Перейти к содержанию

NACEXPERT Кто вы такие, вас здесь не ждут: Москва начнет отказываться от губернаторов-варягов

Федеральный центр уже в ближайшее время прекратит эксперименты с губернаторами-варягами.

Такого мнения придерживаются опрошенные «Национальным Экспертом» специалисты.  Они полагают, что практика, при которой Москва направляет на места свои креатуры,  успела доказать  порочность. Отказ от подобной технологии, к которой довольно часто прибегали в последние годы, может быть связан и с ростом сепаратистских настроений. Получается, что на фоне ухудшения экономической ситуации, присылаемые федералами неэффективные управленцы, лишь дискредитируют государство и его вертикаль в глазах населения.  

«Усиливают сепаратизм»  

Проблеме губернаторов-варягов не один год. Практика делегирования в регионы «чужаков» возникла в начале 2000-х годов, и уже тогда население регионов зачастую воспринимало такие назначения в штыки. За прошедшие годы ситуация не сильно изменилась: «варягов» по-прежнему назначают, и это часто провоцирует политические проблемы в регионах.

Особенно сильно эти проблемы обостряются там, где есть влиятельные и независимые региональные элиты, и там, где можно говорить о сложившейся региональной идентичности, пояснил «Национальному Эксперту» главный редактор информационного агентства «Политсовет», политолог Алексей Шабуров. «Сочетание этих двух факторов делает очень сложным для «варяга» вхождение в местную политическую жизнь. То есть его могут отторгать как «верхи», так и «низы» – для всех он будет чужим. Более того, элиты могут начать играть на чувствах региональной идентичности, подчеркивая «чужеродность» губернатора. Порой это доходит даже до ростков регионального сепаратизма – хотя в основе все равно будет лежать политическая борьба», — пояснил эксперт. По его словам, за полтора десятилетия можно вспомнить как удачные, так и неудачные примеры назначения варягов. Например, в  Пермском крае не сложилась карьера губернатора Виктора Басаргина, в Ульяновскую область неудачно был прислан генерал Владимир Шаманов, плохо закончилась карьера «варяга-либерала» Никиты Белых в Кировской области. В Свердловской области «варяг» Евгений Куйвашев столкнулся в первые годы правления с сильным противодействием элит, но в итоге смог удержаться на своем посту. Генерала Шаманова в Ульяновской области тоже многие расценивали как варяга Шабуров напомнил, что много таких назначений было в прошлом году (Челябинская, Оренбургская области). Уже сейчас можно констатировать, что у этих губернаторов не все так просто. «Можно предположить, что в назначении таких губернаторов лежит желание избежать излишнего усиления региональных элит, появления «удельных княжеств». Но в реальности, как мы видим, эффект может быть противоположным. Для примера, прямо на наших глазах разворачивается ситуация в Архангельской области, где назначение «варяга» Александра Цыбульского не только не ослабило, но напротив, накалило регионалистскую внутриполитическую повестку. Поэтому представление о том, что само по себе назначение губернатора «со стороны» способно искоренить региональный сепаратизм, скорее всего, неверно. В какие-то моменты оно, напротив, становится его катализатором», — утверждает Шабуров. По его мнению, чем дальше, тем сложнее будет таким губернаторам работать и находить общий язык с населением: «Требования людей к власти повышаются, и «варяг» должен обладать выдающимися политическими талантами, чтобы удержаться и стать своим».  

«Нам здесь жить»  

Далеко не все участники «путинского губернаторского десанта» пришлись к месту на своих должностях, признает в разговоре с «Национальным Экспертом» глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский. «В погоне за собственным KPI, губернаторы-технократы забыли о том, для чего, собственно, они в регионы были отправлены. Как результат, возник целый ряд регионов, где отношение к «варягам» из столицы оказалось очень негативным.  Один из самых ярких примеров неудачного десанта — деятельность губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова. Сочетание крупных финансовых нарушений и потери рейтинга, отсутствие какого-либо роста благосостояния населения привели к незавидной участи: Овсянникову пришлось уйти «по собственному желанию», после чего его политическая карьера пошла под откос: в этом году Дмитрий Овсянников был уволен из министерства транспорта и исключен из состава «Единой России», — сообщил Игнатовский. Он также напомнил, что рязанский губернатор Николай Любимов на посту уже три года, в Рязань он был «переброшен» из Калуги, однако улучшений в жизни региона так и не наступило: «В 2019 году экспертами «Деловой России» была проведена оценка деятельности команды губернатора по реализации направлений стратегического развития страны по указу президента Путина. По всем направлениям отрицательных оценок оказалось значительно больше, причем лидерами антирейтинга стала деятельность губернатора по вопросам борьбы с коррупцией, здравоохранения, состояния автодорог и городской застройке. Проблема бесконтрольной городской застройки стала причиной спора губернатора и блогера Ильи Варламова, заявившего, что «губернатор Рязанской области ненавидит Рязань», превращая прекрасный город в «рядовую вычурную замухрышку». Игнатовский также полагает, что кулуарные договоренности единороссов с представителями ЛДПР позволяют смоленскому губернатору Островскому баллотироваться снова, однако серьезные региональные конфликты не позволяют приводить его пример как успешный. «Островский за восемь лет не внес в жизнь региона положительных моментов, скорее наоборот, регион стал еще более депрессивным. Это чувствует и его окружение: представители власти и бизнеса не доверяют «агенту Жириновского», — говорит эксперт. По словам Игнатовского, не лучшим образом ситуация обстоит и в Алтайском крае. Так,  Виктор Томенко был прислан в Барнаул из Красноярского края, где долгое время трудился на должности председателя правительства края. Среди личных качеств губернатора эксперты отмечают «кропотливость, дотошность, корректность и методичность: сказывается бухгалтерское прошлое», однако местные политики настроены не так оптимистично. По мнению Игнатовского, проблемы, причины неудач в каждом из регионов свои, однако все их объединяет нечто общее — неприятие «чужаков» местными элитами, населением. Наиболее выпукло это показывает комментарий на страничке одного из губернаторов-варягов: «Ваши дети здесь поживут и уедут, а нашим здесь жить и дышать дерьмом во всех смыслах. Нашим детям здесь ходить по улицам, где грязь и мусор, а не вашим. Наши дети так и будут играть на гнутых, ржавых, советских площадках, а не ваши. Нашим детям спотыкаться на дорожках, которых нет, а не вашим».  

«На работу – раз в месяц» 

«Варяг» губернатор или нет – имеет значение только тогда, когда народ реально выбирает главу, рассуждает в свою очередь директор Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков.   «Наши выборы – это лишь «утверждение» ранее назначенного врио, так называемый «референдумный тип». Поэтому в последние годы стало принято ставить не только не местных, но и вообще, далеких от региона людей. Условно говоря, знаешь хорошо китайский язык? Вроде бы хорошо работал в Хабаровске, в Амурской области, но нет – поезжай в Иваново. Для того, чтобы не было желания связаться местными элитами, ведь губернатор-технократ  — это ставленник федеральной финансово-промышленной группы и Кремля», — отметил Гращенков. Ранее, утверждает политолог, людей это устраивало, так как на выборы «чужаки» заходили с подарками – денег приводили, что-то строили, какие-то проблемы решали: «Выгодно отличаясь от местных «князьков», которые в последние годы обленились и пытались объяснить населению, почему он там что-то не может сделать, увеличить, улучшить. А «варяги» решали проблемы как маги, невозможно? Звоночек в Москву и вот Минфин уже перечисляет денежку, может так «местный»? Нет. Но сейчас ситуация поменялась. «Варяги» стали вести себя как «местные», но при этом остались варягами. Семьи их живут в Москве, в Берлине, еще где-то, кто-то и на работу в регион приезжает раз в месяц». По оценкам Гращенкова,  особенно это бьет по республикам, пусть даже не национальным, но привыкшим к своему статусу. «Еще хуже обстоят дела там, где глава «переехал» из соседнего региона, вроде Цыбульского в Архангельской области. У соседей всегда сложные отношения, конкуренция», — указал эксперт. По его мнению, проблема не столько в статусе «варяга», сколько в его функции. Так, считает Гращенков, перестав быть распределителем денег, варяг остается тем, кто есть – некомпетентным мальчиком на побегушках, который сам ничего не может, пока «Москва не решит, Москва не даст». «А людям, в сложной ситуации, нужен политик, желательно местный, «наш», который все понимает, все знает и никуда не денется, не сбежит в Москву или Берлин», — резюмировал собеседник.

Вопрос в отношении к варягам кроется как в эмоциональной архаике, так и в рациональной оценке работы некоторых губернаторов, считают специалисты. «На самом деле ведь абсолютно неважно, кто и откуда ваш губернатор, если в регионе жизнь, как по маслу, и все счастливы и сыты. К сожалению, таких регионов я практически не видела — везде есть свои проблемы. И с одной стороны, важно их технично решать, что пока не совсем получается даже у новоиспеченных губернаторов-технократов, большинство которых словно с конвейера штампуют. С другой стороны, при невозможности решить все и сразу встает проблема выбора и, не побоюсь этого слова, эмоционального ответа населению — почему ж оно так? В этом случае выбор тоже разный — и не всегда население воспринимает логику, в каждом регионе есть свои традиции», — пояснила «НЭ» эксперт в сфере коммуникаций Алена Август. Она полагает, что беда варягов чаще всего кроется в том, что они этой планки требований к «заезжему казачку» не чувствуют: «На вопрос, как избежать подобных ситуаций и в общей не слишком благожелательной современной обстановке не довести регион до настроений сепаратизма и соответствующих «проколов» на выборах — ответы есть, но это и верные действия, основанные на изучении полной картины событий и факторов влияния в регионе, и точные выверенные коммуникации. Что называется, с тонкими настройками».

Наблюдения показывают, что чуть ли не главным в этом успехе является умение избранным губернатором и его командой адекватно коммуницировать с жителями территории, утверждает президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов. «Там, где жестко строилась модель «я из Москвы, за мной начальство, вы обязаны делать то, что я скажу», как правило, начинает буксовать примерно через год-полтора, когда заканчивается набор силовых аргументов. Не менее грустно выглядит и картина растерянности по модели «я сам не местный, вам лучше знать, что делать, на вас и ответственность». Такая ситуация становится очевидной еще быстрее — через год местные элиты, объединяя усилия, выдвигают свои требования, а жители, чувствуя слабость, начинают предъявлять массу обоснованных и не обоснованных претензий»,  — говорит Куртов. По его мнению,  главное в работе высших должностных лиц это, как ни странно, не узкопрофессиональные навыки, а умение коммуницировать.  

Очередной заложник варягов  

Экономический аналитик Артем Ермолаев говорит, что подобная практика, когда федеральный центр направляет в регионы своих ставленников, исчезнет в ближайшее время. «Экономическая ситуация ухудшается, при этом люди видят, что приезд руководителей варягов во многих случаях лишь усугубляет положение дел. История с Цыбульским в Архангельске в этом плане показательна. Он фактически  появился в регионе с лозунгом – за мной стоит Москва. Однако люди за короткий срок увидели, на что реально способен врио. Его действия можно было оценить в режиме онлайн – по сути, в разгар эпидемии коронавируса власти провалили исполнение поручения президента  по выплатам надбавок медикам, тяжелая ситуация с заболеванием населения сложилась в Северодвинске», — подчеркнул Ермолаев. По его словам, Архангельская область – особый регион. «Тут игра в пиар, такие фокусы просто не пройдут. Более того, они опасны, поскольку в конечном итоге подогревают региональный сепаратизм. Такие настроения сейчас ни в коем случае допускать нельзя. Поэтому федеральному центру, на мой взгляд, имеет смысл отказаться от практики, которая почти повсеместно признается не просто неудачной, но и, как показывает реальность, опасной», — заключил эксперт. Лидер Архангельского регионального движения «Мы здесь живем!» Юрий Шевелев прокомментировал «Национальному Эксперту» ситуацию: «Назначение «варягов» кажется проще с точки зрения управляемости и контроля из центра. Но по факту назначенец практически всегда реализует установки из Москвы намного хуже, чем это мог бы сделать местный лидер. Это связано, в первую очередь, со сложившимся стереотипным мышлением чужака о себе как о ставленнике президента, которому все должны смотреть в рот. Редкий губернатор может сплотить вокруг себя или привести команду, которой доверяют местные жители. Иногда это достигается путем бюджетных вливаний в регион для укрепления авторитета пришлого руководителя – дескать,  смотрите он не местный, но через него к вам пойдут деньги. У нас этого пока не получилось. Хотя с назначения врио прошло всего два месяца, но даже за это короткое время Цыбульский, увы, никак себя не зарекомендовал перед жителями Архангельской области, чтобы хоть немного стать своим». Юрий Шевелев, лидер Архангельского регионального движения «Мы здесь живем!» По его словам, если бы назначение Цыбульского готовилось серьезно, в регион вместе с ним пришли какие-то значимые инвесторы, как это было, например, в Тульской области, когда врио туда был назначен Алексей Дюмин, или в бюджет субъекта были бы привлечены дополнительные средства на развитие социальной сферы, создание точек экономического роста, как, например, в Еврейской автономной области, куда на эти цели врио губернатора Ростислав Гольдштейн привлек несколько миллиардов рублей. «Диалог с жителями Архангельской области Александр Цыбульский даже не пытался налаживать, с ходу обострив отношения с Ненецким автономным округом, инициировав объединение двух соседних регионов, не стал вникать и в проблему преобразования муниципальных районов в муниципальные округа. Проблемы с коммуникациями обострила ситуация с коронавирусом, она вышла из-под контроля, следствием чего и стало закрытие города Северодвинска и десятки открытых публикаций жителей с просьбой о помощи в социальных сетях», — подчеркнул Шевелев. Таким образом, отметил он,  «слабый и несамостоятельный «москвич» в обозримом будущем будет вызывать еще большее неприятие в регионе». «Изначально слабые стартовые позиции Цыбульского, отсутствие стратегии развития региона, а также личных коммуникативных качеств уже сейчас говорит о том, что с его назначением врио в Архангельскую область, федеральный центр не приобрел дополнительного авторитета на Севере, после ситуации, которая сложилась на Шиесе. Полагаю, что отношение к  Цыбульскому было предопределено тем, что предыдущие губернаторы были варягами и с людьми практически отсутствовала обратная связь, а его фиаско в первые месяцы работы и топорные шаги нанятых политтехнологов сейчас только усиливают недовольство жителей. В Архангельской области сейчас как никогда нужен руководитель, который обеспечит за счет своего авторитета баланс экономических и социальных интересов региона и общегосударственных задач федерального центра, который будет сглаживать и купировать конфликты, чтобы доверие жителей к региональной и федеральной власти повышалось», — резюмировал Шевелев.

Кто вы такие, вас здесь не ждут: Москва начнет отказываться от губернаторов-варягов

Опубликовано в рубрикеПолитконсультант