Перейти к содержанию

МОСКОВСКАЯ ГАЗЕТА «Сказ о Лютом вирусе» нашел политическую консервативную аудиторию

«Сказ о Лютом вирусе» нашел политическую консервативную аудиторию

 

«Сказ о Красном Солнышке, Славных русичах и Лютом вирусе» в исполнении бывшего капитана команды «Парма» (Курск) Александра Якушева за четыре дня набрал свыше миллиона просмотров. Это россияне, которые задумываются о переменах, но не готовы слышать об этом от Навального, Явлинского или Удальцова, считает эксперт

Авторами сатиры в стилистике древнерусского повествования с аллюзиями на актуальные общественно-политические события стали Александр Якушев и его коллега по КВН, участник команды «Сборная старого города» Александр Чайников. В качестве аннотации к ролику на канале Youtube «Человек на Луне» авторы написали, что сюжет предполагался для «Андрея Бурковского и Михаила Башкатова (команда КВН «Максимум» из Томска). Но из-за ситуации в стране и мире она до сцены не дойдёт. Поэтому — авторское прочтение. Всем добра, мира и имбиря».

Удивительно, что архаичная форма изложения оказалась понятна и близка  широкой аудитории.

«За сатирушку кланяюсь в ноженьки», — один из самых  популярных комментариев. То есть зрители подхватили игру в былинный лубок, многие пишут комментарии в такой же стилистике.  

«Однополовцы», «клал десницу на инаугурации», «ходит селезнем по лепрозорию» и тому подобное, восхищает зрителей, который высоко оценили произведение бывших игроков КВН.

«После «Слова о полку Игореве» — это лучшее сказание о русичах!» — такой щедрой оценки удостоили комментаторы авторов «Сказа».

В комментариях к сюжету «Сказ о Лютом вирусе» сравнивают с эпохальным произведением Леонида Филатова «Сказка о Федоте-стрельце, удалом молодце», который Филатов написал в 1985 году накануне объявления перестройки Михаилом Горбачевым и в некоторой степени стал симптомом обновления тогдашнего общества СССР. Опубликовали сказку в 1987 году в журнале «Юность», позднее выпустили телевизионную версию «Федота», которую читал сам автор, выступая от всех персонажей  сказки, начиная от Бабы-Яги и Генерала и заканчивая Федотом. Эта версия принесла всесоюзное признание Леониду Филатову.

Наиболее многочисленные сравнения «Сказа» в комментариях встречаются именно со «Сказкой про Федота-стрельца». «После Филатова не ожидала такого чтеца сказания. Талант!», «Гениально! Ребята, это сопоставимо по масштабу «эзоповой правды» с «Федотом-стрельцом». Браво». Некоторые основания для сравнения «Сказки о Федоте-Стрельце, удалом молодце» и  «Сказа о Красном Солнышке, Славных русичах и Лютом вирусе» можно найти, считают эксперты, к которым обратилась «Московская газета».

«За два дня количество просмотров выросло почти на полмиллиона, количество лайков в YouTube под этим сказом возросло в пять раз. Но до миллиона просмотров не дошло. После миллиона я бы, вероятно, сказал об эпохальности этого сказа и даже начале конца эпохи. А пока торопиться не буду», — накануне оценил  общественно-политическое значение  «Сказа» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. После достижения  миллиона просмотров эксперт уточнил: «Вот теперь можно говорить об эпохальности и возрождении традиций русской политической сатиры».

«Смех тут выступает, прежде всего, как объединяющая самых разных людей форма простейшей коммуникации, как инструмент объединения и сплочения. Оказывается, можно говорить с большинством на языке большинства, высмеивать власть, не рискуя быть обвиненным в инакости и принадлежности к пятой колонне. По мне — сделано очень талантливо. И это не агитка. Это эпос. Симптомы конца эпохи ВВП для большинства еще не очевидны. Но это произведение адресовано как раз к тем, кто не готов услышать об этих симптомах от Навального, Явлинского или Удальцова. Произведение народное. Бьет по больному. Талантливо, убедительно, доступно. А его восприятие теми, кто не замечен в симпатиях к несистемной оппозиции, играет роль лакмусовой бумажки», — рассказал Калачев «Московской газете».

«Все же «Федот-стрелец» и «Сказ о Красном солнышке» немного разные истории. Филатов сумел именно в басенной манере иносказательно показать многие моменты жизни, а изобретение конщиков бьет в лоб. О чем это говорит? Не такая уж у нас и цензура — это раз. Хайпануть, как видим, «не грех» — это два. Ну и на самом деле, рейтинг Путина во многом зависит от того, что альтернативы в сознании людей просто нет, мы все в сложной ситуации угрозы жизни и экономике, а на переправе коней не меняют», — считает политтехнолог Алена Август.

Однако, по мнению специалиста, и стиль, и масштаб, и художественные цели у произведения Леонида Филатова и авторов «Сказа» заметно отличаются, считает собеседник издания.

«Как небо и земля… В целом же ирония и стеб помогают принять ситуацию, а не бороться с ней», — отмечает собеседница издания.

Профессор кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистику МГУ Владимир Новиков назвал «Сказ о Красном Солнышке, Славных русичах и Лютом вирусе» довольно посредственным произведением.

«Это лубочная стилизация, архаика и стихотворная самодеятельность. У Леонида Филатова в «Федоте-стрельце, удалом молодце» уровень версификации несравненно выше», — считает доктор филологических наук  Владимир Новиков.

Говорить о возрождении российской сатиры будет можно, когда появятся новые сатирические формы, сейчас пока их не видно, считает собеседник издания. «Когда их изобретут, тогда и можно будет говорить. А пока говорить не о чем», — отмечает профессор Владимир Новиков.

«Московская газета» направила вопросы Александру Якушеву, однако ответ на момент публикации ответ не получила.

«Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым… А стилистическое сходство определяет народность. Может автор увлекался творчеством Филатова. А может просто хотел быть понятным и близким к людям. Жанр сказа для этого самый патриотический и подходящий. А повод сам Владимир Путин дал печенегами и половцами», — считает глава Политической экспертной группы Константин Калачев. 

https://mskgazeta.ru/politika/skaz-o-lyutom-viruse-nashel-politicheskuyu-konservativnuyu-auditoriyu-5002.html

Опубликовано в рубрикеПолитконсультант