Институт стратегических коммуникаций и социальных проектов выпустил рейтинг медийной активности российских министров за август 2020 года. Экспертов позиции в нем сильно не удивили. Хотя некоторые данные приоткрывают завесу тайны не только в реальной работе тех или иных членов Правительства, но также свидетельствуют о психологии федеральных чиновников высокого ранга. Кто и как соревнуется ради света софитов, читайте в материале «ФедералПресс».
На что это влияет
Показатель общего упоминания федеральных министров за август, согласно данным Института стратегических коммуникаций и социальных проектов, превысил 102 тысячи упоминаний. И с большим отрывом лидирует премьер-министр. У него 42 211 упоминаний в СМИ. Фамилия Мишустина встречается в медиаполе во всех сферах внутренней политики и частично внешней. Самые частые упоминания Мишустина связаны с решением об открытии границ и возобновлении сообщения с отдельными странами, также деловые поездки министра по городам России и его выступления в рамках работы оперативного штаба по борьбе с пандемией коронавируса.
Эксперты Института связывают существенный отрыв в медиарейтинге премьер-министра страны от других представителей правительства с тем, что большая часть решений, принимаемых министерствами, в любом случае утверждается у главы кабмина. Также Михаил Мишустин весной заболел коронавирусом, и в августе решил не уходить в отпуск, а продолжать работать, в то время как многие министры ушли в отпуска.
Политический консультант Алена Август отметила, что рейтинг медиаактивности может говорить об определенной степени влияния министров и умения управлять информацией. «Меня первое место Мишустина не удивило. Он еще на предыдущем месте работы уделял внимание работе с медиа и хватку не утерял. А В деле с Михаилом Мурашко сама ситуация работает на министра здравоохранения. Мне кажется, это еще отдельная мода хоть как-то освежать повестку. Появляются то одни, то другие рейтинги», – сообщила Август.
По словам эксперта, работа со СМИ для министров важна и является одним из пунктов KPI их эффективности. «Мы говорим об активности и доступности информации, и она налицо. Кто-то освещает свою деятельность, а кто-то остается в тени. Единственное, что меня смущает – это количественные данные. Можно быть активным тысячу раз по разным темам, можно подавать информацию, доступную для разных аудиторий. Но нужны качественные характеристики», – отметила политконсультант.Алена Август подчеркивает, что все чаще в регионах мы сталкиваемся с тем, что люди не понимают, как работают правительство и профильные министры, чем они вообще заняты.
«Это непонимание порождает все большее неверие к власти в целом. А, если мы не понимаем, значит, власть делает что-то плохое, кажется, что ворует. Потому публичность важна. И еще пиарщикам надо уметь доступным языком объяснять, чем занимаются члены правительства, причем разным целевым группам», – добавила эксперт.
Политтехнолог Сергей Тараканов, в свою очередь, считает, что медиаактивность не всегда является показателем эффективности министра.
«Можно договориться с контрагентами, чтобы они организовывали нужные публикации в медийной среде. Эти вещи не всегда коррелируются с эффективностью того или иного министра. Тем более, если брать темники ведущих СМИ, они заранее определяют, о каких темах писать. Если готовимся ко второй волне пандемии, то «прокачивается» эта тема. И так далее», – заметил Сергей Тараканов.
По словам политтехнголога, порой эффективный менеджер порой просто работает, а не пиарится. Тем более, эксперт посоветовал не забывать, что за министра не голосуют, поэтому публичность для него не всегда обязательна. «Хотелось бы сказать, что данный показатель важен, но это не всегда так», – заметил Тараканов.
Президент Европейской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов полагает, что рейтинги влияют на субъективное ощущение самих министров, которые видят эти рейтинги.
«Кроме того, они влияют на ту целевую группу, которая есть у каждого министра и на него Это носит исключительно психологическую компоненту. Я не вижу большой связи между упоминанием этих министров и их политическим будущем . Думаю, что медийная активность не всегда свидетельствует об эффективной работе того или иного министра, только о его активности при роботе со СМИ», – рассказал Игорь Минтусов, добавив, что медиаактивность является показателем эффективной работы пресс-служб.
Иными словами, министр может много делать, но упоминаний о нем не будет, либо мало, но иметь при этом высокий рейтинг цитируемости. Но, по словам Игоря Минтусова, это работает при условии, что такую задачу пиарщикам ставит их руководство.
Кто умеет управлять медийной активностью?
Третьим в рейтинге Института стратегических коммуникаций и социальных проектов, после Михаила Мишустина и Михаила Мурашко, идет министр иностранных дел Сергей Лавров. Его медийная активность тоже налицо. В пятерку наиболее публичных персон также входят министр обороны Сергей Шойгу и министр просвещения Сергей Кравцов. И их попадание на первые строчки у экспертов не вызывает сомнений. Аналитики отметили также высокую позицию вице-премьера РФ Марата Хуснуллина (шестое место). Ему уступают коллеги Татьяна Голикова (восьмое место) и Дмитрий Чернышенко (десятая строчка рейтинга).
А вот первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов оказался лишь на 28 месте в списке медийно активных министров. Замыкает же рейтинг вице-премьер РФ-руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.
Политический консультант Алена Август отметила, что Марат Хуснуллин из числа новых вице-премьеров довольно быстро вырвался в публичное поле и «прекрасно понимает, зачем он это делает». «Умеет управлять медийной активностью. Думаю, такое решение правильное с его стороны и показатель его успешности», – считает политконсультант.
С ней солидарен и политтехнолог Сергей Тараканов относительно позиции Хуснуллина. «Он показал себя в столичном правительстве, где тоже был довольно публичной фигурой. Мы видим, что тенденция продолжилась», – отметил Тараканов.
На 30-м, предпоследнем, месте таблицы медийной активности расположился министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев. «Цифровое развитие в России идет семимильными шагами, а о Максуте Шадаеве почти не упоминается в СМИ. При этом в образовании и здравоохранении России не все хорошо, зато министры в этой области медийно активные. Да и разве в спорте все хорошо? А министр спорта Олег Матыцин на 13-м месте, то есть довольно упоминаем», – рассудил Сергей Тараканов.
Он также отметил седьмую строчку министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, который также часто мелькает в журналистских материалах. «При этом роста промышленности и торговли в последнее время мы не наблюдаем», – добавил эксперт.
А вот нахождение на двенадцатом месте министра культуры Ольги Любимовой собеседника «ФедералПресс» не удивило. Действительно, если ее предшественник Владимир Мединский был куда активнее в медийной среде, порой о министре культуры вспоминается только в свете пиар-скандала с ее футболкой. То есть примерно «в серединке» министерство, вероятно, и работает.
Когда выгодно быть в тени
Возвращаясь к последним строчкам рейтинга, нахождение там влиятельного первого зама Мишустина и не менее влиятельного главы аппарата правительства заставляет задуматься. Неужели эти люди плохо работают? По тем немногочисленным публикациям, которые выходят в СМИ, складывается впечатление, что как раз наоборот.
Почему же тогда их почти не видно в медийном поле? Политический консультант Алена Август отметила, что медийная активность тому же Андрею Белоусову «не слишком нужна». «Это человек, который много решает, качественно и взвешенно. Если кому-то для укрепления позиций медиаактивность важна, то Белоусову нет. Он доказывает свой профессионализм другим. В целом он сдержанный и профессиональный», – считает Алена Август.
Политтехнолог Сергей Тараканов полагает, что Андрей Белоусов могу получить соответствующую задачу активно не «светиться». Впрочем, по словам эксперта, «человека Владимира Путина сложно задвинуть на задний план». Белоусов, по мнению политтехнолога, остается сильным и влиятельным человеком, даже не в публичном поле.
То же самое эксперт и отмечает в отношении другого вице-премьера, главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко. «Обычно руководитель аппарата – это некий «серый кардинал». Ему медийная активность не нужна и даже порой вредна. Нет ему времени интервью давать, работа мешает», – сказал Сергей Тараканов.
Президент Европейской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов также отметил: некоторые министры считают, что их излишняя популярность «может вызвать политическую ревность определенных коллег и даже некоторое раздражение, что может спровоцировать кампанию против слишком популярных министров». Поэтому, как сказал эксперт, не у всех членов кабмина есть позиция цитируемости.
И здесь многое зависит от тех задач, которые министр ставит перед своей пресс-службой. «Возможно, президент любит скромных людей. Это один из вариантов интерпретации, почему низкая цитируемость у, например, Андрея Белоусова. Могут быть и другие интерпретации. Это субъективно и сильно зависит от заказчика, коим является конкретный министр», – добавил Игорь Минтусов.
Методология
Для подготовки исследования медийности федеральных министров в августе 2020 года специалисты Института стратегических коммуникаций и социальных проектов собрали данные о количестве упоминаний в СМИ по каждому министру, включая премьер-министра и его заместителей. Данные о количестве были собраны с помощью специальных систем мониторинга СМИ. При этом при работе с системами мониторинга были использованы сложносоставные поисковые запросы, которые минимизировали попадание в выдачу упоминаний однофамильцев, заместителей министров и предшественников членов Правительства РФ. После этого были определены пять наиболее упоминаемых в августе министров, по каждому из которых был проведен анализ тематической направленности упоминаний, и выделены наиболее заметные сюжеты с участием министра.
https://fedpress.ru/article/2573424