Skip to content

ЖЕНСКАЯ ЛИГА ЖУРНАЛИСТОВ И БЛОГЕРОВ О чем ты, коронавирус?

Попасть в идеальный шторм было бы прикольно в блокбастере, а в жизни — не очень. Но так или иначе мы уже внутри, и сейчас тебя либо расколбасит в истерике, либо ты постараешься упорядочить свое понимание происходящего и действительно прожить этот удивительный период.

Что можно сказать на примере первых нескольких недель?

Для переживших 90-е не столько страшен кризис финансовый, сколько невозможность активно своими действиями застраховать близких от пандемии. В целом, как мы образно попытались описать с ровесниками, динамика позитивная: в 1998 ты не знал, чем накормить детей назавтра сразу после «черного вторника», в 2008 было обидно, что оказывается, кризисы могут быть снова и после «жирных лет», в 2014 было уже не так удивительно, а лишь неприятно, что твой билет из Европы до Москвы ощутимо подорожал. Но вот сейчас не хочется снова вставать в длиннохвостые очереди за дефицитом и составлять семейное меню с учетом не вкуса, но бюджета.

Самое же тревожное  — а я работаю в бизнес- и политическом секторе, придумываю и менеджерю социальные и культурные проекты — это то, что мы вряд ли можем что-то планировать. Уверовав с помощью армии доморощенных коучей в «успешный успех», многие теперь не понимают, как же так вышло, что успех быстро сдулся. Но именно такие ситуации обнажают сущность и бизнеса, и человека.

Посмотрите, как быстро происходит, можно сказать, расчеловечивание в некоторых областях — «заботливые» работодатели безжалостно увольняют любимых сотрудников, кто-то наваривается на масках и санитайзерах, в части стран Европы уже громят магазины в поисках еды. И в то же время — мы с вами носим еду и лекарства пожилым соседям, открываем доступ к ранее платным ресурсам, ищем новые форматы взаимодействия. Выживут не все — эта фраза безжалостна, но справедлива. И если в физиологическом плане выживание дело случая, хотя в какой-то мере есть надежда на следование рекомендациям по самоизоляции и заранее укрепленное здоровье. В плане бизнеса — надежда только на свое чутье, везение и репутацию. Сложные времена рано или поздно (лучше рано) закончатся, а отношение останется.

Радует, что среди моих бизнес-клиентов есть этот запрос — как выжить самому и не утопить других? Среди политических клиентов — где-то затишье (оказалось, не так-то просто все в этом мире, и политик не просто площадный крикун «за все хорошее»), где-то ажитация (и «башни» на нерве, и те, кто вокруг). Думаю, многие, как и в предыдущем кризисе, порежут косты в направлении пиара и рекламы, хотя именно это направление сложно потом восстанавливать качественно. Но и компании, и люди сейчас проверяются на сущностное. Есть ли оно?

Я, к примеру, не могу позволить себе оказывать услуги бесплатно тем, кто может заплатить. Но (и раньше так было) готова разрабатывать проекты и делиться идеями с теми, кто мне очень интересен. А для малого вклада в баланс хрупкого мира волонтерю, чем могу — консультациями для тех, кому страшно и одиноко прямо сейчас. Продуктами соседям. Улыбкой миру.

Самое ненужное, на мой взгляд, сейчас — суета. Именно суета привела нас на макроуровне к перепроизводству и сверхпотреблению, безостановочной гонке и потере вкуса жизни. Замедлившись (а вынужденное затворничество в дни карантина позволяет замедлиться), можно постараться понять, что и правда важно. До глубин. До сути. И меняться вслед за меняющимся миром. Но — спокойно. Это удается даже на карантине с удаленкой (что для меня не сюрприз), детьми и, страшно сказать, внуками. Алиса не даст соврать ).

Говорят, один из недавно выявленных признаков коронавируса — потеря ощущения вкуса и запаха. Глубокая метафора. Попробуем этот мир на вкус заново, по своему рецепту. Не спеша.

 

О чем ты, коронавирус?

Published inКоуч