Победа «Единой России» в Единый день голосования 13 сентября оказалась не тотальной, но свои позиции партии удалось сохранить. Проиграны оказались, например, выборы в Тамбовскую городскую Думу, но в большинстве и муниципальных, и региональных представительных органах единороссы сохранили численность своих фракции, а где-то и увеличили ее. Кроме того, кандидаты партии на губернаторских выборах тоже уверенно победили в первых же турах. Во многом этот успех эксперты связывают с личностью секретаря Генсовета партии Андрея Турчака – именно при нем началась трансформация ЕР, и ему и его команде готовить ЕР к главному политическому событию 2021 года – парламентским выборам.
После Крымской весны рейтинги президента страны, а вместе с ним и партии власти, подскочили до небес. Но эйфория от возвращения полуострова в состав страны постепенно стала снижаться, как и рейтинги власти, в том числе правящей партии – «Единой России». Уже через год после триумфальной победы единороссов на выборах в Госдуму в 2016 году в партии началась трансформация. 12 октября 2017 года указом президента России Андрей Турчак был освобожден от должности губернатора Псковской области. В этот же день председатель «Единой Россия» Дмитрий Медведев назначил его исполняющим обязанности секретаря Генерального совета ЕР вместо Сергея Неверова, а вскоре и съезд ЕР утвердил Турчака в этой должности.
Выбор был не самым очевидным: несмотря на яркий образ молодого и сильного губернатора, развитие Псковской области шло непросто, регион в 2016 году даже признали самым бедным в стране. И все же у генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова назначение Турчака на пост секретаря Генсовета ЕР не вызывает. «Это один из наиболее компетентных политических менеджеров России. Для него характерны точность целеполагания, ясность транслируемых смыслов, жесткая воля. На посту секретаря Генсовета ему удалось выстроить регулярное взаимодействие с правительством, запустить постоянное обновление партийной элиты, существенно технологизировать деятельность ЦИК и региональных исполкомов, добиться «поворота к регионам» – постоянного учёта региональных интересов. Успех «Единой России» на выборах-2020 – в очень значительной степени заслуга Турчака. Задача получения конституционного большинства на думских выборах, которую ставит перед партийной элитой Турчак, представляется мне вполне достижимой», – отметил Орлов.
По сути, ставка на Турчака в 2017 году была сделана именно с расчетом на его активность и желание руководства страны освежить образ партии власти.
Настоящая проверка боем на новом посту у Турчака состоялась в 2018 году. Сразу после завершения президентских выборов начала раскручиваться настоящая «информационная бомба» – в стране стартовала пенсионная реформа. Очевидно, что она могла оказать серьезное влияние на образ «Единой России» на долгие годы вперед. Досталось за нее, прежде всего, правительству и «Единой России». Отчасти удар на себя взял именно Турчак. Ему пришлось примирять даже своих же однопартийцев: Турчак заявил, что среди членов ЕР в вопросе повышения пенсионного возраста недопустимы противоречия. «Мы с вами просто обязаны подставить плечо нашему руководителю, и это задача всех наших коллег-однопартийцев, а не только для депутатов Государственной думы и для членов Совета Федерации», — заявил тогда Турчак.
Реакцию общественности предугадать было не трудно: единый день голосования 2018 года стал одним из самых нервозных для ЕР: протестные голосования прошли сразу в четырех регионах – в Приморском и Хабаровском краях, в Хакасии и во Владимирской области.
Те выборы окончательно показали, что партии нужны серьезные изменения. Как они будут реализованы, во многом зависело от управленческого и технологического мастерства Турчака. В региональных политических элитах началось тотальное омоложение кадров. Ставка была сделана на ярких лидеров. Это позволило не только не растерять имеющийся рейтинг, но и наконец-то заставить его двигаться вверх.
Как отмечает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, такой результат можно считать успехом. «Региональное прошлое Турчака помогло усилить позиции партии: руководство любой партии больше следит за федеральной повесткой, поэтому часто упускает проблемы на местах. В его случае все было наоборот», – говорит эксперт.
Впрочем, главное испытание для Андрея Турчака и его команды еще впереди – парламентские выборы 2021 года. По словам Дмитрия Журавлева, чтобы получить конституционное большинство ЕР «необходимо провести серьезную работу». «Нужно искать новые формы взаимодействия с избирателями просто потому, что люди уже давно не читают избирательные программы. И именно это работа ляжет на плечи Турчака. Он будет главным стратегом, который займется реализацией идей первых лиц. Я думаю, что он справится с поставленными задачами, – рассуждает политолог. – Но если этого не произойдет, я не буду расценивать это как провал. Удержать лидерские позиции спустя 20 лет доминирования на политической арене невероятно сложно».
Эксперты говорят также, что Турчак стремится вернуть партии былые идеалы. За последние годы изменился сам подход к оценке региональных отделений. Приоритет отдавался работоспособности и командной работе, а не степени верности тому или иному лидеру. Как пояснила политический и бизнес-консультант Алена Август, это стало очевидно после того, как многие кандидаты перестали скрывать свою политическую принадлежность. И это очередное важное изменение в работе партии, которое способствовало успеху на прошедших 13 сентября выборах. «Успех в этом политическом сезоне принесла в том числе открытость. Появился идеологический посыл: мы – единоросы, и не будем стесняться этого. Это позволило посмотреть на многих кандидатов с иного угла. Теперь важно, чтобы эта открытость и человечность продолжили оставаться приоритетными», – отметила Август.
По словам экспертов, Андрей Турчак смог воспользоваться своим шансом. Поэтому не трудно предположить, что в случае успешной кампании 2021 года его может ждать новый политический вызов.
https://fedpress.ru/article/2583028