Перейти к содержанию

Журнал «ПАРТА» ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН ЧЕЛОВЕК

Последние пару лет мне повезло быть наставником проекта «ПолитСтартап», и реальность общения с подопечными в большинстве своем показала — партию реально ждут перемены, и партия ждет перемен, потому что участники проекта — живые, увлеченные, мотивированные люди. Акцент именно на слове «люди», и это человеческое в себе важно не растерять на пути к политическим вершинам.

Человеку нужен человек, это понятно. И сфера политики — не исключение. Именно человеческое внимание, общение и интерес дают возможность донести свои мысли и предложения. Об этом и многом другом удалось нам, модераторам, поговорить на курсе занятий «Высшей партийной школы» «Федерального ПолитСтатрапа» с его участниками, и не только поговорить, но и проработать нужные навыки. Конечно, времени не хватало, как не хватит его никогда, ибо нет предела совершенству. Здесь — малая часть того, что хотелось дать с собой нашим выпускникам. Для дела. Для работы. Прежде всего, работы над собой. Потому что «ПолитСтартап», если верно его перевести, это еще и «Up», а значит — путь наверх, на котором без препятствий не обходится.

Коммуникации — это искусство. Политические коммуникации — искусство вдвойне.

Тренды «нового времени» в политике — обостренная чувствительность к фальши и требование искренности. Для политика коммуникации — это еще и непростая задача прорваться к сердцу и уму избирателя через океан информации, попасть в его личную ленту новостей и стать понятным, нужным, содержательным собеседником.

Политика для большинства россиян, живущих день за днем свою жизнь, — слишком далекая от их интересов сфера. «Где-то там, на первом и втором канале, бьются в экстазе политики и политологи, где-то там проходят конференции и дебаты, а моя жизнь идет своим чередом — работа, найти деньги на жизнь, сделать уроки с ребенком, успеть посмотреть сериал и выпить пива с друзьями», — думает человек. И он по большому счету прав. Ведь политика для обычного среднестатистического жителя — как приложение для пользователя — должно быть удобным и полезным, но не становится смыслом жизни. А если оно неудобное и вредное — либо ты его удалил и забыл, либо ругаешься с техподдержкой.

Такой «техподдержкой» для многих стала «Единая Россия», та самая партия власти, и, это тоже логично, представители именно этой партии по большей части работают в «обеспечении» — правительствах, советах и собраниях депутатов. А кто везет, с того и больше спрос.

Кто ты?

В год больших выборов ко всем, кто решил впервые или вновь выйти на политическую арену, возникают важнейшие вопросы — кто ты, о чем ты, что ты скажешь людям и как организуешь диалог.

Почему это непросто? Мы живем в мире, где «состояние «на грани» уже почти норма, весь мир в стрессе. Информационный шум на пределе — навряд ли тот, кто задумал человека как вид (тут у каждого свои версии), предполагал, что люди будут получать одновременно из разных источников столько информации, зачастую противоречивой информации. Для сравнения: количество событий и новостей, которое каждый из нас получает в течение месяца, в несколько раз больше, чем лет сто назад тот же человек получал в течение жизни. А человек не сильно изменился с тех пор — у него все еще два уха, два глаза и два полушария. А потому человек естественным образом защищается от переизбытка информации, при этом формируя свою понятную картину мира и допуская в нее ограниченное количество источников. Как это бывает? Взгляните на свою ленту в фейсбуке или ВКонтакте — у большинства людей сформировано уютное и понятное сообщество, а те, кто в него не вписывается, либо попадают в бан, либо не допускаются вовсе. Объективна ли информация в такой ленте? Нет. Понимает ли это владелец аккаунта? Не всегда. Пользователь живет в выстроенном персональном мирке, куда, конечно, время от времени пытается прорваться внешняя повестка. А мы ведь даже новости смотрим чаще в ютуб либо узнаем их в ленте друзей, если, конечно, это не предмет профессионального интереса. В силу избытка информации, индивидуализации каналов ее получения, огромного количества фейков, намеренных или ненамеренных, человек довольно дезориентирован. А это, в свою очередь, приводит к растерянности, неопределенности, стремлению еще больше упростить мир до комфортного понимания.

К чему это все? К тому, что прорваться в этот мирок со своим контентом кандидату, да еще кандидату от партии власти, можно только буквально вывернувшись мехом внутрь. Но это возможно. Однако уже не так просто, как было раньше. Реальность поменялась, а значит, чтобы в нее вписаться, надо самому меняться еще быстрее на несколько шагов.

И быть готовым к тому, что в сознании среднестатистического человека все, что так или иначе связано с политикой и выборами, уже давно и прочно вызывает неприятные эмоции. И это не российская уникальность — весь мир «потряхивает». А кто говорил, что будет легко?

Кто виноват?

Никто. Мир таков, каков он есть. Важно понять, что вы можете с этим сделать? Важно четко понимать, кто в выигрыше. А в выигрыше будут кандидаты информативные, живые, понятные, своевременные и диверсифицированные. Попробуем разобраться с этим.

Информативные. Нет, это не про «рассказать все, что знаю», это про другое. Для каждой аудитории надо найти то, что заинтересует именно ее. Любой аспект жизни, закона, нововведений или проблемы человек видит со своей точки обзора. Как в истории про мудрецов и слона: кто-то — с хвоста, кто-то — с хобота. Набившие оскомину вопросы качества услуг ЖКХ для пенсионеров — одно, для многодетной матери — другое, для молодого мужчины — третье. Есть неплохое английское выражение «Try walking in my shoes» — «Пройди путь в моих башмаках». Именно это стоит сделать, когда идет подготовка темы для живой встречи либо какого-то носителя. Оценить важность и запрос на ту или иную информацию с точки зрения аудитории.

Живые. Простой вопрос для всех, кто учился в школе. Какой предмет вам нравился больше других? Уверена, это либо то, чем были увлечены ваши близкие, либо педагог оказался именно «живым» — эмоциональным, внимательным, чувствующим, а не просто «давал предмет». Ведь для удержания внимания, а тем более запоминания, человеку необходима эмоциональная вовлеченность. Эмоции (радость, обида, удивление и другое) мы помним даже тогда, когда забыли контекст беседы. Эмоции помогают в целом начать слушать собеседника, а не «тупить в гаджет» либо делать вид, что тебе интересно, думая о своем. Более того, если у собеседника нет интереса или удивления, то на место этого эмоционального дефицита приходят раздражение и агрессия, а значит, таким вы и запомнитесь окружающим — пришел, отнял время, раздосадовал.

Понятные. Это отдельная тема политических коммуникаций. Довольно часто потребность казаться умным и говорить в своем понимании доходчиво и красиво подавляет естественное, казалось бы, желание быть понятым. Как это бывает, знает каждый. Представьте, что вы оказались на лекции из той области, в которой вы некомпетентны либо вам неинтересно. Лектор сыпет терминами, цифрами, а вам настолько неуютно, что вы думаете об одном — чем занять время и как уйти. Именно так чувствует себя избиратель и просто уходит. Если вдруг уйти физически оказывается неприличным (встреча на предприятии, например), то уходит в себя. Я вот часто так себя чувствую, когда в службе техподдержки провайдера интернета оказывается «очень прошаренный специалист», чья терминология звучит для меня как китайский, которого я не знаю. Что я делаю? Прошу другого консультанта. Что делает избиратель? Идет к понятным. К тем, кто говорит с ним не в контексте заумной терминологии, а обычным живым языком, который можно применить к своей жизни, примерить, пересказать другим. Неплохой тест для начинающего политика: «Ты можешь свою идею пояснить пятилетнему ребенку? Нет?! Ищи другую подачу». Потому что если что-то надо долго и нудно объяснять, значит, это не «заходит».

В бизнесе, кстати, это начали делать уже довольно давно. Крутые предприниматели учатся сторителлингу, понимая, что за этим словом — наше исконно-посконное русское «расскажи, чо деется». Учатся использовать метафоры, потому что в них — эмоции и поле для дискуссии. Учатся «говорить на языке клиента», ибо этот язык для клиента родной. И речь тут не о различии диалектов, а о том, что какой-то закон или идею можно аудитории врачей подать как диагноз и схему лечения заболевания, аудитории молодежи — на примере модного тренда, женщинам-домохозяйкам — как рецепт блюда. Не утрировать, не опускаться до аудитории, а напротив — подняться до нее и стать понятным. Что это вам даст? Очень нужные вещи — интерес, внимание, возможность вовлечения в дискуссию, цитируемость (а правило «из уст в уста» работает безотказно), желание поделиться. Понятно же, что даже в маленькой муниципальной кампании вы вряд ли дотянетесь до каждого, а вот получить армию тех, кто о вас готов говорить и понятным языком вас же цитировать, — дорогого стоит.

Своевременные. Тут работает не только формула «кто первый встал, того и тапки», но законы коммуникаций, чья неумолимость сродни законам физики.

Итак. Природа не терпит пустоты — это аксиома физики. Общество и СМИ не терпят информационной пустоты — это аксиома PR. Если вы своевременно не заполните информационные пустоты правильно поданной, интересной и понятной информацией, адаптированной под особенности восприятия и понимания аудитории, аудитория заполнит эти пустоты сама, причем, скорее всего, негативом — это уже аксиома жизни.

Пугаться не стоит, стоит принять во внимание. Умение быть своевременным опять же зависит от вас. Не ждать, когда зададут вопрос, а самому его задать и самому на него ответить. Не ждать, когда разгорится конфликт, а выйти со своей версией событий. Не ждать, когда что-то «вскроется», а дать свою трактовку. Иначе: если вы не дали свою формулировку, ее придумают за вас; если вы не ответили вовремя — придумают сами и больше не спросят; если вы отвечаете непонятно — переврут, не обязательно со зла; если говорить совсем без эмоций и «картинок» — не услышат и не передадут; если нет ритма в информации — придется снова начинать с нуля. О последнем — ну что тут делать, память у людей сейчас «как у рыбки», слишком мы перегружены, даже список дел доверяем гаджету. И я в таких списках все чаще вижу такое, как «позвонить маме», «ДР жены» — даже самое дорогое не помнится, что уж говорить о каком-то там политике и каких-то там кандидатах.

Диверсифицированные. Именно потому, что вы соревнуетесь не столько и не только с оппонентами, а еще и с общей энтропией, информационной усталостью и общим состоянием депрессии от легкой до тяжелой, — важно быть диверсифицированными. А значит, переупаковывать себя и свой контент для каждого носителя. Самое неудобоваримое, что приходится видеть, к сожалению, очень часто, — это длинные, обезличенные, формализованные донельзя и перегруженные «пиджачной» (чиновничьей, функционерской) риторикой посты в соцсетях, абсолютно невозможные и неработающие как в сети, так и в жизни. Длинные и скучные «правильные» интервью политиков в СМИ. Страшно скучные, «дежурные» высказывания на ТВ — в стратегии «переключитесь с меня немедленно». А что нужно, спросите вы? А нужно оживлять свой контент, искать яркие фразы, искать понятные примеры и сравнения, искать свой образ, который будет вам комфортен, но главное, будет «заходить» вашему избирателю. Лучший показатель, когда и бабушка на лавочке у подъезда, и офисный трудяга, и работяга с завода, и мама, ведущая еле разбуженных детей в садик и школу, и юный всезнайка могут кратко и четко передать, о чем вы и кто вы. Рассказывайте истории, говорите о политике понятно и через свои истории и личное отношение, вовлекайте аудиторию в диалог (тогда даже несогласные с вашей позицией станут в чем-то соучастниками процесса), помните, что краткость — сестра не только таланта, но и успеха, а одно живое видео в сети лучше тысячи скучных длиннопостов.

О важном

Если честно, новых америк я вам не открываю. Это те самые soft skill, на развитие которых так много времени и средств тратит бизнес-сектор, понимая значение «мягких навыков» в обеспечении эффективности коммуникаций и управлении мнением аудитории. Те самые навыки риторики и дебатов, в которые начинали-таки вкладываться политики. Вот ваш небольшой джентльменский (без сексизма) набор:

— основы коммуникаций — общение с разными аудиториями, ключи доступа, правила «простого языка» и чистых формулировок;

— коммуникации в «горячем режиме» — с агрессивным собеседником, растерянным собеседником, собеседником-манипулятором, всезнайкой и другими сложными в коммуникациях собеседниками;

— умение «держать позицию» — навык легкой аргументации (мини-дебаты);

— навык управления мнением аудитории;

— навык управления своим эмоциональным состоянием;

— навык эффективной реакции на нестандартные ситуации;

— навык позитивного переформулирования;

— навык общения со СМИ;

— навык работы в видеокоммуникации, ZOOM-коммуникации;

Это еще далеко не все, что понадобится. Вопрос в другом: готовы ли вы этим заниматься, работать над собой? А в целом все очень просто — чтобы научиться плавать, надо прыгнуть в воду. Чтобы научиться общаться в политическом пространстве, надо начать это делать. Как только вы разовьете навыки и научитесь критически оценивать свои ошибки и находки — вы ступите на тропинку повышения уровня искусства коммуникаций. Без граблей на этом пути не обойтись, но всегда есть вариант убрать с дороги хотя бы те грабли, на которые уже наступили коллеги. Высшая партийная школа и проект «Федеральный ПолитСтартап» такие возможности дают.

https://parta.er.ru/issue-7/110

https://vpsh-back-stage.er.ru/storage/journals/vpsh-2021-03-296061817e51baf7.38151124.pdf

Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог