Перейти к содержанию

PUBLICO Рекордная явка на выборы – это своего рода присяга на верность президенту

Рекордная явка на президентские выборы во многом объясняется внутренними и внешнеполитическими процессами. Мы живём сейчас в такое время, когда ситуация требует от нас гражданского выбора, серьёзного взрослого самоопределения. Раньше, возможно, для какой-то части людей выборы были дежурным моментом, а многие говорили «зачем туда идти, и так все хорошо». Сейчас мы живём в обстановке, когда огромно противодействие мирового сообщества, когда у нас есть совершенно чётко обозначенные недоброжелатели, когда наша страна собирается заново. Мы восстанавливаем свои традиционные ценности, восстанавливаем ту сплоченность, которая всегда отличалась Россия. Именно это, вероятно, и привело людей на участки. К такой большой истории, которая очень многое значит не только для России, но и для мира, хочется действительно прикоснуться и быть причастным.

И это не только степень доверия, которую люди испытывают к президенту и в целом к институтам власти в стране. Это не только поддержка уже существующих, запланированных национальных проектов и больших федеральных программ, а все они продолжаются, потому что наше государство даже в условиях СВО, санкций и прочего безумия, остаётся высоко социальным и не остановило ни один проект, наоборот, открываются все новые и новые, люди получают все больше мер поддержки. В этой ситуации высокая явка избирателей означает не только поддержку всех этих инициатив и действующих программ, но ещё и своеобразную присягу на верность президенту, ведь президент России – не просто руководитель государства, но ещё и верховный главнокомандующий.

В ситуации серьёзного противостояния не только с противником, который, к большому сожалению, имеет возможность стрелять из оружия как такового, но и в постоянном противостоянии информационным атакам. Поэтому люди поняли своё место в этой огромной истории, и каждому захотелось принять в ней участие.

Второе место на выборах президента-2024 занял эдакий трехголовый ассоциированный кандидат, ведь и Слуцкий, и Харитонов, и Даванков в таких незначительных долях отстают друг от друга, что это сложно назвать существенной разницей. В социологии, вероятно, назвали бы это небольшой погрешностью, потому что разница между кандидатами не в разы и не в порядки, а в доли процента.

Да, в программах этих кандидатов кто-то из избирателей нашел что-то для себя близкое. Но, тем не менее, понятно, что главный кандидат космически опередил всех троих других кандидатов. Поэтому интрига второго места была интересна разве что специалистам нашего рынка – политтехнологам, которые даже делали ставки на эти доли процентов. Но такое соревнование для огромной массы людей вряд ли имеет значение.

Важно другое, нужно смотреть развитие кандидатов в динамике. Интересно, что КПРФ пусть формально и заняла второе место, но по сути это сто тридцать второе место и отнюдь не победа партии, а победа неких внутрипартийных историй. Становится ясно, что если нет Зюганова, то бренд КПРФ не работает, что партия в любом случае пока обновляться больше не планирует, хотя уже пора. Пока коммунисты ещё выехали, но это совсем никакой результат для партии, которая несколько десятков лет в нашей стране была единственной.

Ещё живы люди, которые застали Советский союз и КПСС. Сейчас появляется молодое поколение, у которого сформирована навязанная ностальгия по «совку», потому что им рассказывают, как там было хорошо и не было ипотеки. Хотя они не знают, чего еще в СССР не было, и если им рассказать, что не было и лавандового рафа, думаю, они будут шокированы. Результат Харитонова в 4% – это для такой партии не победа, которой можно было бы гордиться.

Цифры ЛДПР тоже показывают сложность ситуации в партии вождистского типа. После смерти Жириновского ей нужно время на то, чтобы перестроиться. Понятно, что уход лидера никто не планировал, но возраст есть возраст, и такую потерю партийно непросто пережить. Рана еще не зажила, и Леониду Слуцкому при всех его активных попытках и обратиться к образу Владимира Вольфовича, стать «своим парнем», каким мог быть только Жириновский, раздавая пирожки или, наоборот, с кем-то конфликтуя, это еще не очень удается.

Результат ЛДПР показывает лишь то, что партии нужно всерьёз задуматься о внутренних процессах и о том, как она себя репозиционирует, потому что ехать все время на тех же старых шинах невозможно. Это уже другая партия, и нужно понимать, какая она и для кого она. Слуцкий, в принципе, свою работоспособность показал, но это действительно было непросто.

Что касается «Новых людей», то я вижу много экспертных откликов, что результат Владислава Даванкова – это супер-победа, но в тоже время его результат мог бы быть и повыше. Все кандидаты известны давно, Даванков как политическая фигура появился в 2021 году в Госдуме, где сразу поднялся довольно высоко. Казалось бы, когда все кругом говорят об усталости от старых партий, партии можно было бы подняться и выше на президентских выборах. Видимо, попытка представить свою программу так, чтобы она работала и на молодёжь, и на средний возраст, и на людей старше, пока только на старте.

Хайповая кампания «Новых людей» в Госдуму в чем-то сработала. Партия получила большие преференции от государства, сразу скакнув в большую политику, но эффект новизны не может длиться вечно. Поэтому нужно стараться находить достаточно серьёзные смыслы, а на одном лишь прекрасном бирюзовом цвете проехать далеко вряд ли можно.

https://publico.ru/opinions/rekordnaya-yavka-na-vybory-eto-svoego-roda-prisyaga-na-vernost-prezidentu