Конфликт на работе способен отравить жизнь и негативно сказывается на самочувствии. Что делать, если он возник в коллективе, которым вы руководите, или если вы сами оказались в него втянутыми, рассказывает психолог Алена Август.
Люди не роботы, у каждого из нас свой характер, поэтому конфликтов в любом коллективе не избежать. Но, оказывается, из таких ситуаций можно извлечь выгоду.
Сорт вашей ссоры
Конфликты в рабочем коллективе условно можно разделить на несколько видов.
— Технические, возникающие в отношении профессиональной деятельности. Они касаются распределения обязанностей, зарплат и прочих вопросов.
— Технические, касающиеся не обязанностей, а особенностей времяпрепровождения в перерывах.
— Личностные — связаны с привычками, манерой общения.
Откуда ноги растут
Основа любого конфликта — недопонимание или несовпадение интересов личностей. Именно поэтому кому-то рьяное служебное рвение коллеги кажется достойным уважения, а для другого это ненормально.
Особенно опасны конфликты вялотекущие, или «подавленные». Они обычно возникают, когда в компании действует правило «чтобы все было тихо».
Именно в таких коллективах люди «вдруг» начинают «искрить» по самым незначительным поводам. Например, спорить, включать или не включать кондиционер. Или ссориться из-за слишком шумной кофе-машины. Но ругань из-за офисной техники в данном случае — всего лишь повод для выяснения отношений. Если разобраться в сути такого конфликта, всегда в его основе найдется что-то более важное, чем забытая на чужом столе немытая чашка. Причем давно замечено: чем меньше работа предприятия связана с ручным трудом, тем больше вероятность возникновения конфликтов.
Предупредить легче, чем разрешить
Полностью избежать конфликтов не удается никому. Даже в самой идеальной компании. Но стоит помнить: конфликты — одна из форм развития отношений, причем именно они обеспечивают прогресс и приносят идеи прорывных решений. Правда, это происходит только в изначально творческой и достаточно дружелюбной атмосфере. В напряженной атмосфере конфликты работают на разрушение коллектива.
Лучшая профилактика — постараться не создавать условий для вялотекущих, угнетающих конфликтов. Для этого нужно учитывать множество важных мелочей: от построения комфортного пространства, чтобы даже в условиях опен-спейса можно было найти место для уединения, до введения демократичных системных правил (тех, которые касаются отпусков, поощрений, требований).
Грамотно управляемые компании также время от времени проводят командные мероприятия, устраивают открытые обсуждения и дискуссии.
Спасайся кто может!
Склонный к конфликтам сотрудник — обычный человек, и об этом следует помнить. Он может просто не замечать за собой предрасположенности к ссорам и интригам. Ведь многие в такой атмосфере прожили всю сознательную жизнь и потому считают нормальным доказывать правоту криком.
Но не исключена возможность того, что подобный человек отдает себе отчет в своих «разрушительных» привычках: он делает это, чтобы самоутвердиться или нажиться на чужих переживаниях.
Стратегии взаимодействия с такими сотрудниками могут быть разными.
В том случае, если совместной работы не избежать, попробуйте минимизировать «живое» общение и фиксировать свои просьбы — сроки исполнения запросов, другие детали работы — на бумаге. Это позволит вам сделать общение формальным, перевести его из личностного русла в деловое.
Постарайтесь не попадаться на удочку скандалиста, сломать привычный сценарий его действий. Что это значит? Привычной для любителя конфликтов является схема вида «я начинаю — они страдают или раздражаются». Попробуйте повести себя в этот момент неожиданно. Можно, например, задать вопрос не по теме. Или сказать что-то вроде: «Знаете, вы так здорово умеете доказывать свою точку зрения, я бы у вас с удовольствием поучился.
Поможете?» Также стоит попробовать разобраться в подоплеке конфликта — почему-то ведь человек ведет себя так, а не иначе? Возможно, ему банально не хватает внимания. Или он чувствует себя недооцененным. Поняв «болевую точку» конфликтного человека, вы при желании сможете найти к нему подход, ведь, как ни крути, вам все равно придется работать вместе.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ирина Галицина, руководитель направления HR-консультирования компании Energy Consulting:
— С разногласиями нужно начинать работать еще до их возникновения. В офисе мини-конфликты возникают и гаснут постоянно. Если они разгораются до уровня параллельных подразделений, топ-менеджмента или собственника компании — это ошибка участников и их руководителя. При этом конфликт на уровне организации и отделов часто помогает улучшить бизнес-процессы; на уровне общения коллег — оптимизировать разделение полномочий и развести тех, кто раздражает друг друга. Это возможность увидеть потенциал сотрудника или подразделения.
Анна Татарцева, менеджер:
— Огромную роль в управлении конфликтами играет политика руководителя. Все люди разные, и на работу мы приходим не дружить, а зарабатывать. Если начальник будет укреплять корпоративный дух, а не панибратство и лицемерие, то все будет в порядке. Например, в нашем коллективе принято несколько раз в год встречаться с коллегами за пределами офиса — где-нибудь на шашлыках или в баре, и там в неформальной обстановке решать все конфликты.Такой подход и сплачивает, и работе не мешает.
Газета «Вечерняя Москва». Опубликовано 27 Июля 2015 г.
http://moscvichka.ru/moscvichka/2015/07/13/pole-bitvi-ofis-13613.html