Все версии появления беспрецедентного иска бывшего губернатора к руководителю страны
Верховный суд России 30 июня рассмотрит иск бывшего главы Чувашии Михаила Игнатьева, оспаривающего указ президента о досрочном прекращении полномочий. По мнению экспертов, опрошенных «Блокнотом», для экс-главы республики затеянная политическая игра может оказаться более чем рискованной.
20 мая Михаил Васильевич Игнатьев обратился с иском в Верховный суд об оспаривании указа президента России о досрочном прекращении его полномочий главы республики Чувашия.
В среду, 27 мая, стало известно, что Верховный суд вернул иск экс-главы Чувашии к президенту в части, где содержались требования дополнительных соцгарантий. При этом административный иск об оспаривании указа Владимира Путина о досрочном прекращении полномочий Игнатьева на посту приняли к производству. Первое заседание по нему назначено на 30 июня. Примечательно, что иск, поданный Игнатьевым в Верховный суд, стал первым от бывших руководителей региона, оспаривающих свою отставку.
Как пояснил «Блокноту» директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков, обжаловать что-либо в суд, может любой гражданин,
«Вопрос в том, может ли суд среагировать как-то так, что дело получит ход, и это действительно ударит по имиджу и целостности власти? Пока это неочевидно, однако какая-то подоплека явно есть. То ли Игнатьева и вправду хотели показательно посадить, силовики начали готовить это дело, и он от безвыходности решил нанести первый удар, ну или не удар даже, а вступить в игру. Так, чтобы медийно не выглядело так, что чиновник которого уволили, теперь арестован, а вот чиновник, подавший в суд на Путина арестован – это уже другой поворот», — пояснил Гращенков.
По его словам, система ему этого не простит: «С точки зрения нашей понятийной политики, губернатор «потерял берега», так как будучи загнанным в угол, он нанес удар не просто по системе, а в самый ее центр, ведь если дело не разрулить очень тонко, для сакральной фигуры Путина ущерб будет очень серьезным. Фактически Игнатьев даст старт кампании по федерализации региональных элит, которые воспримут сигнал однозначно: Кремль – слаб. Но если власть решит пройтись по Игнатьеву катком, это тоже будет сигнал того же сорта, что власть слаба, поэтому отвечает максимально жестко, так как боится».
Политолог полагает, что загнанными в угол оказались все — и Игнатьев, и федеральная власть. «Зато ситуацией могут воспользоваться разные аппаратные группы для ослабления позиций друг друга, так что дело принимает сложный оборот», — уверен эксперт.
По мнению политолога Дмитрия Михайличенко, это достаточно интересный и экстравагантный прецедент. «Уволили Игнатьева в январе, а иск он подал только сейчас, когда наступает предвыборный период. В несистемность и бунт Игнатьева я не верю, даже несмотря на многочисленные крайне критические аттестации в его адрес со стороны коллег-политологов», — заявил «Блокноту» Михайличенко. По его мнению, это элемент политтехнологической борьбы, который призван косвенно помочь новому врио. «В общественном сознании создается мнение: нынешний врио явно лучше и адекватнее чем предыдущий», — заключил собеседник издания.
Эксперт в сфере коммуникаций Алена Август заявила «Блокноту», что в целом забавно выглядит, когда срежиссированное действие пытаются представить как нечто невероятное, чуть ли не расшатывание вертикали.
«Что случилось? Бывший уволенный работник подал в суд на работодателя. Поражает лишь фамилия того, к кому подан иск и то, что он принят Верховным судом. Хотя чисто юридически не подкопаться — президент имеет право доверять или не доверять, и эту эмоциональную вещь он подкреплять ничем даже не обязан», — заявила Август.
По ее мнению, процесс — удар не по президенту, а по тем, «кто не поймал мышей, допустил сам факт обращения в суд». «Кто-то против кого-то воюет, а Игнатьев здесь — лишь инструмент. С ним же, чего нельзя исключать, вполне может случиться история, когда всплывут реальные нарушения, ведь не только в фильме «Последний министр» на каждого есть папочка. Война ли это башен, или война против башен во времена, когда трансфер все ближе, будем наблюдать», — резюмировала собеседница издания.
Напомним, президент РФ Владимир Путин в конце января подписал указ об отставке Михаила Игнатьева с поста главы Чувашии в связи с утратой доверия.
Этому предшествовало сразу два громких скандала – 24 января глава региона фактически вынудил офицера МЧС подпрыгивать за ключами от новой машины в ходе торжественной церемонии вручения техники в Чебоксарах. Видеозапись произошедшего появилась в социальных сетях. Это вызвало острую реакцию со стороны «Единой России». Так, секретарь генерального совета партии Андрей Турчак оперативно отреагировал на случившееся. Он заявил, что партия поставит вопрос об исключении чувашского губернатора из своих рядов. «Поведение главы Чувашии находится за гранью понимания, особенно на фоне послания президента России, который заострил внимание чиновников на недопустимости какого-либо высокомерия или неуважения к людям»,— заявил Турчак. Вскоре Игнатьев действительно был исключен из партийных рядов.
Однако сам Игнатьев не согласился с такой трактовкой. «Уважительно относился к спасателям, пожарным и буду относиться. Поэтому отвергаю все домыслы, слухи, сплетни и откровенную ложь о каком-либо моем непочтительном отношении к сотрудникам МЧС», — заявил тогда Игнатьев.
Ранее Михаил Игнатьев стал фигурантом другого скандала. Поздравляя представителей СМИ с профессиональным праздником, чиновник призвал «мочить» журналистов, которые критикуют власть. Его высказывание вызвало волну общественного негодования. В итоге Игнатьеву пришлось приносить извинения и объяснять, что на самом деле он не хотел никого обидеть.