Перейти к содержанию

FEDPRESS Зачем в России нужен закон о креативных индустриях и как он изменит рынок: аналитика

5 февраля вступает в силу «закон о креативных индустриях», который объединит всех работников в сфере креатива, культуры и искусства. В первую очередь, он закрепит само понятие «креативные индустрии». Зачем потребовалось нововведение и какие проблемы оно решает, «ФедералПресс» объяснили авторы инициативы и представители креативных профессий.

Какие отрасли затрагивает новый закон

Федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» устанавливает правовые основы регулирования этой сферы. Основные положения законопроекта:

  • Закрепляется понятие «креативные индустрии». Под ним понимается экономическая деятельность, связанная с созданием, распространением и реализацией креативных продуктов, обладающих уникальностью и экономической ценностью.
  • Креативные индустрии охватывают несколько направлений. Одни связаны с культурным наследием – народными промыслами, ремеслами, галереями. Другие включают искусство и литературу: театр, хореографию, музыку, фотографию, изобразительное искусство и исполнительскую деятельность. Третья группа охватывает IT и медиа – разработку программ, компьютерные игры, рекламу, издательское дело, работу СМИ. Четвертое направление – прикладное творчество, включающее моду, дизайн, архитектуру, гастрономию и сценографию.
  • Предусмотрено создание общедоступного единого реестра субъектов креативных индустрий. Он будет формироваться на основе региональных реестров.
  • Субъектам креативных индустрий предоставляется господдержка. Она включает финансовую, имущественную, информационную, образовательную и иную помощь.

Таким образом, межфракционный законопроект должен сформировать список профессий, которые тем или иным образом относятся к «креативным индустриям»: это специалисты по PR (в том числе политтехнологи, чья деятельность за 30 лет профессии не регулировалась государством), дизайнеры, фотографы и многие другие. Искусство и творчество могут и должны быть не только частью культуры, но и сферой экономической деятельности, считает один из авторов законопроекта, первый замруководителя фракции «Справедливая Россия – За правду» Дмитрий Гусев.

«Раньше к креативным индустриям относились как к части культуры. Теперь акцент сделан на их экономическое значение. Это то самое место, где культура встречается с бизнесом и приносит деньги в экономику страны», – рассказал депутат «ФедералПресс».

Что изменится для регионов и представителей профессий

По словам авторов законопроекта, он поможет добиться цели одного из указов президента – увеличивать вклад креативных индустрий в экономику. При этом каждый регион сможет сам решать, какие именно направления поддерживать. Это позволит учитывать местные особенности и развивать то, что действительно важно здесь и сейчас: к креативным индустриям относятся IT-разработка, киноиндустрия, архитектура, дизайн, создание видеоигр и игрушек, народные ремесла и исполнительское искусство.

Координировать развитие этого сектора будет Минэкономразвития РФ. Важно, что реестр креативных индустрий будет формироваться отдельно в каждом регионе, а Минэк будет вести единый федеральный реестр субъектов креативных индустрий по стране.

Основная задача данного закона – институционализация всей креативной индустрии: для всех представителей сферы теперь есть четкое определение. «Закон о креативных индустриях очень долго зрел, но он действительно нужен, потому что у нас, как в старом анекдоте, креативные индустрии уже есть, а слова, зафиксированного в законе, все еще не было», – отметила в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» представитель индустрии, политконсультант Алена Август.

По ее словам, помимо общего понимания того, чем занимаются «креативщики», появятся и стандарты соответствия качеству предоставляемых креативных услуг. А самое главное – признание государством необходимости креативных индустрий, как для развития культуры и искусства, так и для экономики.

«А занимаются они нужным делом, которое приносит в бюджет Российской Федерации огромные средства, тем самым подтверждая, что интеллектуальный креативный труд – это высокая добавленная стоимость, что, оказывается, своим творчеством и своими мозгами можно зарабатывать и в том числе помогать стране», – заключила эксперт.

Поддержали выход законопроекта и в игровой индустрии. Отметим, что представители отрасли принимали участие в разработке законопроекта, и «геймдев» по результатам ряда консультаций также был отнесен к креативной индустрии.

«Закон о креативных индустриях объединяет достаточно большое количество самостоятельных индустрий, как ранее не рассматриваемых отдельно, так и имеющих собственные законы/законопроекты (например, ФЗ «Об архитектурной деятельности», законопроект «О деятельности по разработке и распространению видеоигр на территории Российской Федерации»). И разработку игр новый ФЗ рассматривает как креативный процесс, что не может не радовать, так как видеоигры – это, конечно же, ИТ-продукт, но еще и 2Д- и 3Д-визуал, сценарии и геймдизайн», – рассказал в беседе с «ФедералПресс» директор Ассоциации игровой индустрии Владимир Прокуронов.

Прокуронов подчеркнул, что пока неизвестно, получит ли теперь индустрия дополнительную поддержку, но «любые новые возможности будут однозначно в плюс для нее».

Как дальше будут регулировать сферу креативных индустрий

Принятие закона должно привести к следующим изменениям:

  • рост инвестиций в этой сфере – например, игровая компьютерная индустрия, которая в России представлена несколькими компаниями;
  • рост числа рабочих мест и «обеление» профессии;
  • сохранение культурно-исторических традиций в регионах – народный промысел тоже может быть креативной индустрией.

Отметим, что появление креативных профессий приведет и к развитию профессионального образования в этой сфере. Например, четкие контуры приобретает профессия «социального архитектора», которая ранее включала работу в сфере политологии и политических технологий.

«Мы при поддержке АКАР, РАСО и РАПК перед вторым чтением законопроекта внесли межфракционные поправки. Включили в список креативщиков главных креативщиков. Тех, кто создает смыслы – пиарщиков, социологов и организаторов мероприятий. Такие специалисты были очень востребованы и популярны в 90-е и 2000-е годы, их работа остается важной по сей день и также требует поддержки», – отмечает Дмитрий Гусев, как один из авторов законопроекта.

В целом законопроект «о креативных индустриях» положит начало принципиально новому отношению к людям, занимающимся творческими профессиями, от народного творчества, передающегося веками, до сверхсовременной ИТ-индустрии. «Этот закон – скорее стартовая площадка, чем конкретная инструкция. В нем ясно прописано, что за зверь такой «креативные индустрии». Закон рамочный и позволит властям оказывать поддержку. Причем разную – от обучения до финансовой помощи и предоставления имущества», – заключил депутат.

https://fedpress.ru/article/3361736