсту… а наши (возможно) более простые и не такие модно-просвещенные друзья подождут.

С другой стороны, многие научились превращать традиционные посиделки с друзьями и знакомыми в нечто оригинальное — кулинарные поединки, винные дегустации, мастер-классы с художниками и так далее. И это — тоже веяние времени,когда важнее становится не количество, но качество проведенного вместе времени.

И о печальном… Кризис не только время скромных расходов, но и время, когда общее депрессивное состояние приводит к замкнутости,нежеланию общаться и (фраза клиента) «видеть вокруг такие же унылые лица и слышать разговоры о деньгах и их отсутствии».

И даже это — еще не все о том, как мы меняемся.

Что же касается возраста — здесь мы имеем в спектре всю разницу в психологии не просто поколений, а эпох.  Наших бабушек, для которых не знать всю подноготную соседа — нонсенс, надо знать все вплоть до содержания медкарты. Наше среднее поколение, измотанное необходимостью жить и выживать,стараясь приспособиться к столь динамично меняющейся жизни. И молодежь, для которой тусовки неотъемлемая часть жизни- но и они теперь большей частью не в гостях друг у друга, а «тематические» — в клубе, на велодорожках, в креативных кварталах. И тут тоже важный момент — всем нам все сложнее сохранять отношения, контакты быстротечны, и чтобы осознать, кто тебе важен и с кем важны отношения — надо уметь заметить и оценить это среди суеты и хаоса.

Но — справимся!