Перейти к содержанию

FEDPRESS «PR-концепция Хабирова глубоко архаична». Врио главы Башкирии рискует получить негативную оценку к выборам

Команда врио главы Башкирии Радия Хабирова тщательно работает над созданием позитивного образа кандидата от власти на предстоящих выборах. Так тщательно, что иногда эти усилия вызывают недоумение и оторопь как у общественности, так и у экспертов. «ФедералПресс» проанализировал самые странные PR-затеи администрации Хабирова и выяснил, что с ними не так. Подробности – в нашем материале.

«Башкортостанский суперхиро мэн»

Двадцатого марта к юбилею врио главы Башкирии Радия Хабирова на YouTube появился клип, тут же взорвавший местные соцсети. В песне «Фейсбук Хабирова» в непритязательной форме расхваливаются способности – реальные и фантастические – временно исполняющего обязанности руководителя республики. В частности, автор песни называет Хабирова «сильным, скромным, стойким», а кроме политических талантов («как Жирик, не скандален, не гламурен, как Собчак»), отмечаются и его человеческие качества – «В ураган и в снег спасет Радий Хабиров». В клипе его называют также «Джекки Чан наш региональный» и «Наш башкортостанский суперхиро мэн».+

Песню написал и исполнил председатель совета директоров государственного медиахолдинга «Башинформ» Ростислав Мурзагулов, которого также называют главным пиарщиком Хабирова. Профессионалы PR-отрасли, однако, не оценили творение коллеги и посчитали его очевидным провалом.

«Наигранно. Неумело. Опрометчиво. Лживая приторность – весьма меткая и, к сожалению для должностного лица, уместная реакция на данное видео. Подобный видеоконтент правильнее всего хранить дома для семейного просмотра, а не использовать в целях личного пиара, поскольку он способен вызывать лишь обратную реакцию», – считает эксперт в области корпоративного PR-формирования и управления общественным мнением Игорь Партизанов.

Политтехнолог Алена Август считает подобные ходы в предвыборный период неудачными и устаревшими. «Идея поддерживать кандидатов в губернаторы опусами местных групп не нова – вспомнить хотя бы видео «бежит Бречалов». Другой вопрос – качество исполнения и подача, – продолжает политтехнолог. – Тут два варианта. Либо местная группа на самом деле без ума от Хабирова, но тогда вопрос к этим ребятам – что ж так некачественно-то? Поэтому второй вариант – технологи озаботились, а исполнители сделали как смогли – более вероятен».

«Кто тут виноват? Думаю, все же технологи – любой процесс надо контролировать, и если бы некий наивно-народный, а не вымученно-натужный ролик появился к дню рождения Радия Хабирова, реакция была бы иной, более позитивной», – резюмирует Август.

 

Политтехнолог также считает, что провалом кампании это не станет, но будет неприятным штрихом.

Примечательно, что в свое время негативную реакцию соцсетей вызвали и другие PR-усилия команды Хабирова. Например, предложение сделать слоганом республики фразу «Без якшырак булдырабыз» – «Мы можем лучше». Фраза должна была как бы спорить со слоганом Татарстана «Без булдырабыз» – «Мы можем». По мнению экспертов, подобным лозунгом Башкирия сама ставит себя в положение догоняющей по отношению к своему вечному сопернику в экономике и политике – Татарстану.

«Мы пошутили и повеселились»

Сам автор песни и клипа «Фейсбук Хабирова» Ростислав Мурзагулов уверяет, что опус был создан намеренно, чтобы «расшевелить политическую поляну». По мнению соратника Хабирова, глупо видеть в безобидном поздравлении с днем рождения некую хитрую PR-акцию. При этом Мурзагулов осознавал, что творение его группы вызовет определенную долю негативной реакции в соцсетях. «Я прекрасно понимал, что те десять человек, у которых есть по десять ботов, разместят про меня сто хейтерских комментариев. Но я также понимал, что начнется дискуссия, что все начнут говорить о политике. Поэтому я сделал это совершенно сознательно во время нашей репетиции. Мы потратили на это 40 минут, мы пошутили, мы повеселились, мы вызвали политические разговоры, и это здорово», – рассказал Мурзагулов «ФедералПресс».

 

«Всем надо этим заниматься. Людям, причисляющим себя к неким властным элитам, надо обязательно заниматься творчеством, выглядеть как обычные люди, а не как каменные истуканы, – уверен Мурзагулов. – А то, что меня похейтили десять человек, меня совершенно не беспокоит».

На вопрос о том, как сейчас выстраивается PR-кампания Радия Хабирова, Ростислав Мурзагулов безапелляционно заявил, что никакой PR-кампании у врио главы республики нет в принципе. «Главная особенность PR-кампании Радия Хабирова заключается в том, что никакой пиар-кампании он не ведет и вести не собирается, – говорит чиновник. – У него есть очень четкое понимание того общества, в котором он живет. А он живет в обществе совершенно не том, что было еще десять лет назад, когда можно было приехать, наклеить везде плакатики, выпустить газетку, получить дешевую популярность и стать губернатором в любом регионе. Сейчас это все не работает. Сейчас общество стремительно становится сетевым. Соответственно все, что нужно дать людям, – объективную реальность, объективное ощущение того, что о них заботятся. Ровно это и делает Радий Фаритович – просто потому, что понимает, как это работает в современном обществе».+

«Если ты не будешь работать на людей, ничего у тебя не получится. Хоть ты сделай себе самую гениальную PR -кампанию, позови себе пиарщиков Обамы и Меркель – ничего не выйдет», – заключил Мурзагулов.

«Они считают Хабирова божеством»

Тем не менее, независимые наблюдатели уверены, что работа над имиджем Радия Хабирова не прекращается, несмотря на заверения его окружения. При этом PR-концепция врио главы Башкирии не самая удачная, уверен общественный деятель Андрей Потылицын«PR-концепция Хабирова глубоко архаична, ее можно отнести к характерным подходам конца 90-х и начала нулевых годов, – считает Андрей Потылицын. – Тотальное нагнетание информации об успехах, иллюстративная подача «общественного мнения»: «Интеллигенция, рабочие и доярки в едином порыве глубоко удовлетворены…» – и далее в том же духе».

«Проблема информационной политики Хабирова в первую очередь в нем самом – он не готов контактировать с населением и не готов искренне высказывать свое мнение, по всей видимости, не особенно его имея», – высказал свою точку зрения общественный деятель.

По мнению Андрея Потылицына, Радий Хабиров и его команда не были готовы управлять крупным и сложным регионом после нескольких лет мэрства в небольшом подмосковном городе. Отсюда растерянность и самого руководителя, и его окружения. «Многочисленные личные проколы и проколы команды в публичной сфере не добавляют привлекательности имиджу Хабирова, это очевидно. Но они вовсе не являются злонамеренными. Вся команда искренне считает Хабирова непогрешимым божеством, что в свою очередь, безусловно, деформирует самооценку самого Хабирова и приводит к очередным имиджевым и поведенческим промахам», – считает общественный деятель.

Среди других слабых сторон PR-сопровождения Потылицын называет неумение Хабирова выступать публично и общаться с простым народом.

Политолог Аббас Галлямов, напротив, считает, что образ Радия Хабирова в публичном пространстве выстраивается достаточно эффективно. Но вскоре этот образ может быть исчерпан. «На фоне предшественника, который воспринимался как слабый и нерешительный, козыряющий силой на грани брутальности, Хабиров выглядит достаточно выигрышно. Люди в Башкирии истосковались по сильной руке. Однако надо понимать, что речь идет именно о Башкирии. В целом же в России потенциал сильной руки исчерпан. Этот образ слишком долго эксплуатировал Путин, и он изрядно поднадоел, – говорит политолог. – Сейчас в стране крепнет запрос на противоположный тип лидерства – склонный к сочувствию, заботе, диалогу. Установка на конфронтацию уходит в прошлое. Риторика, когда тех, кто тебе не нравится, ты обзываешь «сопливыми носами», скоро приестся и в Башкирии, ведь и в ней на долгосрочных отрезках доминирующими являются федеральные, а не местные тренды. Впрочем, на год-два запаса прочности хватит, и в этом году Хабиров изберется без всяких проблем».

Несмотря на популярность врио главы республики, эксперты говорят о возможных рисках для Радия Хабирова. Год, проведенный у власти до выборов, – это слишком много. За это время может случиться, и уже случилось, непредвиденное, что может больно ударить по имиджу и поддержке кандидата от власти. «Постепенно восторг от смены власти в республике затихает, и население начинает объективно присматриваться к новой власти, – говорит Андрей Потылицын. – На местах реально ничего не происходит, а главные проблемы никак не решаются. Это проблемы дольщиков, медицины, цен и Сибая. Для Хабирова приход в Башкирию в октябре – большая проблема, потому как за лишние полгода у него спадает образ недавно пришедшего к власти и заканчивается так называемый медовый месяц с избирателями. К выборам в сентябре есть риск получить массовую негативную оценку и проблемы на избирательных участках».

Именно с учетом этого риска, по мнению общественного деятеля, Радий Хабиров и привел к власти в центризбиркоме Башкортостана свою соратницу Илону Макаренко. Даже если поддержка врио главы за оставшиеся до выборов пять месяцев упадет, новая глава ЦИК, по его мнению, сможет «нарисовать» нужную цифру, уверен Андрей Потылицын.

fedpress.ru/article/2220278

Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог