Перейти к содержанию

BusinessFM Исчезающие деревни — без врача, почты, хлеба, и зрелищ

Россию давно назвали страной умирающих деревень. Список сёл, существующих на карте, но оставшихся без единого жителя, пополняется каждый год. В Самарской области таких призраков более тысячи. 

В селе Покровка Борского района в течение десяти лет последовательно закрыли школу, поселковый совет, клуб, единственный магазин, а на этой неделе прекратили существование фельдшерский пункт и почтовое отделение.

Кирпичное двухэтажное здание школы, ранее вмещающее в себя медпункт, почту, и бакалейную лавку, было продано два с половиной года назад сельскохозяйственному предприятию «Покровское», которое выкупило его под офис. Предприятие рассчитывало устроить в Покровке животноводческий комплекс на 2400 голов крупного рогатого скота, но почему-то передумало, а приобретенное здание сочло аварийным. Провели обследование, составили протокол. Помещение предписали освободить.

Таким образом 240 местных жителей, в основном — пенсионеры, лишились последних остатков инфраструктуры. Доведенные до отчаяния люди собрали деревенский сход и потребовали у администрации поселения Гвардейцы оставить им почту и фельдшерский пункт, но не преуспели.

В бывшей школе надежно заколотили окна и двери досками, символизируя скорый конец Покровки. Этот случай не уникален — согласно статистике, каждый год в России на миллион с лишним сокращается сельское население. Наверное, о полном исчезновении сельского населения речь пока не идет, однако точка невозврата, после которой придется начинать заселение огромных территорий «с нуля» довольно близка.

Каковы причины вымирания и деградации русского села? Можно ли как-то побороться с бьющей наотмашь статистикой? С этими вопросами Бизнес ФМ обратился к экспертам.

Фермер Виталий Ковригин пять лет назад переехал из города области в совсем небольшую деревню. Сегодня в его хозяйстве стадо баранов, утки, гуси, поросята, козы, но Виталий не спешит себя назвать преуспевающим бизнесменом и утверждает, что в деревне не прожить без господдержки.

«Мы переехали где-то лет пять назад, и переехали с целью создать свою мини-ферму. Начали мы с малого, не кредитов, ничего не брали, все своими силами. Конечно, без поддержки государства на селе очень трудно будет организовать свое хозяйство. Мы это по собственному опыту знаем, потому что тот объем, который у нас сейчас, это хватает только для себя, до своей семьи, а на продажу уже практически ничего не остается».

Политолог Алена Август считает выходом для России — брендирование территорий и приводит в пример городок Мышкин, где из ничего люди создали легенду, исправно привлекающую в регион туристов и инвесторов.

«Есть территории, поддерживать и развивать которые смысла не имеет никакого. Деревня, в которой нет перспективы организовать рабочие места — это максимум дачный поселочек, да и то, люди сейчас в дачных и коттеджных поселках хотят видеть действующую инфраструктуру, потому что жизнь нас разбаловала. Мы хотим, чтобы была аптека, мы не понимаем, как это так — не будет магазина, а приедет автолавка раз в неделю, и всё. Мы привыкли к хорошей жизни, и это хорошо! Но обеспечить такой инфраструктурой всю огромную территорию нашей страны — просто невозможно, и поэтому люди будут выбирать места там, где лучше. Другой вопрос, что необходимо сохранять какие-то культурные вещи, небольшие поселения с большой историей, с культурной, исторической перспективой. Мы сейчас много говорим о брендировании территории, но делается пока в этом плане недостаточно. Пример, который часто приводят — тот же город Мышкин, где буквально из ничего люди сделали себе легенду, и уже когда просто произносишь название этого города, все понимают, о чем идет речь. И вот результат — привлечены туристы, привлечены инвестиции. Весь мир зарабатывает на туризме, весь мир зарабатывает на впечатлениях, мы живем сейчас в эпоху впечатлений, значит, надо этим пользоваться, и именно такие центры притяжения создавать»

Привлекать инвесторов, требовать субсидий от государства, сцепить зубы и работать круглые сутки, или бросить всё и пытаться устроиться в городе — каждому придется в конечном итоге выбирать. Лишь отметим, что в большинстве случаев перед выбором поставлены пожилые и не очень здоровые люди, которые  должны иметь возможность получить на почте пенсию, купить в магазине соли, и обратиться к фельдшеру за медицинской помощью.

 

Исчезающие деревни — без врача, почты, хлеба, и зрелищ

Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог