Перейти к содержанию

Ну что сказать

Ораторское умение руководителя нередко влияет на успех той или иной кампании. Бизнес осознает это, поэтому сегмент корпоративного обучения публичным выступлениям с каждым годом растет.

Нехватки курсов по ораторскому искусству и риторике в Петербурге точно не ощущается: при первом же запросе поисковик предлагает несколько десятков вариантов. Если систематизировать все предлагаемые подобными учебными программы, то получится внушительный список: на занятиях учат преодолению страха перед выступлением, правильной логике речи, умению убеждать, безукоризненной дикции, владению жестами, проведению презентаций, основам культуры речи и грамотности, деловой переписки, этикета и стиля.

Компании предлагают своим ученикам занятия в формате курсов и в более интенсивном виде тренингов, индивидуальные и групповые уроки.

Стоимость частного обучения варьируется от 1,5 тыс. рублей за одно индивидуальное занятие до 20 тыс. рублей за двухдневный тренинг. Стоимость закрытых корпоративных программ варьируется от 100 до 450 тыс. рублей, в зависимости от количества обучающихся, уровня их ораторского мастерства, длительности занятий, необходимости посттренинговой поддержки.

Генеральный директор московской компании PR-Partner Инна Алексеева говорит, что многие региональные компании выбирают Петербург как место обучения своих специалистов, потому что приехать во время учебы в культурную и туристическую столицу России приятно. В случаях корпоративного обучения за аренду помещения обычно отвечает сама компания, эти расходы на тренера не ложатся. Финальная стоимость зависит от множества факторов: нужна ли съемка, приглашать ли журналистов в качестве тренеров, сколько человек в группе, как долго длится тренинг, нужна ли посттренинговая поддержка.

Преподают на курсах ораторского мастерства преимущественно выпускники театральных вузов, психологи, филологи. Генеральный директор PowerLexis Андрей Колесников считает, что для обучения публичным выступлениям требуются преподаватели трех типов: тренеры-предприниматели с бизнес-образованием (отвечают за структурный подход и умеют выстроить любое выступление с точки зрения бизнеса), тренеры-актеры (их сильная сторона — обучение внешнему проявлению спикеров) и тренеры-психологи (решают вопросы, связанные с неуверенностью человека и с его поведением перед аудиторией).

Сейчас законодательство никоим образом не регулирует рынок ораторского мастерства, в том числе не требуя лицензирования преподавателей.

Генеральный директор тренинг-центра Communicator Smart Trainings Леонид Смехов считает, что со временем вопрос сертифицирования тренеров встанет. «Однако у нас нет государственных стандартов, по которым обучали бы бизнес-тренеров и выдавали дипломы государственного образца. То есть такой профессии, по сути, нет. А потребность в ней есть», — констатирует он.

Разгореться из искры

Владелец и тренер речевой тренинговой компании IGRO Игорь Родченко называет обязательными три статьи расходов при открытии такого бизнеса: квалификация тренера, техническое оборудование для тренинга и расходы на продвижение.

«Залог успеха тренинговой компании, обучающей риторике и ораторскому искусству, — высокая квалификация тренера, которая достигается качественным профильным образованием, тысячами часов тренировок и выступлений, знанием русского языка и культуры речи, педагогики, логики и аргументации, тренерским мастерством и жизненным опытом», — говорит господин Родченко.

Из техники преподавателю понадобятся плазменная панель, камера, ноутбук, проектор, флипчарт. Для привлечения клиентов самому тренеру необходимо участвовать в профессиональных мероприятиях, выступать публично, демонстрируя свои навыки и вдохновляя слушателей учиться выражать свои мысли красиво, убеждать, мотивировать.

Директор «Мастерской оратора» Алексей Зубаков уверен, что максимум 10 тыс. рублей хватит на открытие школы ораторского мастерства. «Это правило здоровой клетки в организме. Если клетка сильная, то она будет делиться и размножаться. Если клетка больна и не способна к жизни — организм от нее быстро избавится. Лучший способ проверить — начинать дело без вложений. Не деньги делают бизнес, а голова», — говорит господин Зубаков.

По оценке Евгении Шестаковой, руководителя «Школы голоса и речи», до 30% расходов приходится на рекламу и продвижение, еще около 15% — это аренда помещений для занятий с частными клиентами.

Для привлечения клиентов компании используют социальные сети, таргетированную рекламу, проводят открытые мастер-классы. Все опрошенные SR игроки рынка говорят, что большая часть их студентов приходит по рекомендации.

Есть компании, которые работают как с открытыми группами, так и с корпоративными клиентами, таких большинство. Примерно 30% участников рынка специализируются только на работе с компаниями.

Разговорчивые сотрудники

Опрошенные SR школы ораторского мастерства среди своих корпоративных клиентов называют самые крупные компании практически из всех сфер.

«Как правило, корпоративные заказчики принимают решение об обучении, когда уже знают тренера лично — познакомились на презентации или мастер-классе или сами прошли тренинг, который затем будет адаптироваться под потребности компании», — рассказывает Евгения Шестакова.

Руководитель HR-департамента юридической компании Capital Legal Services Яна Чеповецкая говорит, что их компания постоянно работает над повышением ораторских навыков своих сотрудников. «У нас компетенцией тренера по ораторскому мастерству обладает один из штатных специалистов, совмещая основную деятельность с функцией обучения. Внутреннее обучение проводится в очной форме и с помощью видеотренингов для централизованной работы с сотрудниками всех офисов. К услугам внешних провайдеров мы прибегаем в случаях, когда требуется подготовить спикера к новому для него формату, например, к выступлению на телевидении», — рассказывает госпожа Чеповецкая.

Компания FM Logistic проводит силами собственной группы обучения и оценки персонала тренинги, где линейных руководителей учат проводить эффективные собрания, готовить презентации и выступать перед аудиторией. «Сотрудники более высокого уровня обучаются у внешних провайдеров. Если речь идет о топ-позициях, то чаще всего мы выбираем индивидуальный коучинг», — рассказывает Тамара Кинунен, менеджер группы обучения и оценки персонала FM Logistic.

По оценкам заказчиков, выбирать тренеров есть из кого — на рынке достаточно для этого игроков. Компания DPD в России сейчас как раз находится в поиске провайдера для своих сотрудников. «Мы прежде всего смотрим на репутацию компании, которая проводит тренинги: известна ли она, кто именно будет тренером, кто их клиенты, изменилась ли их манера выступления после обучения. Немаловажным фактором является и цена вопроса. Есть и еще один момент — тренер должен подойти руководителю,  с ним должно быть комфортно и эффективно работать на межличностном уровне», — рассказывают в пресс-службе DPD в России.

«Стандартные методы оценки и выбора провайдера в этом случае могут быть малоэффективными, поскольку при выборе тренера важен не только его профессионализм, но и психологическая совместимость с обучающимся спикером. По этой причине мы всегда отдаем предпочтение проверенным специалистам, уже зарекомендовавшим себя. Как правило, они работают самостоятельно», — рассказывает Яна Чеповецкая.

Один из основателей Федерации воркаута России Максим Неверов получил от курсов ораторского мастерства не только навыки публичных выступлений, культуры делового общения, этикета и протокола. «Лично я завязал там несколько хороших и полезных знакомств, которые, уверен, помогут мне в развитии бизнеса», — говорит господин Неверов.

Эффективность работы тренеров заказчики оценивают, сравнивая выступления своего сотрудника до и после обучения, количество приглашений на публичные мероприятия. Замечания самих студентов-управленцев могут стать основанием для корректив в программе ораторского мастерства.

Понимание с полуслова

Игорь Родченко отмечает, что за последние пять лет запросы клиентов изменились. «Раньше было достаточно обладать более или менее известным именем, заказчик интересовался не тем, чему будут учить, а тем, кто будет учить. Теперь имя лишь открывает двери, после чего заказчик детально выясняет содержание и планируемые результаты обучения. Заказчик стал более требовательным», — поясняет господин Родченко, добавляя, что сейчас в бизнес-среде редко встретишь человека, в личном деле которого не хранится пять-шесть сертификатов об успешном окончании тренинга по презентации или публичным выступлениям.

Клиенты научились учиться, а значит, способны более четко сформулировать задачи, уверена партнер агентства интегрированных маркетинговых коммуникаций Win2Win Communications Яна Лейкина. «Еще один важный момент: клиенты понимают, что все-таки любой тренинг — это работа не только коуча, но и их тоже. Совместная работа всегда приносит гораздо более качественные результаты. Казалось бы, это должно упрощать работу тренера, но на самом деле это повышает уровень требований к его профессионализму. Это очень позитивный тренд, который благоприятно влияет на рынок в целом и на качество отдельных продуктов», — считает госпожа Лейкина.

В то же время Игорь Родченко отмечает тенденцию примитивизации. «Люди хотят получить быстрое решение за очень короткое время. Но быстрое решение предполагает отсутствие глубины. Создать краткосрочную программу, не уничтожив при этом глубины, достигнув простоты, а не примитивности — это настоящее искусство», — говорит он.

Евгения Шестакова называет трендом последних лет стремление к более точечной работе сотрудника с тренером взамен популярных пять-десять лет назад выезд организации в новую обстановку, порой даже за пределы страны.

Андрей Колесников видит, что клиенты стали трепетнее относиться к уровню публичных выступлений своих сотрудников и активнее инвестировать в их обучение, увеличилась доля дистанционного обучения, а спрос на комплексные услуги специалистов растет.

Речевые схемы

Создатель курсов ораторского искусства Кирилл Жданов, уверен, что кризис поспособствует оздоровлению этого во многом хаотичного рынка. «С него уйдут люди и организации, попавшие туда случайно или не оправдавшие запросов заказчика по качеству услуг», — прогнозирует господин Жданов.

Алексей Зубаков ждет новых клиентов, поскольку обученный менеджер приносит гораздо больше прибыли для компании, чем несколько «рядовых».

Игорь Родченко замечает, что во времена, когда бюджеты на обучение в организациях сокращаются, сотрудники идут обучаться за собственные средства и по собственной инициативе — поэтому сейчас необходимо создавать интересные предложения открытых программ.

«Опыт «сытых» времен требует переосмысления. Надо помнить, что заказчику сейчас тоже непросто. Урезайте почасовой объем, предлагайте нетривиальные решения задач клиента и ищите варианты, которые будут удовлетворительны для обеих сторон. Да, это потребует большего напряжения и находчивости! А что делать? Заказчик нуждается в качественном обучении, а тренинговые компании — в заказчиках», — призывает коллег господин Родченко.

Евгения Шестакова говорит, что ради корпоративных заказчиков в тренинговых компаниях вводятся скидки до 50% на отдельные программы.

Компания Андрея Константинова в новых условиях активизирует работу с европейскими клиентами, проводя англоязычное дистанционное обучение и проведение очных тренингов на английском языке. PR-Partner тоже делает ставку на интернет, проводя большое количество вебинаров.

Коуч Алена Август уверена: в кризисные периоды цена коммуникативных умений особенно возрастает. «Особенно важны они в общении для представителей специализаций, находящихся в так называемом «секторе отторжения»: банкиров, финансистов, чиновников, коллекторов», — говорит она.

Подготовила Ольга Влада Гасникова 

Kommersant.ru. Опубликовано 16 Апреля 2015 г.

http://www.kommersant.ru/doc/2707808