Перейти к содержанию

REGCOMMENT Запрет на склонение к абортам в Мордовии: демографические проблемы нужно решать комплексно, а не локально

Мор­до­вия ста­ла пер­вым ре­ги­о­ном Рос­сии, где при­ня­ли за­кон о за­пре­те скло­не­ния жен­щин к ис­кус­ствен­но­му пре­ры­ва­нию бе­ре­мен­но­сти. Гла­ва рес­пуб­ли­ки Ар­тем Зду­нов со­об­ща­ет, что эта ини­ци­а­ти­ва Об­ще­ствен­ной па­ла­ты про­шла об­суж­де­ния и по­лу­чи­ла под­держ­ку ре­ли­ги­оз­ных и об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, му­суль­ман­ско­го со­об­ще­ства, мит­ро­по­ли­та Са­ран­ско­го и Мор­дов­ско­го Зи­но­вия. Та­к­же Зду­нов в сво­ем Telegram-ка­на­ле утвер­жда­ет, что чис­ло абор­тов в рес­пуб­ли­ке сни­жа­ет­ся, пять част­ных кли­ник уже доб­ро­воль­но от­ка­за­лись от услуг по ис­кус­ствен­но­му пре­ры­ва­нию бе­ре­мен­но­сти.

Ко­неч­но, дан­ная ини­ци­а­ти­ва, ре­а­ли­зо­ван­ная в Мор­до­вии, ро­ди­лась на ос­но­ва­нии вполне кон­крет­ной про­бле­ма­ти­ки. У нас не про­сто слож­ная, а крайне слож­ная де­мо­гра­фи­че­ская си­ту­а­ция, для Рос­сии это вы­зов. Ро­жать ста­ли мало – и не толь­ко вто­ро­го-тре­тье­го ре­бен­ка, а даже не то­ро­пят­ся с рож­де­ни­ем пер­во­го. Слиш­ком дол­го от­кла­ды­ва­ют, а по­том ко­пят­ся про­бле­мы и от­сут­ству­ет при­выч­ка как-то раз­де­лять ра­до­сти и го­ре­чи жиз­ни с ре­бен­ком и за­бо­тить­ся о ком-то, кро­ме себя. По­это­му по­нят­но же­ла­ние гла­вы Мор­до­вии Ар­те­ма Зду­но­ва в этой си­ту­а­ции ис­кать хоть ка­кие-то ре­ше­ния.

Одно из пред­ло­жен­ных ре­ше­ний – за­прет на скло­не­ние к ис­кус­ствен­но­му пре­ры­ва­нию бе­ре­мен­но­сти. Тут нуж­но чет­ко раз­де­лить по­ня­тия. Речь не идет о за­пре­те са­мо­го абор­та, ведь это мо­жет быть и по ме­ди­цин­ским по­ка­за­ни­ям. Речь идет о том, что­бы вра­чи не ини­ци­и­ро­ва­ли абор­ты, не под­ска­зы­ва­ли этот ме­тод ре­ше­ния как един­ствен­ный. И вот здесь воз­ни­ка­ет во­прос: как это бу­дет фик­си­ро­вать­ся? Ведь лю­бой за­кон име­ет по­след­ствия. В лю­бом слу­чае нуж­но бу­дет фик­си­ро­вать факт скло­не­ния к абор­ту: было это ре­ше­ние жен­щи­ны, с ко­то­рым она при­ш­ла, или оно со­зре­ло в бе­се­де, ка­кие ме­ди­цин­ские по­ка­за­ния оно име­ет, ка­кие со­ци­аль­ные ас­пек­ты. Об­сто­я­тель­ства бы­ва­ют раз­ны­ми, по­это­му при­ме­не­ние это­го за­ко­на бу­дет крайне слож­ным. Все, что ка­са­ет­ся де­то­рож­де­ния, здо­ро­вья жен­щи­ны, при­ня­тия жиз­нен­ных ре­ше­ний, – это крайне чув­стви­тель­ные темы. Здесь до­воль­но слож­но бу­дет опре­де­лить от­вет­ствен­ных.

Са­мое глав­ное – надо по­ни­мать, что ни­ка­кие за­пре­ты не за­ста­вят жен­щи­ну, се­мью, из­ме­нить ре­ше­ние, если оно при­ня­то. Надо ду­мать, на ка­ких ос­но­ва­ни­ях при­ни­ма­ют­ся та­кие ре­ше­ния, пла­ни­ру­ет­ся рож­де­ние ре­бен­ка или от­каз. А это уже со­всем дру­гая ис­то­рия: на­сколь­ко люди чув­ству­ют себя уве­рен­но и за­щи­щен­но в ре­ги­оне, ка­ким они ви­дят свое бу­ду­щее, ка­кая си­ту­а­ция с ра­бо­той и опла­той этой ра­бо­ты, с об­ра­зо­ва­ни­ем.

Го­во­ря о де­мо­гра­фии, мы долж­ны иметь в виду си­стем­ную, ком­плекс­ную, ком­му­ни­ка­ци­он­ную про­грам­му, ко­то­рая под­креп­ле­на ме­ра­ми под­держ­ки. При этом, как мы ви­дим, меры под­держ­ки тоже ра­бо­та­ют не все­гда, если у че­ло­ве­ка нет же­ла­ния. Так что нуж­но вво­дить в си­стем­ный кон­текст се­мью, де­тей, ко­ли­че­ство этих де­тей. Трое де­тей – это нор­маль­но. Ро­дить ре­бен­ка, пока мо­лод и здо­ров, – нор­маль­но. Де­лить с ре­бен­ком жизнь – нор­маль­но. Раз­ный фор­мат се­мьи – нор­маль­но, у нас же до сих пор осуж­да­ют мо­ло­дых жен­щин, ко­то­рые ро­ди­ли ре­бен­ка без мужа. По­ня­тие «жизнь для себя» долж­но под­ра­зу­ме­вать жизнь для себя вме­сте с ре­бен­ком. Та­ким об­ра­зом, су­ще­ству­ет боль­шой куль­тур­ный и пси­хо­ло­ги­че­ский кон­текст, над ко­то­рым нуж­но ра­бо­тать. Здесь уже речь идет о гло­баль­ных ме­рах по всей стране, а не о том, как это ре­шит ло­каль­ный за­ко­но­да­тель­ный акт, ко­то­рый яко­бы что-то смо­жет за­пре­тить, а к чему-то спо­двиг­нуть. Так оно не ра­бо­та­ет – толь­ко си­сте­ма.