Перейти к содержанию

REGCOMMENT Диалог с властью: почему формат прямых линий глав регионов не теряет актуальности?

За­вер­ша­ет­ся 2025 год, но еще не все гу­бер­на­то­ры про­ве­ли пря­мые ли­нии с жи­те­ля­ми. На­пом­ним, что ре­ко­мен­да­цию гла­вам субъ­ек­тов РФ ре­гу­ляр­но про­во­дить по­доб­ные ме­ро­при­я­тия и на­пря­мую об­щать­ся с жи­те­ля­ми ре­ги­о­нов дал в 2021 году пре­зи­дент Рос­сии.

Де­пу­тат Гос­ду­мы, зам­пред ко­ми­те­та по ин­фор­ма­ци­он­ной по­ли­ти­ке Олег Мат­вей­чев:

– Фор­мат этот ра­бо­та­ет уже очень дав­но. Мно­гие гу­бер­на­то­ры с 1990-х го­дов прак­ти­ко­ва­ли пря­мые ли­нии. И сей­час, сле­дуя за пре­зи­ден­том, тоже про­во­дят: кто-то – на мест­ных ГТРК, а кто-то – в со­ци­аль­ных се­тях. Боль­шин­ство гу­бер­на­то­ров это де­ла­ют, по­сколь­ку лю­дям это при­выч­но. И гу­бер­на­тор вы­нуж­ден от­ве­чать или да­вать по­ру­че­ния мест­ным вла­стям, ре­а­ги­ро­вать. Та­ко­ва ре­аль­ность. Глав­ное в ито­ге, что­бы во­прос ре­шал­ся, а он так или ина­че все рав­но ре­ша­ет­ся. По­то­му и фор­мат со­хра­ня­ет­ся. Кста­ти, он уни­каль­ный – в дру­гих стра­нах та­ко­го нет.

По­лит­тех­но­лог, кре­а­тив­ный ди­рек­тор ком­му­ни­ка­ци­он­но­го агент­ства «Пря­мой кон­такт» Оль­га Вер­тун­цо­ва:

– Пря­мые ли­нии гу­бер­на­то­ров оста­ют­ся при­зна­ком от­кры­то­сти вла­сти, луч­шим ин­стру­мен­том ле­ги­ти­ми­зи­ро­вать за­кры­тые темы – де­лать их ней­траль­ны­ми, сни­мать на­пря­же­ние и нега­тив. Пе­ре­чень во­про­сов мо­жет быть раз­ным – от мел­ких бы­то­вых до во­про­сов фе­де­раль­но­го зна­че­ния, и за­да­ча гла­вы ре­ги­о­на – дать от­вет каж­до­му. Так, во­про­сы му­ни­ци­паль­но­го уров­ня необ­хо­ди­мо вы­но­сить на уро­вень ВДЛ для де­мон­стра­ции осве­дом­лен­но­сти ру­ко­во­ди­те­ля и его воз­мож­но­стей; фе­де­раль­но­го – мо­гут под­черк­нуть воз­мож­но­сти и свя­зи гла­вы с пра­ви­тель­ством и пре­зи­ден­том. А во­про­сы ре­ги­о­наль­но­го уров­ня долж­ны ре­шать­ся в крат­чай­шие сро­ки, по­сколь­ку это по­ка­зы­ва­ет ка­че­ство управ­ле­ния.

Глав­ная за­да­ча лю­бо­го ру­ко­во­ди­те­ля ре­ги­о­на – до­бить­ся та­кой эф­фек­тив­но­сти и до­ве­рия к сво­им пря­мым ли­ни­ям, что­бы у лю­дей не было необ­хо­ди­мо­сти и же­ла­ния об­ра­щать­ся в вы­ше­сто­я­щие ин­стан­ции. Это раз­гру­жа­ет пря­мую ли­нию пре­зи­ден­та и укреп­ля­ет до­ве­рие к ре­ги­о­наль­ной вла­сти. Если же го­во­рить о тех, кто еще не про­вел пря­мые ли­нии в 2025 году, то ду­маю, что во­прос в де­фи­ци­те кад­ров. На­строй­ка и ор­га­ни­за­ция мас­со­во­го диа­ло­га – слож­ная за­да­ча для де­пар­та­мен­тов ин­фор­ма­ци­он­ной и внут­рен­ней по­ли­ти­ки. На по­мощь им при­хо­дят ЦУРы, но для ста­би­ли­за­ции рей­тин­гов и но­вост­ной по­вест­ки их ре­сур­сов тоже не все­гда до­ста­точ­но.

По­ли­то­лог Да­ни­ил Ер­ми­лов:

– Сни­жа­ет­ся но­виз­на фор­ма­та, но он оста­ет­ся од­ним из немно­гих до­ступ­ных ка­на­лов диа­ло­га вла­сти и граж­дан, осо­бен­но в ре­ги­о­нах, где огра­ни­че­на ме­дий­ная и об­ще­ствен­ная сре­да. Од­на­ко эф­фек­тив­ность пря­мых ли­ний стра­да­ет от двух про­блем: во-пер­вых, они ча­сто фо­ку­си­ру­ют­ся на еди­нич­ных кей­сах, ко­гда ре­ши­ли про­бле­му того, кто до­зво­нил­ся, во-вто­рых, зна­чи­тель­ная часть об­ра­ще­ний ка­са­ет­ся ком­пе­тен­ции му­ни­ци­па­ли­те­тов. Это пе­ре­гру­жа­ет гу­бер­на­тор­ский ап­па­рат и со­зда­ет ил­лю­зию, что гу­бер­на­тор все ре­шит. Дру­гие фор­ма­ты – лич­ные при­е­мы, вы­езд­ные встре­чи, ра­бо­та с ЦУ­Ра­ми и т. д. – не за­ме­ня­ют пря­мых ли­ний, а до­пол­ня­ют их. Иде­аль­ным под­хо­дом была бы ин­те­гра­ция всех ка­на­лов в еди­ную си­сте­му. Ведь по боль­шо­му сче­ту цен­ность пря­мых ли­ний опре­де­ля­ет­ся не са­мим эфи­ром, а по­сле­ду­ю­щи­ми дей­стви­я­ми.

По­лит­тех­но­лог Але­на Ав­густ:

– Лю­дям хо­чет­ся от­кры­то­сти, лич­но­го уча­стия и ощу­ще­ния, что ты со сво­им гу­бер­на­то­ром на ко­рот­кой пря­мой свя­зи, он слы­шит тебя. Наши граж­дане по-преж­не­му уве­ре­ны, что гу­бер­на­тор дол­жен от­ве­чать за лам­поч­ки в подъ­ез­де. К со­жа­ле­нию, даже пре­зи­ден­ту на пря­мой ли­нии за­да­ют во­про­сы, ко­то­рые не от­но­сят­ся к его уров­ню. Это как раз го­во­рит о том, что лю­дям важ­но по­рой даже не само ре­ше­ние во­про­са, а что­бы его за­ме­ти­ли. И с точ­ки зре­ния того, как ра­бо­та­ют мест­ные вла­сти, как они от­ла­ди­ли ком­му­ни­ка­ции, это тоже о мно­гом го­во­рит. Если до сих пор уро­вень ра­бо­ты мест­ных вла­стей и их ком­пе­тен­ции ста­но­вят­ся пред­ме­том об­суж­де­ния уров­нем выше на пря­мых ли­ни­ях, это зна­чит, что мест­ные вла­сти не обес­пе­чи­ли ис­чер­пы­ва­ю­щую ком­му­ни­ка­цию с на­се­ле­ни­ем на сво­ем уровне. И им есть еще куда рас­ти и что де­лать.