Перейти к содержанию

FEDPRESS Смыслы недели: Восточный форум на острове Русский, финиш предвыборной кампании и поиски врагов

Начало сентября ознаменовалось стартом осеннего политического сезона: сенаторы расследовали вмешательство в дела России, на острове Русский прошел Восточный экономический форум, а в пятницу завершилась предвыборная кампания в целом ряде субъектов. Уже сейчас можно сказать, что в ближайший месяц мы будем наблюдать за последствиями этих событий. Самые многочисленные информационные поводы нам, безусловно, подарит воскресенье. Пока же «ФедералПресс» обсудил с ведущими политологами, политтехнологами и экспертами главные смыслы уходящих пяти дней.

Укрепляя стратегические союзы

На острове Русский подошел к концу уже пятый по счету Восточный экономический форум. Его участники подписали соглашения на общую сумму в 3,4 трлн рублей. Например, благодаря инвестициям в скором времени появятся ГОК на Чукотке, завод минеральных удобрений в Приморье, проекты по освоению нефтегазовых участков в Якутии.

На форуме было сделано колоссальное количества важных для перспектив России и международных отношений заявлений. На площадках работали более 8,5 тысяч человек из 65 стран мира. Самыми многочисленными были делегации из США, Великобритании, Монголии и Малайзии. Разумеется, знаковыми мероприятиями стали встречи лидеров стран, которые приехали на форум для обсуждения дальнейшего развития Азиатско-Тихоокеанского региона.

e981c261676eec468d85b748a5130cee.png

Комментирует политтехнолог Марат Баширов:

«Я бы сказал, что Восточный экономический форум способствует в первую очередь укреплению стратегических союзов в мире. Это было особенно заметно по визитам премьера Индии, премьера Малайзии. На их фоне нам было интересно наблюдать за продолжающимся диалогом между президентом Путиным и премьером Японии Синдзо Абэ.

Очень важно, что президент Путин уделил равное внимание Малайзии и Японии, но, конечно, солировал из иностранных гостей именно премьер Индии. Мы все время говорим, что есть стратегическое сотрудничество России и Китая, но при этом вся деловая программа и те контакты, которые осуществлялись на межгосударственном уровне, показывали, что выстраивается вторая линия сотрудничества – это Россия и Индия. Причем это не только традиционное сотрудничество в области вооружений, это сотрудничество, которое касалось СПГ, энергетики в более широком смысле, это касалось всех остальных направлений, начиная от IT и заканчивая фармацевтикой.

Конечно, форуме – это некая фиксация работы, которая уже была сделана. Это разговор не о намерениях, это фиксация того, что уже проработали на уровне федеральных органов власти. Было заметно, что Индия глубоко погрузилась в тематику, связанную с региональной спецификой России и речь шла именно о том, чтобы Индия участвовала не только в общем формате, а в том, что касается дальневосточных регионов России.

Премьер Индии пригласил одиннадцать губернаторов дальневосточных регионов России приехать в Индию и это демонстрирует глубокое погружение: он понимает о чем идет речь, он понимает, что Россия – большая страна, особая территория, которой президент России уделяют огромное внимание и Восточный форум как раз был направлен на то, чтобы именно привлекать инвестиции в эту часть России.

Я бы обратил внимание на то, что президент после этого не улетел. Он еще посетил несколько регионов, в частности, Камчатку. Это был не просто посещение ВЭФа, это была персональная работа президента с регионами».

856b2e85e45ece48233a95a12f0ca7ad.png

Комментирует политолог Илья Гращенков:

«ВЭФ-2019 получился масштабным, но вместе с тем недостаточно целостным мероприятием. Анонсировалось, что центром внимания станут российско-индийские отношения, но каких-то реальных подвижек в этом направлении на полях форума не наблюдалось. Равно как и анонсированный старт «новых отношений» с Монголией, точки соприкосновения остались прежними. Региональная повестка форума укрепила понимание, что Путин намерен активно развивать ДВФО, но опять же, в части иностранных инвестиций, эта информация не оказала прорывного эффекта, и Китай, и Корея, а особенно Япония, по-прежнему настороженно относятся к российскому рынку. Так что среди ключевых моментов ВЭФ я бы назвал лишь общий фактор роста интереса к Дальневосточным регионам, что именно они становятся мейнстримом для российской экономики.

Однако было ещё два любопытных фактора, среди них — рост интереса к программам по экологии, почти каждый субъект или министерство обозначило эту тему среди приоритетных. Второй фактор – обилие инновационных IT-технологий, от презентаций в виртуальной реальности, до внедрения их в работу различных ведомств. И важное событие — чемпионат по игре в Го, в рамках ВЭФ. Эта игра позволяет найти подход к восточным партнерам, которые играют в неё с детства. Именно Го позволило наконец сесть и открыто поговорить за одним столом представителям российской власти и азиатских бизнес-элит. В 2020 году во Владивостоке пройдёт первый в РФ Международный турнир по этому виду спорта, а значит Приморье попадёт в настоящий «круг общения» крупных восточных инвесторов.

Таким образом, именно спорт позволил укрепить международные отношения в рамках ВЭФ. Хотя в целом, стоит отметить, что настороженное отношение со стороны азиатских инвесторов, в целом сохраняется. Хотя ряд регионов сумел укрепить свои позиции по привлечению инвестиций в последние годы, среди них я бы отметил Якутию, Камчатку и Бурятию. Например, в очередной раз презентованный проект по СМП может помочь заинтересовать тех самых индийских инвесторов, которые поставили себе задачу — к 2050 году в три раза увеличить ВВП. А новые морские ворота в страны АТР находятся именно на Дальнем Востоке. При этом, как мне кажется, формат крупных и дорогих форумов себя исчерпал, а России стоит изучить опыт менее масштабных, но более камерных мероприятий, на подобии европейских бизнес-форумов».

Перед финишной чертой

В пятницу завершается предвыборная кампания, в субботу – день тишины. В последние дни политические партии и самовыдвиженцы вели активную агитацию: пресс-конференции, встречи с избирателями, парад «умных списков» от целого ряда политиков и попытки «хайпануть» на актуальных новостях. Следует напомнить, что в Единый день голосования (8 сентября) пройдут дополнительные выборы депутатов Государственной Думы, прямые выборы глав 16 субъектов РФ, а также в 13 регионах состоятся выборы в законодательные органы власти. «ФедералПресс» попросил экспертов оценить кампанию с точки зрения чистоты, корректности и конкурентности.

aa5f7eb52ef10f7152d20d7d8c1dc509.png

Комментирует политический консультант Алена Август:

«Кампания этого года интересна тем, что сколько нужно было собрать «косяков» и несоответствий, столько и было собрано, то есть все по максимуму наступали на грабли. Кандидаты странным образом решили, что закон читать дальше первой страницы необязательно, что выборы – это просто и мы сейчас сделаем страшную картинку, а из нее – плакаты. Также «косяки» допустили многие руководители кампаний. Из соображений корректности я не буду называть фамилии, но не считаю правильным подходом полную «зачистку территорий». Смысл это делать, когда можно победить по-настоящему? Мы же понимаем, что победа, которая сделана на «расчищенном поле», может обернуться гораздо большими претензиями к победителю. Люди уже достаточно внимательно относятся к выборам, появляется аудитория, которая пытается анализировать то, что происходит. Зачем считать всех быдлом, когда ты делаешь из человека, который мог бы победить, слабака, играющего в поддавки? Мне искренне непонятна эта история.

Есть такое понятие внутри нашего цеха – «сам себе технолог» (по аналогии с «сам себе режиссер»), когда люди ведут кампанию так, как в голову взбредет, не думая о юридической стороне. У нас все сложно с культурой знания законов своей страны, а это важно, если кандидат собирается стать депутатом, работать в законодательной власти. Как можно писать законы, если ты их читать не научился? Очень странное отношение к закону наблюдается повсеместно. Люди не вчитываются, не вдумываются.

Самисебетехнологи – это те люди, которые во многом, пытаясь говорить на языке народа, делают такие АПМ, такие плакаты, такие буклеты, что иногда ощущение, что мы вернулись в 90-е. Какое-то запугивание, какой-то трэш и в желании быть оригинальными они просто убивают шансы на то, чтобы кандидатов считали серьезными людьми. Быть клоуном, конечно, прикольно на фоне серости. Тебя точно заметят, но есть же шанс, что такие клоуны придут во власть и что они там будут делать? Там же мало будет одной оригинальности. Там необходимо еще работать»

b72c59c716c4bc36680152496777afa6.jpg

Комментирует член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества Александр Брод:

«Могу сказать, что кампания конкурентная. Это [подтверждает] и реальная фактура, которая приводилась и данными Центральной избирательной комиссии, и экспертами в регионах. По довыборам депутатов Госдумы в среднем 9 кандидатов на один мандат, на выборах высших должностных лиц – 5 кандидатов на один мандат, в региональные парламенты – по 8 кандидатов на один мандат.

Кандидатов по сравнению с прошлым годом стало больше. Если говорить о муниципальных выборах, то, например, в Санкт-Петербурге зарегистрировано в три с половиной раза больше кандидатов партии «Яблоко» по сравнению с 2014 годом или порядка двухсот кандидатов от «Партии Роста», которая в 2014 году не была совершенно представлена на муниципальных выборах.

Что касается чистоты, то выборы – это политическая борьба, столкновение интересов. Идеальных беспроблемных выборов нигде не бывает. Конечно, болезненный момент был связан с регистрацией на выборах, прохождением так называемого муниципального фильтра. Здесь, конечно, были обиженные, которые не смогли его преодолеть. Мы разбирались, делали запросы. Правовые основания для отказов имели место: либо проблема в поданных документов, либо отсутствие должного количества подписей муниципальных депутатов.

Были случаи давления на муниципальных депутатов. Мы занимаемся этим вопросом, направляли запросы в правоохранительные органы. Есть в ряде субъектов проблемы по поводу досрочного голосования – так называемое двойное голосование, были случаи порчи бюллетеней, агитационных материалов в регионах. По всем этим вопросам направлялись обращения в избирательные комиссии и правоохранительные органы, но серьезных, грубых нарушений мы не наблюдали.

По Москве проблема уже была связана большей частью с безответственностью незарегистрированных кандидатов, которые вместо обжалования решений комиссий и отстаивания своей правоты позвали население на несогласованные акции и таким образом были спровоцированы конфликтные моменты с правоохранительными органами».

В поисках врагов

И еще одна тема, опосредованно связанная с выборами. В августе стартовали парламентские расследования в Государственной думе и Совете Федерации. Депутаты и сенаторы хотят выяснить: кто и как вмешивался в суверенные дела России? По мнению председателя профильной комиссии Совфеда Андрея Климова, попытки вмешательства происходят с целью дестабилизации политической ситуации в Москве. Они осуществляются при помощи СМИ, социальных сетей и активистов, проходивших подготовку за рубежом. Под прицелом оказались, в частности, западные средства массовой информации. Телерадиокомпанию Deutsche Welle заподозрили в призывах выходить на несанкционированные акции протеста. Новости из верхней палаты парламента заставили социальные сети задаться вопросом: а что теперь ждет «Немецкую волну» с учетом нашей запретительной риторики?

ba79cfa5525baa112bc9b0ef83ad811d.png

Комментирует президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Алексей Куртов:

«Это сложный вопрос. Я надеюсь, что запрета Deutsche Welle не произойдет, потому что иностранные источники у нас читаются не только оппозиционерами, а всеми чиновниками, которые пытаются понять происходящее заграницей и то, как на нас смотрят иностранцы. Это важный источник информации. Но, вообще говоря, для рассмотрения истории с Deutsche Welle был применен странный алгоритм, которым я удручен, потому что рассмотрение было не по существу написанного, а по ощущениям сенаторов. Мне кажется, что недостаточно оно было обоснованным»

52b2b0bb9af8bf11f46dd95e35bfc0be.jpg

Комментирует политтехнолог Андрей Максимов:

«С моей точки зрения теоретически это вполне возможно. Тем более, что Deutsche Welle вышла за пределы независимого СМИ. Проблемы, например, у Russia Today и «Спутника» на территории Европейского союза и США начались на пустом месте, из ничего. Здесь же явно пропагандистская атака явно чужого средства массовой информации, контролируемого правительством другой страны. Поддержка ими незаконных действий людей, нарушающих законодательство страны пребывания, может нести определенные последствия»

http://fedpress.ru/article/2309098

Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог