Треть россиян полагает, что работа помогает избавиться от вредных привычек. А практически каждый десятый, наоборот, уверен, что работа только пополняет их послужной список вредных привычек. Насколько эти убеждения соответствуют действительности интернет-журналу «Деньги и Карьера» помогли разобраться эксперты.
Когда работа — союзник по борьбе с вредными привычками?
Хорошо, когда работа приносит не только моральное и материальное удовлетворение, но и ещё какие-нибудь приятные бонусы. Так, по данным опроса компании «HeadHunter», 30% россиян благодаря работе приходилось избавляться от вредных привычек. При этом 23% из них сообщили, что помог отказаться от вредной привычки большой объём работы. 21% сказал, что этому сопутствовал сам рабочий процесс. 20% в качестве основной причины избавления отметили тот факт, что они просто стали хорошо зарабатывать. 19% сослались на влияние коллег, а 6% — на влияние начальника. 8% в качестве основной причины указали жёсткий график работы в компании, а 7% добавили, что инфраструктура офиса обязывает. Для 5% вопрос встал ребром: либо работа, либо вредная привычка.
Мнение экспертов на этот счёт разделилось. «На мой взгляд, утверждение того факта, что работа способствует избавлению от вредных привычек, не имеет под собой оснований. Разве что косвенно. К примеру, в сегменте HoReCa, luxury, фармации аккуратная и ухоженная внешность сотрудника — это часть профессии, а не полезная привычка. И если ради этого профессионального критерия приходится бросать курить — наверное, это можно назвать избавлением от вредной привычки, но всё-таки опосредованно», — утверждает руководитель департамента «Строительство и недвижимость» рекрутингового агентства «Penny Lane Personnel» Любовь Кузнецова.
«Если сама работа не становится вредной привычкой (как теперь иногда судят о трудоголиках), то она вполне может помочь сотруднику стать совершеннее, то есть избавиться от некоторых его вредных привычек. Но для этого он должен, как минимум, хорошо относиться к своей работе (его внутренняя мотивация) либо его работа, может пусть и не столь горячо любимая, но имеет определённые рамки корпорации либо самой профессии, не сопоставимые с его «вредным набором» (внешняя мотивация при желании сохранить именно эту работу). Например, сотрудник, как принято теперь говорить, откровенно лоялен к курению. Но! О ужас, запах… от него не избавиться, а он общается с важными клиентами или (не дай бог!) обязан по статусу излучать здоровье и приверженность к здоровому образу жизни. Либо его профессия связана с работой с детьми и правила строги к курильщикам. Что ему остаётся? Для начала курить меньше, а затем уже проще и вовсе бросить, так? Иногда именно это и происходит», — рассуждает коуч, тренер, психотерапевт Алёна Август.
По её словам, это требование к самой деятельности. Но бывает и так, что сама корпоративная культура нацелена на здоровый образ жизни, провоцирует работника бросить курить. «Представьте себе, многие компании сегодня оплачивают сотрудникам фитнес-абонементы, бассейн, премирует тех, кто бросает курить и… даже приглашает к ним психотерапевтов и тренеров. Как тут не попробовать «завязать»? И это лишь один из примеров. Ведь вредные привычки у всех разные: кто-то курит, а для кого-то невозможным становится есть вредные продукты, если коллеги «воротят нос» от бигмаковских излишеств и активно пропагандируют здоровую еду. Опять же, это может быть и перекус резанной морковью в офисе — с «общего стола» для перекусов, сухофруктами просто потому, что таковы правила этого офиса, а, может быть, и потребность выглядеть на все сто, ибо сотрудник участвует в презентациях компании. Всё относительно», — сравнивает Алёна Август.
Когда вредные привычки — издержки профессии?
Вместе с тем у работы может быть и оборотная сторона: она может быть источником для выработки новых вредных привычек. По данным всё того же опроса компании «HeadHunter», из 37% россиян, признавшихся в наличии вредных привычек, только 7% отметили, что часть из пагубных пристрастий они подцепили на работе.
Какие же вредные привычки можно подхватить, пребывая на рабочем месте? В своеобразный список-рейтинг вошли: курение (51%), чрезмерное употребление кофе (39%), сквернословие и мат (29%), недоверие к людям (28%), сутулость (26%), перекусывание на ходу (26%), привычка много сидеть (20%), привычка командовать (18%), есть сладкое (13%), употребление алкоголя в больших количествах (11%), привычка сплетничать (6%), грызть ногти (3%), воровство (1%).
Интересно, что при этом винят себя в том, что подцепили вредную привычку только 57% сотрудников из числа тех, кто приобрел её в рамках работы. 24% полагают, что во всём виновата сама работа. 7% перекладывают груз ответственности за это на плечи своих коллег, а 3% — на босса. Ещё 7% не могут объяснить, по какой причине на работе к ним привязалась их вредная привычка.
Наши эксперты не отрицают тот факт, что в некоторых сферах деятельности вредная привычка становится сопутствующим атрибутом. «На мой взгляд, у специалистов скорее вырабатываются «профессиональные» вредные привычки, вызванные работой. Работники масс-медиа и сферы маркетинговых коммуникаций используют стимулы для поддержания тонуса и креативного настроения — курят, пьют кофе, энергетические напитки, особенно в разгар проектов или сдачи номера журнала. IT-специалисты, дизайнеры, SEO-оптимизаторы имеют возможность работать на удалёнке и зачастую меняют традиционный рабочий дневной график на ночной, ложась спать исключительно на рассвете. У директоров по развитию, брокеров, управляющих региональными филиалами размытый обеденный график, так что вряд ли стоит говорить о здоровом и регулярном питании. Часто у руководителей среднего звена даже абонементы в фитнес-клубы не находят должного применения из-за work-life balance», — делится наблюдениями Любовь Кузнецова.
Другой эксперт также отмечает разноплановость вредных «профпривычек». «Кто-то может привыкнуть к постоянным возлияниям в ходе «деловых встреч» и перенести эту практику в обыденную жизнь (и это не сарказм, это случай из практики), а кто-то привыкает разговаривать сугубо менторским тоном даже в семье. Допустим, нередки случаи, когда работники теле- и радиокомпаний, чей рабочий график весьма сложен, могут получить не просто даже привычку, а синдром засыпания под утро, что вредно для здоровья. Привычкой может стать и не вполне здоровая гонка, привычная для редакций СМИ, когда всё, как это часто бывает, делается в последний момент и с эмоциональным напрягом, а потом наступает период «да ещё успеем». Эта привычка неверного распределения ресурсов становится для некоторых чуть ли не частью личности, проявляясь не только в эпизодах, но и в общем отношении к проблемам и их решению в обыденной жизни. Влияет работа и на привычки в общении: частенько работники соцсферы (сразу оговоримся, в не совсем «правильных организациях») настолько привыкают к конфликтной атмосфере общения с клиентами, что также общаются и в домашней среде, и с людьми помимо работы — в магазине, поликлинике, путешествии. А кто не видел «вечного контролёра» — ситуацию, когда начальник остаётся начальником везде: приходя в другой магазин, человек начинает покрикивать на продавцов, «лечить» их буквально — но это ведь не его коллектив и не его магазин или салон. Но привычка-то появилась», — рассказывает Алёна Август.
И вечный бой, покой нам только снится…
Кстати, сам факт вредной привычки, которая прицепилась к сотруднику в рамках работы, не остаётся незамеченным. Большинство работников предпочитают ей как-то противостоять. К примеру, 66% из них отметили, что регулярно следят за собой и своими действиями. 6% просят коллег, чтобы те сдерживали своего сотрудника, падкого на вредные привычки. 1% обращается к непосредственному начальнику, чтобы тот их штрафовал за чрезмерное увлечение вредными привычками. И только 26% не пытаются бороться со своими пагубными пристрастиями.
Почему так происходит? 57% из них признаются, что не хотят бороться с привычками просто потому, что не считают, что они уж такие и вредные. 27% заявляет, что они устали бороться и просто хотят жить. 17% считают это бесполезным занятием, так как они в этих привычках просто погрязли.
Можно ли как-то противостоять вредным привычкам и не поддаться их влиянию? Что на это скажут наши эксперты?
Советы экспертов
Алёна Август, коуч, тренер, психотерапевт: Любовь Кузнецова, руководитель департамента «Строительство и недвижимость» рекрутингового агентства «Penny Lane Personnel»: |
Что ж, главное — было бы желание от них избавиться и конкретная цель. Взятие высоких планок начинается с маленьких побед и прежде всего над собой.
Подготовила Светлана Башурина
Интернет журнал «Деньги и Карьера». Опубликовано 13 Октября 2013 г.