Перейти к содержанию

PRISP Уроки о семье – это не школа, а жизнь

В этом учебном году в российских школах начали внедрять новый предмет – семьеведение, на котором будут рассказывать о том, как решать конфликты в семье, планировать бюджет и, беременность, а также какие ценности есть в семье, как воспитание влияет на дальнейшую судьбу ребёнка.

Введение в школьную программу нового урока прокомментировала политконсультант, эксперт по коммуникациям, психолог, эксперт Центра ПРИСП Алена Август.

Все когда-то возвращается. Иногда в виде попытки фарса. Я помню, когда училась в старших классах, еще при Советском Союзе, у нас был урок «Этика и психология семейной жизни». Где учителя буквально по учебникам, иногда стесняясь, рассказывали нам, как нужно жить. Большинство из этих преподавательниц сами были глубоко разведенными, ну или не вполне счастливыми женщинами.

Что хочется сказать. Воспитывать ценности, формировать ценностный ряд, передавать культурный код, воспитывать осознанное отношение к своим решениям, в том числе к решению создать семью, стать родителями – необходимо. Но вряд ли это возможно, если просто что-то детям рассказывать 40 минут в неделю. Мы знаем, что далеко не все учителя могут сделать интересным свой предмет, даже если это прекрасные литературные произведения или безумно интересные физические процессы и не менее любопытные математические задачи.

Поиск в данном направлении – это, конечно, похвально. Но делать это нужно грамотно, аккуратно и системно. Современные подростки, которым будут преподносить этот материал, уже во многом воспитаны интернетом и тем, как их родители на самом деле реагируют на вопросы семьи, взаимоотношение полов, родительство. И если даже самый лучший учитель будет рассказывать, как правильно построить семью, покажет видеоролик, обратит внимание на какие-то литературные примеры, но в семье при этом взаимоотношения не будут позитивными, то вряд ли ребенок это воспримет. Вернее – это точно не панацея.

Мне кажется, важно задуматься плотно не только о том, чтобы какой-то дополнительный урок встроить в школьную программу, которая не резиновая. Там так уже много всего, что у детей голова трещит по швам. Очень важно, чтобы вопросы семьи, осознанного родительства сквозной линией проходили по различным предметам и в целом были в медиа и культурном контексте.

Есть такое понятие в психологии – фигура и фон. Так вот, фон воспитывает гораздо лучше и западает в душу гораздо глубже, чем фигура. Что это значит? Целенаправленный урок «Семьеведение» – это фигура, 40 минут с детьми будут говорить о семье. А фон – это то, что может быть каждую минуту, на каждом предмете, во всех разговорах, изо всех источников. И это сработает гораздо лучше.

Если мы как государство хотим привить детям здоровые ценности и рассчитываем на то, что они будут создавать счастливые семьи, что в этих семьях будут здоровые гармоничные отношения, что эти дети, повзрослев, начнут принимать осознанные решения стать отцом и матерью, будут ответственно относиться к родительству, тогда это точно не 40 минут урока – и все. Это должна быть системная коммуникационная программа, пронизывающая всю жизнь человека.

Это другого рода и качества художественные фильмы и подростковые сериалы, без назидательности, но с правильным позитивным фоном. Это другого рода детский контент и подростковые спектакли, видеоролики в интернете. Это, извините меня, и другие взрослые передачи, потому что все их смотрят. И когда дети смотрят на всякого рода каналах шоу, где взрослые ругаются, делят имущество, делят детей, оскорбляют друг друга, вряд ли захочется создавать семью, чтобы потом наступить на такие же грабли.

Государству надо задуматься именно об этом. Не новый урок впихивать в программу, а подумать о том, как вообще воспитывается всем контентом и всем происходящим подрастающий гражданин. Это самое важное. А уроков мы можем делать сколько угодно и где угодно, это не воспитывает. Это даже и учит-то далеко не всегда. Воспитывать и учить надо всей жизнью, всем ее объемом.

http://www.prisp.ru/opinion/15716-avgust-semja-shkola-zhizn-1502