Перейти к содержанию

REGCOMMENT Не ласкает слух: почему российские власти хотят отказаться от термина «QR-код»


«Сер­ти­фи­кат здо­ро­вья», «зе­ле­ный пас­порт», «ко­ви­пасс» или «пас­порт здо­ро­вья» — та­кие на­зва­ния рас­смат­ри­ва­ют вла­сти для до­ку­мен­та, по ко­то­ро­му при­ви­тые от ко­ро­на­ви­ру­са, офи­ци­аль­но пе­ре­бо­лев­шие и име­ю­щие медо­т­вод от вак­ци­на­ции граж­дане смо­гут по­се­щать об­ще­ствен­ные ме­ста. По­че­му вла­сти пы­та­ют­ся от­ка­зать­ся от тер­ми­на «QR-код» и бу­дут ли пер­спек­ти­вы у но­во­го до­ку­мен­та, рас­ска­жем в сю­же­те.

«Са­та­нин­ский» тер­мин

Рос­сий­ские вла­сти об­суж­да­ют но­вое на­зва­ние до­ку­мен­та для граж­дан, ко­то­рые вак­ци­ни­ро­ва­лись, пе­ре­бо­ле­ли COVID-19 или име­ют медо­т­вод от при­вив­ки. Это бу­дет про­пуск для по­се­ще­ния об­ще­ствен­ных мест в пе­ри­од пан­де­мии ко­ро­на­ви­ру­са. Та­кую ин­фор­ма­цию опуб­ли­ко­ва­ло из­да­ние РБК со ссыл­кой на ис­точ­ни­ки, близ­кие к ад­ми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та и пра­ви­тель­ству Рос­сии.

Ис­поль­зо­ва­ние тер­ми­на «QR-код» вла­сти пла­ни­ру­ют све­сти к ми­ни­му­му из-за нега­тив­но­го от­но­ше­ния к нему граж­дан.

«QR-код – это лишь ин­стру­мент пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции, как, на­при­мер, флеш­ка. С по­мо­щью QR-кода мож­но узнать дан­ные о вак­ци­на­ции че­ло­ве­ка или пе­ре­не­сен­ной бо­лез­ни. Сам до­ку­мент, ко­то­рый поз­во­ля­ет су­ще­ствен­но рас­ши­рить ко­вид­ные огра­ни­че­ния, дол­жен на­зы­вать­ся как-то ина­че», – при­во­дит из­да­ние сло­ва фе­де­раль­но­го чи­нов­ни­ка. 

«Ре­ги­о­наль­ные ком­мен­та­рии» уже со­об­ща­ли, что в Гос­ду­му внес­ли два за­ко­но­про­ек­та, ко­то­рые пред­по­ла­га­ют обя­за­тель­ное ис­поль­зо­ва­ние QR-ко­дов в об­ще­ствен­ных ме­стах и транс­пор­те. Пер­вый преду­смат­ри­ва­ет, что рос­си­яне смо­гут хо­дить в куль­тур­ные учре­жде­ния, ре­сто­ра­ны, кафе и непро­до­воль­ствен­ные ма­га­зи­ны с предъ­яв­ле­ни­ем кода о при­вив­ке либо о пе­ре­не­сен­ной бо­лез­ни. Вто­рой за­кон вво­дит обя­за­тель­ное на­ли­чие QR-кода при по­куп­ке би­ле­тов на по­езд и са­мо­лет. Сей­час за­ко­но­про­ек­ты рас­смат­ри­ва­ют­ся в ре­ги­о­нах, но не вез­де об­суж­де­ния про­хо­дят глад­ко. Яр­кий при­мер – по­втор­ное за­се­да­ние пар­ла­мен­та в Се­вер­ной Осе­тии, о ко­то­ром мы пи­са­ли ра­нее.

По­сколь­ку по­ня­тие «QR-код» мно­гие рос­си­яне свя­зы­ва­ют с ущем­ле­ни­ем сво­бод, а неко­то­рые и во­все счи­та­ют «са­та­нин­ским», от него пла­ни­ру­ют от­ка­зать­ся. Сре­ди на­зва­ний но­во­го до­ку­мен­та, ко­то­рые об­суж­да­ют в ка­че­стве за­ме­ны, несколь­ко ва­ри­ан­тов. Сре­ди них «пас­порт здо­ро­вья», «сер­ти­фи­кат здо­ро­вья», «ко­ви­пасс», «са­ни­тар­ный пас­порт» и «зе­ле­ный пас­порт» (Green pass), ко­то­рый уже ис­поль­зу­ет­ся в ми­ро­вой прак­ти­ке, пи­шет «Лен­та.Ру». 

По дан­ным РБК, 18 но­яб­ря про­шел круг­лый стол близ­ко­го к внут­ри­по­ли­ти­че­ско­му бло­ку Крем­ля Экс­перт­но­го ин­сти­ту­та со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний, где об­су­ди­ли меж­ду­на­род­ный опыт ис­поль­зо­ва­ния QR-ко­дов и при­ме­не­ние их в Рос­сии. Участ­ни­ки кон­ста­ти­ро­ва­ли, что си­сте­ма ко­дов вве­де­на во мно­гих стра­нах, но в пуб­лич­ном про­стран­стве ис­поль­зу­ют­ся дру­гие на­име­но­ва­ния: Health pass, Covid Save Ticket, Green pass и так да­лее.

Од­на­ко пресс-сек­ре­тарь пре­зи­ден­та Рос­сии Дмит­рий Пес­ков опро­верг утвер­жде­ния СМИ о пла­нах вла­стей пе­ре­име­но­вать до­ку­мент и при­звал со­хра­нять «трез­вость ума».

«Его мож­но как угод­но на­зы­вать, но суть не ме­ня­ет­ся, эта тех­но­ло­гия дей­стви­тель­но свя­за­на с теми ме­ра­ми, ко­то­рые при­ни­ма­ют­ся, в том чис­ле и на фоне пан­де­мии, в усло­ви­ях ко­то­рой мы жи­вем. QR-код ис­поль­зу­ет­ся при бан­ков­ских пе­ре­во­дах, ис­поль­зу­ет­ся для ре­кла­мы, для ин­фор­ма­ции и так да­лее. Да­вай­те ду­мать, как по-дру­го­му на­звать ком­пью­тер, те­ле­ви­зор – мо­жет быть, они тоже не лас­ка­ют слух. Да­вай­те как-то чуть-чуть со­хра­нять трез­вость ума», – ци­ти­ру­ет Пес­ко­ва РИА Но­во­сти. 

Ра­бо­та над ошиб­ка­ми или де­фи­цит про­ект­но­сти?

Вла­сти ли­хо­ра­доч­но ищут ком­про­мисс­ные фор­мы, что­бы успо­ко­ить ши­ро­кую об­ще­ствен­ность, взбу­до­ра­жен­ную дис­кур­сом во­круг по­ня­тия «QR-код», счи­та­ет по­ли­то­лог, ди­рек­тор Ин­сти­ту­та но­вей­ших го­су­дарств Алек­сей Мар­ты­нов.

«Оче­вид­но, что уро­вень об­щей ком­пе­тен­ции – ком­плекс­но­го взгля­да, ком­плекс­но­го вос­при­я­тия и ана­ли­за про­ис­хо­дя­ще­го во­круг – остав­ля­ет же­лать луч­ше­го. Это, кста­ти, ис­то­рия не про со­вре­мен­ную Рос­сию, это ис­то­рия про со­вре­мен­ный мир, про со­вре­мен­ную ци­ви­ли­за­цию, ко­то­рая стре­ми­тель­но по­гру­жа­ет­ся в «но­вое Сред­не­ве­ко­вье». Эта ис­то­рия, ко­то­рая на­чи­на­лась с псев­до­на­уч­но­го дис­кур­са в соц­се­тях, ко­гда все вдруг неожи­дан­но ста­ли ви­ру­со­ло­га­ми, эпи­де­мио­ло­га­ми, био­ло­га­ми и хи­ми­ка­ми, се­год­ня сва­ли­ва­ет­ся в псев­до­ре­ли­ги­оз­ную мра­ко­бес­ную и со­вер­шен­но бес­смыс­лен­ную чер­тов­щи­ну». 

Пред­се­да­тель на­блю­да­тель­но­го со­ве­та Ин­сти­ту­та де­мо­гра­фии, ми­гра­ции и ре­ги­о­наль­но­го раз­ви­тия Юрий Круп­нов свя­зы­ва­ет по­пыт­ку пе­ре­име­но­ва­ния «QR-ко­дов» с де­фи­ци­том про­ект­но­сти.

«Имен­но де­фи­цит про­ект­но­сти и вы­зы­ва­ет ос­нов­ную злую ре­ак­цию на­се­ле­ния. Это, по сути, про­грамм­ное ма­ни­фе­сти­ро­ва­ние вла­сти: ее не ин­те­ре­су­ет ни здо­ро­вье граж­дан, ни дру­гие во­про­сы объ­ек­тив­но­го и зна­чи­мо­го ха­рак­те­ра, а ее ин­те­ре­су­ют ис­клю­чи­тель­но во­про­сы сво­е­го кон­тро­ля над на­се­ле­ни­ем и про­дви­же­ния это­го кон­тро­ля. Имен­но та­кой под­ход и вы­зы­ва­ет зло­бу, а не QR-коды или та же вак­ци­на­ция – они уже вто­рич­ны, а пер­вич­но ощу­ще­ние, что власть ни­че­го со­дер­жа­тель­но­го и пер­спек­тив­но­го пред­ло­жить не мо­жет. Она пред­ла­га­ет толь­ко си­ту­а­ци­он­ные ре­ше­ния, ко­то­рые за­вя­за­ны на что угод­но, но не здо­ро­вье граж­дан, не на за­бо­ту о них». 

По­лит­тех­но­лог Але­на Ав­густ на­зы­ва­ет ре­ше­ние «про­цес­сом ис­прав­ле­ния до­пу­щен­ных оши­бок». По ее мне­нию, QR-код – это что-то тех­но­ло­ги­зи­ро­ван­ное, а лю­дям не очень нра­вит­ся, ко­гда их срав­ни­ва­ют с ма­ши­на­ми. По­это­му важ­но, что­бы по­ня­тие нес­ло в себе некий по­зи­тив. На­при­мер, «пас­порт здо­ро­вья» – это не про бо­лезнь и вос­при­ни­ма­ет­ся бо­лее по­зи­тив­но.

«Слож­но ска­зать, бу­дут ли боль­шие пер­спек­ти­вы у но­во­го до­ку­мен­та как бы его ни на­зва­ли. Мне ка­жет­ся, в лю­бом слу­чае мы ско­ро пе­рей­дем на некий элек­трон­ный но­си­тель, ко­то­рый бу­дет хра­нить в себе то огром­ное ко­ли­че­ство ин­фор­ма­ции, ко­то­рое есть се­год­ня на пор­та­ле го­сус­луг, ко­то­рое фик­си­ру­ет­ся в раз­лич­ных до­ку­мен­тах. А зна­чит, тоже сто­ит за­ра­нее за­ду­мать­ся о на­зва­нии. Как бы стре­ми­тель­но мы ни дви­га­лись в эпо­ху тех­но­ло­ги­за­ции, люди все рав­но оста­ют­ся лю­дь­ми. Важ­но учи­ты­вать пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти вос­при­я­тия лю­бых но­ва­ций».

Не ласкает слух: почему российские власти хотят отказаться от термина «QR-код»

 
Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог