Введение дистанционного контроля в целях противодействия распространению коронавирусной инфекции вызвало неоднозначную реакцию граждан. Самоизоляция и введение карантинных мер и так усилили социальную напряженность, а тотальный контроль при помощи гаджетов и вовсе возмутил часть россиян. Тем более что в Конституции и нормативно-правовых актах механизмы применения дистанционного контроля не прописаны. Что об этом думают простые жители страны, депутаты и эксперты – в материале «ФедералПресс».
Персональные данные
Первыми попытались ввести цифровой контроль за передвижением граждан в Москве. Сергей Собянин предложил москвичам устанавливать специальное приложение, которое будет выдавать разрешение – куда и с какой целью можно выходить из дома в условиях режима самоизоляции.
Буквально через несколько дней о получении разрешения на передвижения через СМС отрапортовал Татарстан, далее к нему присоединился Нижний Новгород. В последнем предлагалось использовать «карту горожанина».
Кстати, буквально сразу Собянин уточнил, какие социальные группы должны получить коды, и по факту обнулил всю суть контроля: приложение рассчитано на тех, кто официально находится на карантине по решению врачей или прибыл из-за границы.
Но многие сочли усиление контроля за передвижением избыточным. В соцсетях было немало мрачных шуток по поводу «печати Сатаны». Правительство, объявив в стране эпидемию COVID-19, не успевает ни вносить изменения в законодательство, ни объяснять гражданам, на основании чего они должны добровольно передавать персональные данные приложениям и сервисам, которые не всегда гарантируют их защиту. К тому же, как показала история с дистанционным обучением, многие сервисы при наплыве пользователей просто падают и перестают функционировать.
Действительно, проблемы наблюдаются при введении многих цифровых сервисов. По данным Александра Колесникова, эксперта в области кибербезопасности, в ряде регионов специалисты уже выяснили, что считать закодированную ссылку и таким образом получить доступ к персональным данным конкретного гражданина можно при помощи обычного смартфона. Колесников пояснил, как действует система: гражданин при оформлении заявки на выход из дома по QR-коду вводит свои данные – фамилию, имя, паспортные данные, номер мобильного телефона и точный адрес проживания. Полученный QR-код предлагается скачать на личный смартфон и при необходимости показать с экрана мобильного устройства сотрудникам правоохранительных органов.
Однако выяснилось, что закодированная в QR-коде ссылка открывается не с помощью специальных сканеров, которые есть в распоряжении силовиков, а с обычного смартфона. Такие случаи уж фиксировались, например, в Нижегородской области. «Эта система рискует оказаться очень опасной – прежде всего с точки зрения массовой утечки персональных данных. Думаю, что сейчас никто не в силах дать гарантию того, что система окажется защищенной. Лично я пока вижу больше побочных эффектов, нежели пользы», – считает эксперт.
Хороший пиар и плохая юриспруденция
В Самарской области предложенную систему дистанционного контроля обсудили на оперативном штабе и предложили опробовать на одном из муниципальных районов – Кинельском. Чем был обусловлен выбор райцентра, в котором проживает на самое богатое население, а большинство жителей использует для связи либо кнопочные, либо устаревшие смартфоны, неизвестно.
Попытка введения контроля ожидаемо вызвала массу вопросов у жителей Самарской области, которые искренне недоумевали, почему кроме положенных по закону паспорта и водительских прав, используемых для удостоверения личности, они должны получать какие-то неведомые доселе QR-коды.
Депутат самарской губернской думы Александр Живайкин (Кинельский район входит в его избирательный округ) пояснил, почему эти меры необходимы: «Сейчас о QR-кодах много разговоров. Более эффективного инструмента отслеживания передвижения людей в условиях пандемии я, например, не знаю. Вопрос спорный, но когда на одной чаше весов сохранение жизни, особо дискутировать не о чем».
С коллегой по областному парламенту не согласен Михаил Матвеев. Он направил в адрес губернатора Самарской области письмо, в котором попросил разъяснить, на основании чего вводится такая избыточная мера. Как считает Матвеев, под видом борьбы с коронавирусом подобными «благими намерениями» могут моститься дороги к тоталитарному государству с всеобщим цифровым контролем «во благо людей». Парламентарий считает, что эти меры не обоснованы даже на законодательном уровне в связи с режимом повышенной готовности к борьбе с коронавирусной пандемией. «Прошу вас [губернатора Самарской области] приостановить реализацию указанного выше вашего поручения либо четко юридически обосновать правовые основания, имеющиеся для данных экстраординарных действий», – отметил депутат.
В свою очередь, специалисты в области юриспруденции тоже затруднились дать однозначное правовое объяснение применению дистанционных мер контроля. Юрист Константин Толкачев напомнил, что права и свободы человека и гражданина действительно могут быть ограничены в целях защиты здоровья, но только федеральным законом (ст. 55 Конституции России) и только в случае введения режима ЧС на территории страны. «Эти QR-коды – хороший пиар и плохая юриспруденция. Надо понимать, что самоизоляция и карантин – не одно и то же. Действительно, граждан, которые уже заболели или которых подозревают в том, что они заболели, можно по указанию санитарных врачей просить оставаться дома. За нарушение карантина увеличили штраф. Не надо путать, что большинство россиян на карантине. В юридическом смысле нас всех попросили оставаться дома. И никакая ответственность за нарушение этой просьбы не устоит в судебных инструкциях», – поделился мнением Толкачев.
По его словам, гражданин ничего не нарушит, если будет передвигаться без обозначенного QR-кода. Другое дело, что граждане должны понимать: речь сейчас идет о другом – о безопасности здоровья. Поэтому лучше пока пребывать дома.
Палка о двух концах
Мониторинг социальных сетей показывает, что введение QR-кодов вызывает у граждан совсем не ту реакцию, которой ожидали чиновники. Особенность российского менталитета – игнорировать или же вовсе поступать назло избыточным мерам контроля со стороны власти. Известная пословица «Строгость российских законов компенсируется их неисполнением», которую ранее чаще применяли к бизнесу, уверенно входит в массы. Люди проверяют государство на прочность, и то, как при этом поведут себя представители власти, может серьезно сказаться на их имидже в дальнейшем.
Алена Август, эксперт по коммуникациям, считает, что введение статусов и пропусков с предоставлением QR-кодов – палка о двух концах. «Несомненно, нужно систематизировать порядок выхода жителей региона за пределы территории самоизоляции в дни пандемии – это всего лишь попытка дисциплинирования жителей, не всегда готовых к соблюдению условий самоизоляции и не полностью осознающих степень своей ответственности за последствия. Но и в этих условиях важно понимать, что: 1) система несовершенна; 2) будут попытки ее взлома и обмана – не столько из побуждений навредить, сколько из вечного российского соревнования граждан с государством в хитрости; 3) не все обладают техническими средствами необходимого уровня», – напоминает Август.
По ее мнению, важно провести четкую и своевременную разъяснительную работу с населением о цели и применении данного приложения. «Именно сейчас проверяется на прочность доверие людей к власти и умение власти находить общий язык с людьми – даже социологические исследования подтверждают, что там, где есть доверие к власти, люди ответственнее соблюдают меры безопасности и режим самоизоляции», – приводит данные эксперт.
https://fedpress.ru/article/2474005?fbclid=IwAR29xF4o2TbPzUmPDignXgxd0x0Mi9czEMrTyMr6BjdHWGnQ8kfMIG_7q9A