Перейти к содержанию

PRISP И Брежнев такой молодой…

Те, чье детство и юность прошли в СССР, хорошо помнят строки песни: «И вновь продолжается бой, и сердцу тревожно в груди, и Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди». Это в 90-е годы прошлого века правящую партийную элиту СССР стали называть «кремлевскими старцами», а в октябре 1964 года после освобождения от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева на эту должность Пленум ЦК КПСС избрал Леонида Брежнева. Это было ровно 55 лет назад. И в то время Брежневу было 58 лет – конечно, уже не молодость, но и далеко не старость. Спустя 18 лет в ноябре 1982 года страна хоронила Героя соцтруда и четырежды Героя Советского Союза.

Политтехнолог, эксперт по коммуникациям, эксперт Центра ПРИСП Алена Август рассуждает в своем интервью о том, почему пожилые и, как ни странно, молодые россияне, еще не родившиеся во время правления Брежнева, смотрят на брежневскую эпоху сквозь розовые очки.

Как считаешь, с чем связаны такие настроения в обществе по отношению к брежневскому периоду?

Брежневские времена сейчас уже окутаны этаким романтическим флером, все это было достаточно давно. Я помню из своего детства, что хотя и была ребенком с характером и для меня не было непререкаемых авторитетов, но переживания окружающих в связи со смертью Леонида Ильича были действительно достаточно серьезными. Царила общая атмосфера всесоюзного траура.

То есть современники искренне воспринимали его как отца нации?

Да, это так и было. Почему? Во-первых, надо отдать должное правильно работавшей, хорошо отлаженной машине госпропаганды. Кто-то скажет — шло оболванивание народа, а кто-то увидит в этом то, что сплачивало нацию. Потому что во главе государства был человек, которому, безусловно, верили. Даже видя что-то, что не соответствовало идеологической линии, тем не менее, люди испытывали уважение к Брежневу, как к первому лицу государства.

Можно сказать, что коммунистическая идеология и была национальной идеей, которую сегодня мечтают сгенерировать современные политики?

Не столько коммунистическая идеология, сколько верность системе правил гласных и негалсных. Тогда сильно не заморачивались, просто идея была, и она в голову вбивалась всей системой. Причем, это не всегда происходило насильственно, но это действительно заставляло верить руководству страны. На этом фронте работали профессионалы, и работали хорошо.

Почему сейчас у некоторых людей отношение к той эпохе, скажем так, с легкой грустью, есть даже молодое поколение, для которого эти времена идеализированы? Именно потому, что прошло уже несколько десятилетий, и то хорошее, что хотелось бы сейчас кому-то реанимировать, оно возводится в абсолют. Патерналистские настроения всегда были в нашей стране, да и во многих странах бывшего соцлагеря. Это же так здорово, когда есть «большой брат», который о тебе готов позаботиться. Ты ходишь в школу, тебя там бесплатно кормят, бесплатные садики, ты идешь учиться в вуз, тебя распределят потом, найдут место работы. Ты «под крылом».

Не было всего этого кошмарного беспокойства, которое сейчас испытывают дети, начиная с подросткового, а то и раннего школьного возраста, не говоря уж об их родителях: куда идти, где учиться, на кого, что перспективно, куда устроиться на работу? И это состояние продолжается постоянно, потому что мир меняется очень быстро. Вроде и есть выбор, а выбирать-то сложно.

Это как в той старой шутке про два сорта колбасы – «Столичная» и «Останкинская». Ты был рад любому сорту, когда тебе вообще удавалось ее достать, не купить, а достать. А сейчас, когда появились сотни сортов по более-менее приемлемым ценам, ты в любом случае останавливаешься на каких-то определенных для себя сортах в нешироком спектре.

Поэтому то, что сейчас думает молодежь об эпохе Брежнева — это на самом деле то хорошее, что помнят их бабушки. Это всегда еще и окрашенные определенным образом воспоминания с точки зрения психологии.

Бабушки помнят, прежде всего, свою молодость.

Конечно, когда они были девушками, они влюблялись, они были красивы, молоды, здоровы. Конечно, хочется свою молодость помнить как нечто прекрасное, цветущее, яркое, поэтому именно так они о тех временах и рассказывают. Сейчас же у нас насыщенная информацией жизнь, она во многом должна быть раскрашена разными красками, однако для многих цвет чаще серый. Почему? Если раньше идеологическая машина продуцировала новости позитивные: «мы стали жить лучше, цены снизились, преодолели очередной барьер», то сейчас — чем хуже новости, тем лучше они «продаются».

Правильно, ведь СМИ гоняются за жареными фактами.

Потому что это поднимает рейтинги. Потому что, если просто написать, что «перевели бабушку через дорогу», кому это интересно? А если ее раздавил бульдозер, который был угнан пьяным подростком, который был укурен, да еще и изнасиловал кого-то по дороге…

Еще и сын депутата муниципального…

Обязательно, потому что нужно еще политику чуть-чуть приплести, депутат должен быть единоросс, не дай бог либерал, не поверят.

На самом деле сейчас наше время молодежью воспринимается с точки зрения негатива, не потому что этот негатив вокруг них только и есть, а потому, что он старательно выводится в топ. Они все достаточно сыты, нормально одеты. Нет у них такой истерики, которая была во времена моего детства под названием «хочу джинсы». Народ реально готов был умереть за джинсы. А моя мама, будучи замдиректора завода, сказала мне: «Нет, джинсы ты носить не будешь, это некрасиво, потому что у других ребят нет». Мама вот так меня воспитывала. Зато была музыкалка, спортивная школа, театр и многое другое.

С другой стороны, в то время ходило много анекдотов про Брежнева. Именно то поколение, которое сейчас рассказывает своим внукам про то, как было хорошо, сидело на кухнях и полушепотом перемывало косточки руководству партии и правительства. Что изменилось-то в итоге?

Вообще, все эти хохмочки и анекдоты — это опыт выживания русских, мы же любую тему обстебем, у нас же все про это, что-то не получилось — надо над этим обязательно поржать, чтобы не было мучительно больно. Способ освоения реальности.

У нас сейчас практически исчезли политические анекдоты, обратите внимание.

Сегодня можно создать свой блог, свой телеграм-канал и извращаться, сколько хочешь. Ты еще придумай анекдот, жизнь и так полна анекдотов. Да и для того, чтобы родился анекдот, нужно, чтобы идеологический каток государства тебя как-то зажимал, а сейчас на самом деле ты можешь говорить практически что угодно, никого особо это даже и не интересует — что запрещено, то прописано в законе (типа призывов к разжиганию и т.п.).

Анекдот — это когда тебя сильно зажимают и для того, чтобы выжить, нужно как-то посмеяться. И вообще юмор — это показатель хорошего ума. Анекдоты ведь сочиняли не все, просто их нужно было потом пересказать, они хорошо были сочинены. А сейчас, если мы почитаем некоторых критиков власти, видим, что понаписали-то они одно и то же. Подано невкусно, и поэтому нет желания эту информацию передавать.

Для тебя лично эпоха Брежнева — это что?

Для меня это что-то про далекое советское прошлое. Как я уже говорила, со смертью Брежнева у народа были связаны действительно искренние переживания. Почему люди переживали? Кроме понятной идеологической составляющей, возможно, потому, что был достаточно долгий период нахождения Леонида Брежнева у власти. Есть зона комфорта, все было до этого понятно, были достаточно ясные правила игры, было понятно, как жить во время дефицита, как строить карьеру, на что ты можешь претендовать, на что не можешь. Все было расставлено по местам и «притерто». И тут вдруг человек, который стоит во главе этого мира, умирает.

Мы же помним, что было потом. Руководители страны начали меняться стремительно, СССР начало «подколбашивать». К хорошему привыкаешь быстро, вот и горевание было достаточно искренним. Конечно, не у всех.

Какой сделаем вывод в итоге нашего разговора? Что не стоит молодежи смотреть на историю сквозь розовые бабушкины очки?

Любой период жизни семьи или страны, в любом случае в нашей памяти остается не совсем таким, как все происходило на самом деле. Это то, что человек помнит через призму своих переживаний. Молодые люди, те, кто пытается судить о брежневской эпохе по рассказам своих бабушек, точно знают, что такое факт-чекинг, и могут даже не в книгах, а в том же интернете найти массу разных версий и сделать какую-то свою оценку о происходивших событиях. Совет один – читать и размышлять. А «бабушек советского периода» — просто любить и ценить, не принимая все их слова на веру. Ну и самое важное, что всем нам сейчас стоит освоить — то самое умение отделять зерна от плевел, понимая, что в девятом вале информации, который нас буквально погребает, пены (фейков) гораздо больше, чем воды (реальности). Так что — учиться выплывать в этом вот всем.

http://www.prisp.ru/opinion/3609-avgust-brezhnevskie-vremena-1811

Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог