Перейти к содержанию

КЛУБ РЕГИОНОВ Наши губернаторы забыли, как надо работать

В администрации президента вице-губернаторам рассказали, как должны работать главы регионов: избавиться от популизма, быть ближе к людям, а в качестве модели поведения использовать «слезу Осипова» и «разворот Текслера», а также обеспечивать себе и президенту высокие рейтинги доверия. В интервью «Клубу Регионов» политконсультант Алёна Август подчеркнула, что, когда доходит до таких советов, это означает, что «у нас губернаторы забыли, как надо работать, о том, что работать нужно именно так».

– На ваш взгляд, насколько серьезной проблемой для губернаторов является падение их рейтинга доверия?

– Падение рейтинга губернаторов является очень серьезным вопросом. Потому что люди эмоциональны, и когда они перестают доверять своему губернатору, то любые, даже самые дельные предложения и изменения воспринимаются через черные очки, то есть ни во что хорошее люди верить уже не могут и воспринимают все с определенной долей негатива.

– По информации СМИ, в KPI губернаторов теперь включен и рейтинг Владимира Путина в конкретном регионе. И в некоторых регионах он, оказывается, ниже губернаторского…

– При этом большая часть губернаторов была прислана в регионы президентом. И когда они лажают, то весь негатив от их действий цепляется и к образу президента. Поэтому за сообщения, которыми сейчас нас «радуют» различные социологические агентства, о том, что рейтинг президента падает, что он ужасно низок, можно сказать спасибо губернаторам, которые для этого «постарались». Потому что надо очень сильно постараться, чтобы в железобетонном рейтинге президента пробить такую брешь.

Когда же ситуация вдруг где-то складывается так, что рейтинг губернатора вдруг зашкаливает, скорее всего, это абсолютно кратковременная история и, возможно, не очень хороший политический ход в предвыборной ситуации. Почему ход не очень хороший? Потому что сверху падать больнее. Сейчас мы видим, как свежеиспеченные губернаторы, которые в своих кампаниях стремились достичь невозможного, будут ловить это самое падение, потому что слишком высокие ожидания порождают высокие рейтинги. Но никому из этих новых губернаторов никто не дал волшебную палочку вместе со статусом главы региона, и у них точно так же, как и у остальных, остаются наши извечные беды: дороги, неожиданно пришедшая зима, ЖКХ и прочее. Я не знаю людей, которые могли бы решить эти вопросы быстро, потому что ситуация у нас в стране непростая, никто мешками деньги в регионы не привозит и регионы их мешками не зарабатывают.

– Вице-губернаторам, руководителям внутриполитических блоков в регионах рекомендовали меньше увлекаться популизмом…

– При этом мы говорим о том, что пришла эпоха популизма. И в сопредельных странах, и в Европе, да и у нас на выборах побеждают люди, идущие на волне популизма. Популизм – это очень простые идеи, мы все помним самого главного популиста в нашей истории с его «землю – крестьянам, воду – матросам, замки – рабочим». Упаковка в простые конструкции приводит к быстрым победам, но этот прием хорош только во время предвыборной кампании – всех критикуй, кивай на предшественника, говори о том, что ты все исправишь, всех плохих выгонишь, всех хороших приведешь. А потом начинается простая жизнь, как после свадьбы, и не все губернаторы выдерживают испытания бытом. Когда популизма слишком много в предвыборной кампании, то потом он перестает работать, потому что люди наши, несмотря на их эмоциональность и то, что думают они чаще сердцем, чем головой, не могут «съесть» столько популизма. Можно, конечно, верить в лучшее, но, если ты изо дня в день месишь сапогами грязь на улице, трудно верить в хорошее. Можно потерпеть месяц, два, но не год, потому что тебе же обещали, ты же верил. Поэтому понятно опасение администрации президента в связи с увлечением популизмом. Но, с другой стороны, есть команды губернаторов и политтехнологи, которые показывают результат, которым все довольны. Но потом эти политтехнологи уезжают из территории, и губернатору все приходится расхлебывать самому, а получается это не у всех. Поэтому и просят снизить градус популизма и быть ближе к земле и людям.

– А как вы относитесь к установке на «новую искренность»?

– «Новая искренность» – это возможный инструмент применения в популистской повестке, но эта технология работает и отдельно. И на самом деле «новой искренностью» мы сейчас называем то, что и так должно быть. Губернатор и его команда должны на любую самую неприятную тему говорить с людьми, доносить им информацию четко, понятно, живым человеческим языком. К сожалению, далеко не все это умеют, и почему-то даже свеженазначенные и свежеизбранные губернаторы не все этим владеют.

И я боюсь, что в регионах не очень хорошо понимают разницу между популизмом и «новой искренностью». Сейчас очень активно обсуждаются два кейса – «слеза Осипова» и «разворот Текслера». Но, если у нас все губернаторы вдруг начнут плакать, сдерживая глухие мужские рыдания, это не будет работать. Потом, когда говорят об Осипове, никто почему-то не вспоминает, что эта победа [на выборах губернатора Забайкалья] была в чистом поле, без противников, и он мог плакать, а мог и не плакать, и это повлияло бы разве что на какие-то доли процентов. А «разворот Текслера» – это вполне нормальная история, когда вместо запланированного маршрута губернатор едет туда, где его не ждут. Но, ребята, спросите любого директора колхоза, а не так ли он поступает? Получается, что мы гордимся тем, что нормально, а нормально – это ехать туда, где тебе не расстелили красную дорожку, ямы на закопали, дырки на домах не закрасили, деревья не вкопали. Это просто нормальный хозяйский подход и хорошая технология, но подавать ее как нечто из ряда вон странно. Это говорит только о том, что у нас губернаторы забыли, как надо работать, о том, что работать нужно именно так.

http://club-rf.ru/interview/379

Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог