Профилактические меры и действия глав Свердловской, Тюменской и Курганской области во время лесных пожаров в регионах, по мнению экспертов, были недостаточно эффективными.
Политологи оценили профилактические меры и те действия, которые губернаторы Свердловской, Тюменской и Курганской областей предпринимали во время природных пожаров на территориях регионов. По мнению экспертов, подготовка к пожароопасному сезону безусловно велась, однако профилактика была недостаточно эффективна. При этом трудности могли быть связаны с дефицитом финансирования подготовительных мер.
Политолог Алексей Шабуров отметил, что нельзя сказать, что власти Свердловской области не готовились к сезону лесных пожаров. Еще в январе губернатор Евгений Куйвашев подписал распоряжение по обеспечению пожарной безопасности в лесах в 2023 году. Затем был подготовлен план тушения лесных пожаров. Также власти создали отдельный отряд по борьбе с торфяными пожарами. Область прошла проверку МЧС.
«Но как мы видим, эти меры если и сработали, то не до конца. Область сейчас на первом месте в стране по площади пожаров. Главная проблема, которую пока не удается решить – это мониторинг очагов возгорания на ранней стадии. Если бы такая система существовала и эффективно работала, то больших пожаров удавалось бы избегать. Но сейчас даже сложно представить, какие ресурсы потребуются на создание такой системы», — сказал специалист.
В части действий непосредственно во время пожаров все главы регионов действовали согласно регламентам. Это отметил директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков. Помимо этого, принимались и дополнительные меры. Например, в каждом регионе были мобилизованы добровольцы для устранения последствий пожаров, а в Свердловской области губернатор предложил вознаграждение за информацию о поджигателях.
«По большому счету ликвидация самих пожаров – компетенция МЧС. Во время пожара власть может только помогать им и Авиалесоохране. На Правительство региона ложатся задачи по эвакуации людей и защите имущества», — отметил эксперт в разговоре с корреспондентом издания УралПолит.Ru.
Так, меры по эвакуации, по словам Андрея Русакова, были приняты властями своевременно. Однако если в Свердловской области во вторую волну пожаров Правительство справилось с задачей по сохранению жизней людей, то в Курганской области погибшие были.
А вот политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко же посчитал, что практически во всех случаях реакции глав регионов были запоздалыми.
«Пожалуй, самое большое запоздание было у Куйвашева в Свердловской области. Понятно, что личное присутствие губернатора на месте вряд ли влияет на ситуацию, но для населения это имеет значение», — сказал эксперт.
Еще один важный аспект в действиях губернаторов и региональных властей отметила политконсультант Алена Август. Это честность и умение управлять медийным полем. Замалчивать ситуацию нельзя, так как это приводит к рождению слухов. Чем больше правды люди будут знать, тем меньше они будут верить фейкам и устраивать панику.
«Гасить важно не только пожар, но панические настроения. Пока с этим удается справляться», — подчеркнула эксперт.
Андрей Русаков заявил, что вероятно в некоторых случаях имело место неисполнение должностных обязанностей и регламентов чиновниками разных уровней. Однако судить об их ответственности можно будет только после проверки правоохранительными органами. Оценивать действия властей можно будет и по ситуации с выплатами компенсаций людям, потерявшим жилье, и исполнению решений о помощи в восстановлении домов.
Специалисты отметили, что пожары становятся серьезной проблемой для регионов. В связи с этим требуются изменения в законодательстве, принятие мер накануне сезона: усиление контроля за исполнением предписаний, увеличение наказаний и штрафов. Тем не менее, например, на усиление контроля не всегда хватает ресурсов.
«Каждый год мы видим, что пожары случаются в самых разных регионах. И скорее всего, тут проблема не в действиях властей конкретных субъектов. Это значит, что реформировать систему профилактики и тушения пожаров надо на федеральном уровне. Это должна быть единая понятная система, с четкой цепочкой полномочий и ответственности. Сейчас же, например, есть МЧС, есть Авиалесоохрана, которая подчиняется Рослесхозу, и у регионов есть собственные органы и учреждения, которые занимаются проблемами пожаров. И все эти структуры хоть и взаимодействуют друг с другом, но все же не всегда эффективно», — подчеркнул политолог Алексей Шабуров.
Для решения проблем с недостатком денежного или человеческого ресурса эксперты в числе прочего предложили ввести обязательное страхование жилья граждан или восстановить пожарные дружины. Эффективной может стать и установка системы пожарных датчиков в лесах для своевременного оповещения служб об угрозе. Все эти инициативы можно апробировать в регионах, оценить их пользу, а затем выйти на федеральный уровень с предложениями о субсидировании данных программ.