Перейти к содержанию

ТВЕРСКАЯ 13 Волшебные дни «Сказочного мира»

В Москве завершился 7-й уникальный фестиваль детских спектаклей малых форм «Сказочный мир». С 11 по 24 октября на 10 площадках фестиваля были не только показаны спектакли участников-лауреатов фестиваля, который ведет свою историю с 2007 года, но и представлены методики работы театров со зрителями и уникальные мастер-классы, а также проведены встречи с режиссерами спектаклей.

Открытие фестиваля прошло 11 октября в пресс-центре информационного агентства ТАСС, где тема возрождения интереса детей к театру как искусству рассматривалась в контексте решения социальных проблем нашего времени – проблем инклюзии, диалога поколений, развития умения чувствовать и сопереживать. Фестиваль, соучредителями которого являются Союз женщин России и камерный музыкальный театр «Эль Арт», поддержали давние партнеры — Департамент регионального развития и приоритетных проектов Министерства культуры РФ, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Российский государственный университет им. Косыгина, Кабинет театров для детей и театров кукол СТД РФ, а также эксперты в области социальной педагогики и общественные деятели — член комиссии по культуре Московской городской Думы Наталья Метлина, член Общественной палаты РФ, ректор Российского государственного социального университета Наталья Починок, руководитель федерального проекта «Равенство возможностей» Елена Ульянова. Фестиваль изначально был рожден в сотрудничестве с социальными организациями поддержки детей в трудной жизненной ситуации, отметила художественный руководитель фестиваля Элеонора Шумилова: «Мы хотели помочь встретиться с театром детям и семьям, которым по разным причинам сложно это сделать самостоятельно». Галина Федосеева, советник председателя Союза женщин России считает главной идеей фестиваля обеспечение доступности театрального искусства для детей, проживающих в небольших городах и сельских поселениях: «Сейчас важно дать опыт театральной педагогики энтузиастам, работающим с детьми, напитать их методиками, дать в руки профессиональные инструменты знакомства с театром». «Наши дети сейчас живут в мире гаджетов, — обратил внимание на проблему директор фестиваля Роман Коломойцев, — а в жизни им приходится общаться не с роботами и программами, а с живыми людьми, искать возможности взаимопонимания, уметь сопереживать и сочувствовать. Всему этому учит театр. Театр навсегда меняет в лучшую сторону любого человека, соприкоснувшегося с ним». Эксперт по коммуникациям, психолог Алена Август уверена: «Соприкосновение с театром дает детям, подросткам и взрослым те самые soft skills, которые необходимы в современном мире. Не машины и не технологии решают проблемы – проблемы осознают и решают живые люди в живых коммуникациях. Театр дарит человеку пространство воображения, обмена чувствами и эмоциями, не сравнимое ни с чем».

Истинное рождение личности

Татьяна Климова, эксперт фестиваля, ученый секретарь секции Театральной психологии и педагогики Российского психологического общества, ст. преподаватель Российского Православного университета Св. Иоанна Богослова и Лаборатории Социокультурных образовательных проектов МГПУ, отмечает: «Театр учит обобщать, анализировать, понимать язык символов и метафор, что особенно важно для развития эмоционального интеллекта. Это иное открытие мира и самого себя, развитие умения сопереживать, по большому счету – истинное рождение личности. Ребенок с помощью театра себя перепроверяет, кто он и какой он, на что он способен или не способен, насколько он человек. Именно театр ставит эти вопросы и дает возможность пережить личный опыт в предлагаемых обстоятельствах, возвращает человеческой личности ее масштаб. О том, как выстроить эту работу с детьми системно – мы и будем говорить на фестивале».

В календаре фестиваля каждый день – волшебный

Каждый спектакль и мастер-класс были в фокусе внимания главных экспертов – юных ценителей театра, воспитанников Театра-Студия «ТеаТРолли» при Дворце Творчества Детей и Молодёжи «Восточный» (руководитель Наталия Франкова) и Московского городского творческого коллектива театра-студии «Дверь» при культурном центре «Митино» (руководитель Екатерина Миронова). Свои работы на фестивале представили РАМТ («Черная курица»), творческое объединение «Таратумб» («Аленький цветочек»), Камерный музыкальный театр «Эль Арт» («Сказка о царе Салтане», «Призраки любви», «Дюймовочка» и «Веселые кельты»), Лианозовский театр («Все вижу, все слышу, все знаю»), театр «Бенефис» («Мой папа самый-самый»), Денис Сысоев (моноспектакль «Мюнхгаузен»), Московский областной ТЮЗ («Каникулы Бонифация»).

Театр полон приключений

Впервые фестиваль стал лабораторией лучших практик театральной педагогики. О том, как команда РАМТ посвящает детей и родителей в тайны и секреты театра, рассказала социальным педагогам и студентам творческого и социального факультетов РГСУ, журналистам и психологам руководитель Экспериментального центра по работе со зрителями Ольга Бигильдинская.

Своим опытом реализации просветительской программы «Сказочный мир» она поделилась с участницами мастер-класса художественный руководитель Камерного музыкального театра «Эль Арт», руководитель программы Элеонора Шумилова..

Мастер-класс режиссера-педагога РАМТа Аллы Лисициной — авторская методика работы со зрителями после просмотра спектакля «Черная курица» (по программе работы «Семейного клуба» РАМТа) — оказался полным погружением в творчество для детей и взрослых участников. Глубокие философские вопросы обсуждались понятным детям языком, каждая идея приветствовалась и обрастала новыми. Участники попробовали себя в мини-этюдах, придумав, как еще мог бы называться спектакль (среди вариантов были «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «На бога надейся, а сам не плошай»). Каждый участник мастер-класса из бросовых материалов — старых газет и скотча — сам «изобрел» нового жителя подземного мира и взаимодействовал с остальными. За каждой игрой, за видимой легкостью — мастерство режиссера-педагога и инструменты погружения детей и взрослых в диалог о театре, в суть замысла спектакля.

Музыкальные приключения

Открытием стал урок музыки театрального педагога, режиссера Юлии Рыбаковой в Доме детского творчества на Таганке – в игровой форме дети знакомились с инструментами народов Севера и различными музыкальными формами.

Доцент Академии музыки им. Гнесиных, удивительный актер, мультиинструменталист и … многое-многое другое — Юрий Наумкин в дуэте с сыном Кириллом провели чудесный мастер-класс по знакомству с миром музыкальных инструментов. Дети и взрослые слушали, пели и подпевали, извлекали звуки из необычных инструментов и получали удовольствие от музыки вокруг и внутри своих сердец.

Волшебные встречи

Спектакль «Каникулы Бонифация» дал возможность аудитории фестиваля встретиться с режиссером Юрием Алесиным и обсудить авторскую концепцию современного детского театра. Рецепт вкратце таков: не надо взрослым усложнять — мир чувств понятен детям, надо быть искренними и чистыми, говорить на одном языке с детьми, вот в чем секрет успеха.

Заведующая педчастью МОГТЮЗа Александра Никитина показала это на практике — дети были счастливы после спектакля поиграть с ней и поговорить о том, чему на этот раз научил их театр.

Островком откровений стал мастер-класс режиссера студии MINIMA Лоры Макмак — не только, и не столько спектакли и постановки цель работы студии, сколько стремление дать ребятам уникальные инструменты — фантазию, умение принимать решение по ситуации, умение во всем увидеть некий смысл и найти выход из любого тупика. На мастер-классе Лоры с помощью простых, на первый взгляд, упражнений с бумагой, перчатками, картинами рождались насыщенные смыслом и драмой истории, рождалось живое взаимодействие и эмоции.

На мастер-классе Александра Таттари «Умение быть разным» (Лианозовский театр) юные зрители и их родители вместе с мастером постигалт тайны переживаний и глубины эмоций, прикоснувшись к азам актерского мастерства и владения своим телом.

Удивительное погружение в театр, литературу, творчество состоялось благодаря Александре Никитиной и актерам Московского областного ТЮЗа. Проживание текста, «примерка» ролей, непрерывный диалог с залом на читке А. Акерлие «Ларс ЛОЛ» — никого не оставили равнодушным. В сердце каждого ребенка эта читка оставила след, а в голове — вопросы, искать ответы на которые и интересно, и непросто.

Мы не прощаемся, фестиваль!

Эксперты фестиваля выразили надежду, что фестиваль стал не только площадкой, объединивших старых друзей — театры-лауреаты, экспертов, театральных педагогов, — но и смог стать точкой соприкосновения разных специалистов и местом рождения новых проектов в сотрудничестве театра и образования, театра и системы социального сопровождения, общественных организаций и объединений родителей, в том числе родителей особенных детей.

«Главный итог фестиваля — это возможность его продолжения, — считает Галина Федосеева, руководитель социокультурной программы «Сказочный Мир» от Союза женщин России. -И мы будем рады увидеть всех на 8-м фестивале». За 12 лет более 86 театров приняли участие в фестивале «Сказочный мир», проведено более 100 благотворительных показов спектаклей-лауреатов в регионах России, включая малые города, организовано более 60 мастер-классов, включая семинары и консультации (в том числе онлайн-мероприятия для педагогов, воспитателей, библиотекарей, родителей на основе социокультурной методики программы).

Газета города Москвы «Тверская 13»
http://tverskaya13.ru/puls-goroda/volshebny-e-dni-skazochnogo-mira/