Перейти к содержанию

REGCOMMENT Прокурорские протесты против решений губернаторов: когда важно напомнить о необходимости соблюдать закон?

В Рос­сии воз­об­но­ви­лась прак­ти­ка пуб­лич­ных про­ку­рор­ских про­те­стов про­тив ре­ше­ний гу­бер­на­то­ров. В За­по­рож­ской об­ла­сти про­ку­ра­ту­ра оспа­ри­ва­ет уволь­не­ние гла­вы ре­ги­о­наль­но­го из­бир­ко­ма, ука­зы­вая на неза­кон­ность ре­ше­ния гу­бер­на­то­ра Ба­лиц­ко­го. В Яро­слав­ле про­ку­ра­ту­ра вме­ша­лась в про­цесс сли­я­ния те­ат­ров в свя­зи с на­ру­ше­ни­ем  пен­си­он­ных прав ар­ти­стов.

По­ли­то­лог На­та­лия Ели­се­е­ва:

– Ос­нов­ные за­да­чи гу­бер­на­то­ра – эф­фек­тив­ное ис­пол­не­ние ука­зов пре­зи­ден­та Рос­сии, фе­де­раль­ных про­грамм (нац­про­ек­тов) и обес­пе­че­ние со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской ста­биль­но­сти в ре­ги­оне. Скан­даль­ность, вы­ход за рам­ки сво­их пол­но­мо­чий, как в слу­чае с Ба­лиц­ким, в за­да­чи гла­вы ре­ги­о­на не вхо­дят. Пуб­лич­ные про­ку­рор­ские про­те­сты – это по­пыт­ка при­ве­сти глав ре­ги­о­нов в чув­ства и на­пом­нить, что непри­ка­са­е­мых нет. К со­жа­ле­нию, гла­вы ино­гда за­бы­ва­ют­ся, по­это­му при­хо­дит­ся вклю­чать си­сте­му сдер­жек и про­ти­во­ве­сов.

Ру­ко­во­ди­тель По­ли­ти­че­ской экс­перт­ной груп­пы Кон­стан­тин Ка­ла­чев:
– Алек­сандр Гу­цан воз­глав­ля­ет Ген­про­ку­ра­ту­ру уже два ме­ся­ца. Про­ку­ра­ту­ра иг­ра­ет са­мо­сто­я­тель­ную роль в фе­де­раль­ной по­вест­ке. По­вест­ка — это дис­ци­пли­на, по­ря­док, со­блю­де­ние об­щих пра­вил. В За­по­ро­жье Ба­лиц­кий ре­шил сам фор­му­ли­ро­вать пра­ви­ла для из­би­ра­тель­ной си­сте­мы, хо­тел рас­пу­стить  ре­ги­о­наль­ный из­бир­ком. Та­ко­го пра­ва у гу­бер­на­то­ров нет. Вме­ша­тель­ство про­ку­ра­ту­ры за­ко­но­мер­но и объ­яс­ни­мо.

Пре­дел сво­бо­ды дей­ствий гу­бер­на­то­ров опре­де­лен рос­сий­ским за­ко­но­да­тель­ством. Вы­ход тех или иных ис­то­рий в пуб­лич­ную плос­кость но­сит про­фи­лак­ти­че­ский и ди­дак­ти­че­ский ха­рак­тер. Про­ку­рор­ские про­вер­ки тре­бу­ют ин­фор­ма­ци­он­но­го со­про­вож­де­ния. Пуб­лич­ные про­ку­рор­ские про­те­сты про­тив дей­ствий того или ино­го гу­бер­на­то­ра – это не про­сто де­мон­стра­ция роли про­ку­ра­ту­ры, а на­зи­да­ние дру­гим. Они все де­ла­ют пра­виль­но. Воз­мож­ность ре­пу­та­ци­он­ных по­терь долж­на за­ста­вить глав ре­ги­о­нов семь раз от­ме­рить, а по­том от­ка­зать­ся от со­мни­тель­ных с по­зи­ций за­кон­но­сти ре­ше­ний.

По­ли­то­лог, за­ме­сти­тель ру­ко­во­ди­те­ля де­пар­та­мен­та по­ли­ти­че­ских про­ек­тов КГ «По­ли­лог» Ар­тур Забба­ров:

– Си­ту­а­ции в За­по­рож­ской и Яро­слав­ской об­ла­стях я бы не стал на­пря­мую свя­зы­вать со сме­ной ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра. Кон­фликт Ев­ге­ния Ба­лиц­ко­го с ЦИК воз­ник за­дол­го до это­го: еще в ав­гу­сте Цен­траль­ная из­би­ра­тель­ная ко­мис­сия пуб­лич­но на­пра­ви­ла об­ра­ще­ние в Ген­про­ку­ра­ту­ру с прось­бой оце­нить кор­рект­ность дей­ствий гла­вы ре­ги­о­на. Это ис­то­рия о по­ли­ти­че­ской дис­ци­плине и об управ­ля­е­мо­сти на ме­стах. Впе­ре­ди вы­бо­ры в Гос­ду­му, и фе­де­раль­ный центр бу­дет жест­ко пре­се­кать лю­бые по­пыт­ки пе­ре­осмыс­ли­вать рам­ки из­би­ра­тель­но­го про­цес­са. Ак­ти­ви­за­ция над­зор­но­го ве­дом­ства по­сле сме­ны ру­ко­вод­ства – яв­ле­ние за­ко­но­мер­ное. Лю­бая но­вая ко­ман­да стре­мит­ся про­де­мон­стри­ро­вать ди­на­ми­ку: об­но­вить под­хо­ды, уси­лить кон­троль, обо­зна­чить соб­ствен­ные при­о­ри­те­ты.

На этом фоне от­дель­ные ре­ше­ния ре­ги­о­наль­ных вла­стей про­хо­дят бо­лее се­рьез­ную про­вер­ку. Окно для ини­ци­а­тив со­хра­ня­ет­ся – осо­бен­но там, где гла­ва ре­ги­о­на пред­ла­га­ет ре­ше­ния, сов­па­да­ю­щие с фе­де­раль­ны­ми при­о­ри­те­та­ми или за­кры­ва­ю­щие си­стем­ные про­бле­мы. Но поле для им­про­ви­за­ций ста­ло зна­чи­тель­но уже: лю­бая неод­но­знач­ная прак­ти­ка по­па­да­ет в фо­кус. В те­ку­щих усло­ви­ях зна­чи­тель­ную роль иг­ра­ет уме­ние гу­бер­на­то­ра вы­стра­и­вать от­но­ше­ния как с ре­ги­о­наль­ной, так и с Ге­не­раль­ной про­ку­ра­ту­рой и фе­де­раль­ным цен­тром.

По­лит­тех­но­лог Але­на Ав­густ:

–  У нас про­изо­шли пе­ре­на­зна­че­ния в су­деб­ной си­сте­ме – по­че­му бы не по­ме­нять­ся вслед за этим и ка­ким-то прак­ти­кам? Тем бо­лее если мы го­во­рим о Ба­лиц­ком, то это по­ку­ше­ние на из­би­ра­тель­ную си­сте­му, ко­то­рую вы­стра­и­ва­ли мно­го лет. А в Яро­слав­ле – это не толь­ко сиг­нал гу­бер­на­то­ру, но и Мин­куль­ту и дру­гим ре­ги­о­нам, что прак­ти­ка сли­я­ния в слу­чае те­ат­ров пока не по­ка­за­ла себя эф­фек­тив­ной. По­ми­мо воз­мож­ной фи­нан­со­вой эко­но­мии, есть еще оцен­ки куль­тур­но­го вли­я­ния. И мы ви­дим, что сей­час те­ат­раль­ная си­сте­ма тоже пе­ре­со­би­ра­ет­ся. Есть яв­ная про­бле­ма – от­сут­ствие до­стой­ных, та­лант­ли­вых и эф­фек­тив­ных ру­ко­во­дя­щих кад­ров. Но это не зна­чит, что вме­сто ее ре­ше­ния надо чи­сто тех­ни­че­ски объ­еди­нять те­ат­ры.