Жизнь наша полна не только пандемическими новостями, но и долгожданной возможностью встретиться с тем, что питает душу — с театром.
И может, потому и начинает свой 123-й сезон легендарный МХАТ с оптимизма, что это состояние сейчас как никогда нужно всем. Художественный руководитель Эдуард Бояков так и говорит в программке самого спектакля: «МХАТ на глазах превращается в место радости, юмора, веселья, в точку пересечения жанров и талантов, в театр, который дарит зрителям счастье!». И правда, счастье искрит в каждой реплике и музыкальной фразе, забавных костюмах ушедшей советской эпохи, тексте Дмитрия Минченка и фразочках из произведений Николая Эрдмана.
Режиссер Рената Сотириади «с размаху» окунает зрителя в эту атмосферу легкого куража, забавных ситуаций и типажей — ты словно прыгаешь солнечным летним днем с обрыва в речку и весело хохочешь среди брызг. А любимые песни Дунаевского — словно привет из детства для тех, кто рожден в СССР, и неизведанная яркая страница для тех, кто родился позднее.
Каждый персонаж — отдельная история, есть среди них и непризнанные гении, и ловчилы, и люди в погонах — но вместе они так вкусны и выпуклы, что каждый по-своему ценен и важен. Весь этот советский гигантизм — дворцы, просторы и постановка задач по преобразованию мира — затягивает в свой водоворот. Ты словно то внутри фильма, то на концерте в колонном зале, то на отдыхе в традиционном советском санатории с непременными белыми скатертями и оркестром — если что, оркестр реально есть, и это ансамбль песни и пляски военно-космических сил РФ под управлением В.Г. Иванова.
И конечно, есть душа спектакля — тот самый Дуня Воробей в исполнении Тимура Дружкова — Дуней звали друзья самого Дунаевского, но даже не он герой, а его талант, талантище находить поводы быть счастливым, делать это изящно и просто, как собирать сладкие яблоки просто потому, что они созрели и ими хочется угостить всех вокруг.
«Нам нужен смех, и это серьезно» — говорит один из героев. «Вы должны найти то, что поведет за собой», — говорит Вождь, которого играет прекрасный Сергей Шакуров. И если снять, как у лука, первый слой того веселья, счастья и радости, что дарит нам постановка, то начинаешь задумываться о смыслах более широких. Ну, если вообще начинаешь задумываться. Ведь что такое 20-летие «преобразования мира»? Тот самый 37-й? Почему не может думать ни о чем, кроме потери трубки и возможного расстрела ранее сочинявший музыку Сокол (исп. Максим Дахненко)? А потому что невозможно о другом думать. Почему так сложно ищется музыкантами та счастливая тема, что поможет «небесам нас поддержать»? Потому что сложно писать хорошую музыку и быть фальшивым в жизни — а если не будешь, то ведь и ордер на комнату не дадут.
Сами герои — как сладкие красные яблоки, которые несут счастье одним тем, что они есть. И радуясь бесхитростно этой музыкальной круговерти, становится пронзительно страшно за них — таких милых, смешных, трогательных — ведь эти яблоки скоро заморозит злым инеем 37-й год, а всего через четыре года накроет кровавым снегом война. И пусть радуются, и пусть будет «широка страна родная», и… не зря в конце мы видим занавес тот самый, «железный». Потому что в жизни всегда так — боль и радость ходят рядом, а значит, как говорил Дуня Воробей — без любви никак. Именно она помогает создавать свое ощущение счастья и выжить краснм яблокам под холодным снегом. Именно она дает простую радость в этом сложном мире. И МХАТ еще раз говорит именно о любви.
https://www.infox.ru/opinion/246/aaugust/242890-bez-lubvi-nikak-mhat-im-gorkogo-otkryl-123-j-sezon-krasnym-mocartom