Перейти к содержанию

PRISP Лидеры России: Тарзанка и клан хороших людей

Политтехнолог, эксперт по коммуникациям, эксперт Центра ПРИСП Алёна Август – о завершившемся в Сочи конкурсе «Лидеры России» и о том, почему в этом конкурсе нет проигравших.

Каждый день финала конкурса был по-своему сложным и уникальным. Есть уже сложившиеся традиции — например, уроки лидерства в школах, что больше всего участников всегда цепляет эмоционально. Потому что детям не наврешь, ты должен быть с ними искренен и должен быть им интересен.

Появляются новые истории – так, в этом году финалисты, в том числе финалисты прошлого года, победители конкурса сажали деревья. В этом участвовали и дети сочинских школ. Получилась добрая эстафета. И вокруг этого доброго дела все общаются, это очень круто.

Что еще в этом году было интересного – участники прыгали с тарзанки. Уметь бороться со стрессом, иметь крепкое здоровье, смелость – тоже очень важно, потому что у госчиновников, например, перегрузки очень большие на работе. И очень здорово, что благодаря конкурсу рождается такое новое сообщество – здоровое, чистое, сообщество целеустремленных людей. У победителей конкурса есть клуб «Эльбрус», они реально поднимались на Эльбрус прошлой осенью.

Что было нового в финале? Стоит отметить все большую практическую ориентированность кейсов. Теперь уже сами наставники, которых к финалу этого конкурса стало на два десятка больше, поняли полезность конкурса даже не в плане социальных лифтов, а в том плане, что это уникальные мозги участников, которые кипят и которые можно использовать. Поэтому свои актуальные производственные и политические ситуации они предлагали как кейсы, и команды их решали – своего рода суперстрат-сессия.

Победителями конкурса стали 104 человека (в прошлом году было 103). Хотя по задумке конкурса должно быть 100 победителей. Но когда у финалистов получаются практически равные по уровню результаты, тут уже никак нельзя их не включить в число победителей.

Участники и победители конкурса – люди очень разные. Но надо признать, что все-таки люди из компаний и корпораций, где занимаются развитием человеческого капитала, имеют вполне понятные преимущества перед другими. Потому что для них меньше стрессовых ситуаций возникает в процессе конкурса. Они ко многому привыкли. У них есть навыки.

О чем это говорит всем работодателям? Развивайте персонал, занимайтесь развитием, и тогда вы обнаружите таланты. Преимущества этого подхода налицо.

В этом конкурсе обязательным условием для выхода в финал был проект «Сердце лидера». На финале несколько проектов были отмечены как лучшие. Это было определенным маркером, говорящим о том, что участники конкурса не просто умные профессионалы, но еще и социально ориентированные лидеры. Потому что стране нужны лидеры, которые видят перед собой цель и понимают, ради чего и ради кого они все работают.

У меня журналисты спрашивают – назовите список 10 лучших победителей. Есть 104 победителя без первых и последних, и это намеренная политика. Нет соревнований за 1, 2 и 3 место. Потому что в любом случае, у каждого победителя главный приз, который они получают в конечном итоге, один и тот же – возможность получить себе крутого наставника.

У наставников есть свой день на конкурсе, в который они встречаются и работают с командой. Работа идет весь день, они задают свои кейсы. Могут отойти от своей команды и послушать другие. Кто-то из наставников приезжает заранее, кто-то уезжает позже, некоторые даже смогли все дни финала там провести. Они ведут деловые переговоры с финалистами, встречи. У наставников после завершения конкурса еще есть время на принятие решения. В прошлом году было много ситуаций, когда даже те финалисты, кто не стал победителями, обратили на себя внимание наставников, они заметили деловые и человеческие качества финалистов и сказали – мне этот человек нужен.

На конкурсе вообще очень мало обязаловки. Сама суть конкурса – вычислить и высветить качественных лидеров, мотивированных социально- и государственно-ориентированных профессионалов, свести их друг с другом, перемешать их. Чтобы они уже на личных, эмоциональных контактах дальше могли реализовывать совместные проекты. Поэтому и сообщество «Лидеров России» работает, и в этом сообществе – не только те, кто прошел в полуфинал, или в финал, стал победителем. Там есть люди, которые пытались и не прошли дальше полуфинала, вообще в него не попали. Самое важное, что в этом сообществе они общаются друг с другом. Это люди высокомотивированные, которым не все равно, что будет со страной, с экономикой, и они могут общаться друг с другом накоротке, помогать друг другу, помогать стране в итоге.

С чем мы все боремся – это клановость, «мохнатые лапы»… а в «Лидерах России» — рождается совсем другой клан, клан хороших людей, которые встретились, увидели друг друга в работе, в деятельности и друг другу понравились, стали командой.

Мне видится продолжение этого конкурса очень перспективным. В него в последнее время еще больше людей поверили, это видно из количества заявок и активности участников. Люди увидели, что произошло порядка 80 назначений на крупные должности по результатам конкурса прошлого года. Это не значит, что человека нашли где-то в глухой деревне, и он вдруг стал министром. По-разному происходили назначения. Но, действительно, некоторые получили должность заместителей министров в сферах здравоохранения, энергетики, экономики. Получившие назначения до этого либо работали где-то рядом с этой сферой, либо внутри министерства, либо вообще в другом секторе, но у них не было возможности, или не хватало уверенности в себе раскрыть свой потенциал. А здесь их заметили, конкурс помог открыть на них глаза руководству министерств.

Кстати, из недавних назначений участников конкурса на высокие должности могу назвать Алексея Текслера, ныне – врио губернатора Челябинской области.

Прошла встреча победителей конкурса с президентом в Кремле. В ней приняли участие как победители этого года, так и предыдущего. Например, заместитель министра энергетики Павел Сорокин, или Юлия Аблец, которая в Санкт-Петербурге около двух месяцев занимает должность председателя Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями. До этого она работала в управлении персоналом в компании «Деловые линии», свой путь начинала как юрист. А теперь у нее такая ответственная должность. На встрече с президентом она рассказывала о новом проекте, это будет в некотором смысле аналог «Лидеров России», но именно в рамках Санкт-Петербурга. Сейчас они хотят ввести формулу 35х35. То есть когда 35% всех должностей занимают люди до 35 лет.

Пока конкурс востребован, он будет жить. Мы же понимаем, что у нас дикий кадровый голод. Этот кадровый голод – еще и потому, что страна огромная, а люди, которые занимаются делом, очень редко лезут в глаза другим. Даже если они и публичные люди, они не будут себя бить пяткой в грудь, кричать – возьмите меня. Они же просто делают свое дело, все время чем-то заняты. А конкурс позволяет их высветить как прожектором, показать, что у нас и там, и там есть замечательные люди.

Думаю, что и поддержка президента — очень важная история. Президент второй год подряд встречается с победителями конкурса после его завершения.

Важно еще и то, что работа с лидерами не заканчивается с завершением финала. Далее и для полуфиналистов, и для финалистов будут идти различные обучающие программы. Будут проходить различные сборы, проводиться всевозможные активности. То есть конкурс живет, и его история – не разовая и не по календарю. Она постоянная. Это – новая жизнь, новое ее качество.

 

http://www.prisp.ru/opinion/1996-avgust-o-pobeditelyah-konkursa-lidery-rossii-2003

Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог