Жители нескольких крупных городов России устроили виртуальные акции против режима самоизоляции. На картах «Яндекс.Навигатора» они оставляли метки перед зданиями региональных администраций с критическими комментариями. Такие акции прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Красноярске, Уфе, Екатеринбурге. По мнению экспертов, с одной стороны, виртуальные митинги дали «выход пару», но с другой – могут «в дальнейшем использоваться в политической борьбе». Политологи считают, что оппозиция может подхватить волну таких онлайн-митингов, которые в будущем могут перерасти в уличные акции. При этом эксперты отмечают, что развитие каких-либо форм протестов в регионах будет также зависеть от реакции губернаторов на проблемы граждан.
В ряде крупных российских городов прошли онлайн-митинги. Пользователи приложения «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» массово оставляли комментарии с критикой действий властей субъектов РФ в период пандемии коронавируса. При этом граждане публиковали свои сообщения на карте возле зданий региональных администраций. Такие онлайн-митинги прошли в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Уфе, Самаре, Красноярске, Краснодаре, Белгороде, Ростове-на-Дону. В Москве протестующие оставляли метки с комментариями возле Кремля.
Директор экспертно-аналитического центра «Северо-Запад», социальный технолог Екатерина Колесникова отметила, что эти акции протеста «показали изнанку наших реалий»: «Пока по центральному телевидению увещевают народ о том, что «надо потерпеть, жизнь продолжится, а мы выстоим, потому что у нас есть много запасов», зрители пересчитывают свои запасы и, вероятно, радуются за власть, у которой их несомненно больше. У большинства же россиян финансовая подушка находится в таком виде, что в нее можно только плакать. Народ хочет есть, платить за ипотеку, бизнес – продолжать работу, а не участвовать в «позитивных челленджах».
Политтехнолог Алёна Август подчеркнула, что, с одной стороны, прошедшие виртуальные митинги дали гражданам возможность высказаться, но с другой – могут получить продолжение: «Мы сейчас оказались в новой реальности, где действуют совершенно другие инструменты. История с онлайн-митингами – это выхлоп недовольства в достаточно приемлемой форме. Потому что это гораздо безопаснее, чем то, что случилось во Владикавказе. Люди выпускают пар и продолжают дальше самоизолироваться. Другое дело, что любое новое действие – это как попытка прокачать мускулы. Сейчас это такие достаточно стихийные митинги. Но когда ситуация будет развиваться дальше и терпение будет подходить к концу, и деньги тоже будут подходить к концу, то, естественно, недовольства будет больше».
Август не исключает, что активность граждан в интернете дает возможность работы с ними оппозиции: «Это хорошая возможность для оппозиции, если она сориентируется и воспользуется, дать оплеуху властям. Потому что сейчас в интернете оказались те люди, которые никогда им особо не пользовались. И появились новые возможности для влияния, и можно донести информацию до людей, которых раньше не было в интернете. И при желании из этого может что-то получиться в офлайн-режиме. Новое время рождает новых героев. Возможно, мы увидим какие-то действия новых малых партий, которые не так давно были зарегистрированы».
Колесникова напомнила, что онлайн-митинги ранее показали себя эффективными в Калмыкии, где население протестовало против назначения мэра Элисты. А сейчас этим инструментом, по ее мнению, могут воспользоваться различные силы. «Оппозиция, которую преждевременно списали в утиль из повестки (мол, только «ЕР» сейчас показывает результат, а другие партии и движения самоизолировались), напомнила администраторам о своем существовании. Да, не конструктивно (не конкретной помощью населению или новыми адекватными решениями), а просто тем, что безжалостный и беспощадный русский бунт собрать она еще может. Да, есть большая вероятность того, что онлайн-митинги будут в дальнейшем использоваться в политической борьбе. Например, на сегодня в YouTube запланирован еще один – против обнуления сроков Путина. И участвовать в нtм намерены хорошо известные лица: от московского Гудкова, питерского Резника до псковского Шлосберга. То есть народу такая форма протеста «понравилась», а оппозиционные силы будут прокачивать свои «скиллы» и дальше в этом направлении», – сказала Колесникова.
Политконсультант Андрей Богданов считает, что эффективными онлайн-протесты могут быть только на неподконтрольных властям ресурсах: «Есть много ресурсов, где можно организовать очень много всяких неприятностей для властей. Например, в Московской области «Добродел», «Госуслуги» в Москве. Там можно написать, где яма на дороге или где-то мусор не убран. И если зафлешмобить это и сделать так, чтобы были тысячи таких претензий к власти, то это может быть таким способом выражения недовольства. Но, скорее всего, как только это перескочит через какую-то значимую цифру, то на ресурсах все это прикроют. Я думаю, что такие онлайн-митинги вряд ли кого-то сильно беспокоят. А вот офлайн-митинги, как в Осетии, думаю, федеральным властям не очень нравятся. Не думаю, что через ресурсы, подконтрольные власти, эти онлайн-митинги могут перерасти во что-то серьезное. Если такие флешмобы пойдут через неподконтрольные власти ресурсы, тогда это может перерасти в серьезные офлайн-митинги».
Возможность продолжения акций протеста в ряде регионов после окончания режима самоизоляции не исключает Колесникова: «Сейчас народ взвинчен, и в то же время людям скучно (дома не сходят с ума единицы, те, кто продолжает работать вне офиса), и администраторы протестов могут воспользоваться этим состоянием в своих целях. Уличные акции возможны, на мой взгляд, в единичных случаях. Москва и Санкт-Петербург, думаю, подстрахуются: массовые мероприятия могут запретить вплоть до середины – конца июня и открыть их, например, только в день проведения парада Победы. В некоторых регионах же вряд ли будут сохраняться ограничения. Например, на улицу могут вывести людей в Краснодаре. В этом регионе идет открытая война между КПРФ и Кондратьевым, которым сейчас не особо довольны и в Кремле. Возможны всплески активности в Поволжье, где активны те же коммунисты».
Август отметила, что дальнейшее развитие событий после онлайн-митингов и их перехода в иные акции протеста будет также зависеть от реакции властей на проблемы граждан: «К сожалению, то, что сейчас наши граждане слышат от власти, по большей части не очень внятно выраженная позиция. Можно сослаться на то, что никто этого не ожидал. Но власть в любой ситуации должна выражаться внятно и четко. Многое зависит от того, насколько четко, с пониманием проблем граждан сформулирована позиция властей. Нужно подбирать каждое слово. А наши губернаторы в этом смысле, к сожалению, не радуют от слова «совсем не радуют». А нужно достучаться до каждого по удобным каналам и понятными сигналами».
Стоит сказать, что в СМИ уже появилась информация, что метки участников виртуальных митингов в российских городах в «Яндекс.Навигаторе» начали удалять. В пресс-службе «Яндекса» РБК сообщили, что такой процесс проводится в соответствии с правилами модерации.
http://club-rf.ru/detail/4035