В условиях нестабильной экономической ситуации в стране нехватка собственных финансовых ресурсов чувствуется острее. При материальных затруднениях россияне чаще всего обращаются к родственникам, друзьям и знакомым. Более половины граждан не исключают из этого списка взаимопомощи и коллег по работе. Однако при взаимодействии с последними главное не испортить как личные, так и деловые взаимоотношения.
Займ на работе — привычное дело?
Практика займа до получки распространена среди большей части россиян. По данным опроса ФОМа, 54% граждан приходилось занимать небольшие суммы денег. При этом стоит отметить, что 12% респондентов к такому способу решения материальных затруднений прибегают довольно-таки часто, а 42% — редко. Любопытно, что в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране лишь 5% россиян стали чаще брать деньги в долг, для 29% — в этом плане ничего не изменилось, а 18% вообще заявляют, что стали спрашивать взаймы намного реже.
Что же до крупных займов, то тут несколько иная картина. За крупной суммой обращалось всего лишь 27% респондентов. При этом надо сказать, что для 4% — это вполне привычное явление, а 23% крайне редко берут в долг внушительные суммы.
К кому же обращаются россияне для того, чтобы решить свои финансовые проблемы? По результатам всё того же опроса, чаще всего респонденты заимствуют средства у родственников (15%), друзей (8%), знакомых (2%), коллег по работе (1%). А вот когда речь касается более внушительных сумм, то 36% предпочитает взять их в долг, а 28% — оформить кредит.
Исходя из этого, напрашивается вывод, что наши граждане не особо практикуют займ средств среди коллег по работе. Вместе с тем, опрос компании «HeadHunter» даёт обратное представление на сей счёт, добавляя в социостатистику свои показатели. Существующую разницу в результатах исследований можно объяснить спецификой их проведения и самой постановкой темы/вопроса. Итак, по данным опроса компании «HeadHunter», одалживать деньги на работе приходилось 53% россиян. При этом для 3% это обычное дело, 11% просят взаймы иногда, а 39% — очень редко. Так что просьба о материальной помощи среди сотрудников компании не столь уж и редкое явление.
«В условиях кризиса широко распространена практика денежных займов у коллег по работе. Сегодня многие занимают деньги до зарплаты, ведь никто не застрахован от незапланированных трат. В условиях кризиса — этот один из самых простых выходов для того, кто оказывается стеснённым в денежных средствах, — комментирует старший рекрутёр компании «Work Service» Денис Шустов. — Однако, если говорить о практике распространения, то сложно выделить конкретные сферы или компании, где было бы запрещено или не принято одалживать и занимать. Скорее всего, это зависит от коллектива и неких негласных внутренних правил. Правда, существуют ситуации, когда не принято и не рекомендуется занимать и одалживать деньги. В большей мере это касается внутренней структуры компании и особенно отношений по типу начальник-подчинённый».
«Практика займа денег у коллег, на наш взгляд, довольно-таки распространена. Возможно, есть такие корпоративные культуры, которые не приветствуют одалживать, но это не афишируется и мы с таким не сталкивались», — полагает ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт» Анна Жукова.
«На самом деле, как и всё другое в России-матушке, эта ситуация очень разнится в компаниях. Условно, можно разделить их на российско-ментализированные и европейски-ментализированные. В первых, в большинстве случаев, не считается зазорным «перехватить» небольшое количество денег у коллеги — но, как правило, это характерно для компаний, где суммы вознаграждений сотрудникам невысоки, а информация о зарплатах достаточно открыта. То есть некий «междусобойчик» — все не слишком довольны зарплатой, могут открыто выражать свои мнения, открыто оперировать личными средствами. Но и там, надо сказать, уже не столь приветствуются такие «финотношения», ибо на самом деле это не лучший фон для рабочих взаимоотношений. Они либо слишком дружеские (а это некоторая потеря контроля в рабочем процессе), либо могут быть испорчены даже на уровне деловых при затруднительных ситуациях с аргументацией и возвратом денег, — анализирует коуч, тренер, психотерапевт Алёна Август. — В компаниях «проевропейского» толка (название очень условно) такие финотношения не приняты — как правило, и суммы вознаграждений довольно непрозрачны для всей массы сотрудников, и не принято обсуждать хозяйственно-бытовые вопросы в рамках коллектива. Это не хорошо и не плохо — это просто так. На работе коллеги лишь коллеги и команда, вне работы — другие отношения имеют место быть, но не портятся финансовой подоплёкой либо оформляются педантично — чётко в правовом поле, что не исключает последующих проблем в отношениях и процессах займа-возврата. Многие компании начали прописывать подобные критерии отношений в корпоративных кодексах — и если таковое прописано, то сотрудникам становится проще «отказать» в сложной ситуации (ведь коллеги бывают разными), не испортив рабочие отношения. То есть нет возможности для создания проблематики как таковой — не в отношениях личных, ни во взаимоотношениях команды».
Займ на работе: взаимоотношения после долга
Наши эксперты не зря решили взглянуть на вопрос займа через призму рабочих и личных взаимоотношений. Материально-финансовая сторона — очень тонкая материя, нарушив границы которой, можно испортить и разрушить/разорвать всякое взаимодействие.
Одалживание средств у коллег накладывает определённые обязательства, прежде всего, необходимость своевременного возврата заимствованной суммы. В ходе опроса компании «HeadHunter», 93% россиян подтвердили, что у них нет проблем с этим вопросом — они вовремя отдают долг. Интересно, что возвращают своим коллегам всё в полном объёме только 97%. А вот у 3% с этим есть затруднения: одни пользуются забывчивостью коллеги-благодетеля, другие не отдают по причине увольнения своего «кредитора», третьи находят иные мотивы.
Последствия денежных отношений могут быть самыми разнообразными. Большинство сотрудников компаний (83%) отмечают, что финансовая взаимовыручка в рамках коллектива никак не повлияла на фон взаимодействия между коллегами. 8% сообщили о возникновении некой напряжённости. 7% признались, что отношения благодаря займу стали намного лучше. А вот 2%, напротив, говорят о том, что они сильно испортились.
По мнению экспертов, обязательность и осторожность в материально-финансовых связях не помешают. «На мой взгляд, одалживание денег может испортить отношения с коллегой, если их вовремя не отдать. Следует выполнять взятые на себя обязательства и не злоупотреблять чужим доверием. Здесь, скорее всего, не последнюю роль будет играть фактор обязательный или не обязательный человек-заёмщик», — утверждает Анна Жукова.
«Как «москвичей испортил квартирный вопрос», так любые отношения под угрозой, если там фигурируют личные финансы. Отношения, как правило, не могут остаться теми же. И не только потому, что кто-то жаден или сварлив, а кто-то мот и ненадёжен. Просто потому, что деньги, по сути, довольно сильный энергетический поток, и далеко не каждому человеку удастся справиться с собой в позиции «я ему одолжил — я ему должен». Представьте сами, вам бы хотелось оказаться в роли «спасаемого несчастного»? А быть в роли «спасителя»? В том-то и дело, что там, где личные деньги — там и личные эмоции и оценки», — уверена Алёна Август.
«Как и в любых других отношениях, самое главное в этом вопросе — порядочность. Если по каким-то причинам сотрудник не может отдать долг вовремя, то ему следует предупредить об этом коллегу, у которого он занимал, чтобы тот мог планировать свой бюджет с учётом этой неудобной ситуации. Тогда отношения останутся ровными и, по крайней мере, не испортятся», — считает Денис Шустов.
Взаимоотношения на работе: как сохранить и не испортить?
Казалось бы, нет ничего проще, чем сохранять и поддерживать деловые и, возможно, личные взаимоотношения с окружающими коллегами по работе. Однако в срезе всевозможных жизненных перипетий простота и лёгкость могут ставиться под сомнение, а само умение можно приравнять к искусству. Как же в сложных ситуациях, связанных с финансами, сглаживать острые углы и не накалять эмоции и страсти до предела? Наши эксперты решили дать несколько полезных советов на сей счёт.
Советы экспертов
Что Вы посоветуете для того, чтобы избежать негативных последствий и напряжённых отношений от займа в долг у коллег? Денис Шустов, старший рекрутёр компании «Work Service»: Анна Жукова, ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт»: Алёна Август, коуч, тренер, психотерапевт: |
Что ж, выполнение взятых на себя обязательств, ответственность, честность и порядочность помогут избежать конфликтов в коллективе на материально-финансовой почве.
Подготовила Светлана Башурина
Интернет журнал «Деньги и Карьера». Опубликовано 11 Марта 2014 г.
http://moneyandwork.ru/?p=1799