Сегодня завершил работу семинар-совещание «Общероссийский народный фронт в субъектах Российской Федерации».
«В целом в большинстве регионов выстраиваются конструктивные отношения, но градус напряженности не снижается. […] Это удивительная ситуация. У нас по внутренним техническим вопросам разгорелся конфликт с представителями региональной власти», – сказал сопредседатель ОНФ Александр Бречалов. О прифронтовых обстоятельствах рассуждают эксперты «БОСС онлайн».
Руслан Модин, управляющий партнер, Центра стратегического консультирования «Прогресс-коммуникации»:
— Сразу после нарезки округов на выборы в Государственную Думу 2016 года региональные элиты приступили к формированию новых политических ландшафтов на своей территории. Главы регионов на этих выборах будут нести всю полноту ответственности за результат, являясь при этом одним из центров принятия решений, в том числе и по кандидатам от разных партий и политических сил. От расстановки таких кандидатов по округам и в списках на соответствующих территориях с большой долей вероятности будет зависеть итог выборов. А ОНФ при этом является одновременно и ресурсом-поставщиком кандидатов, и центром принятия решений.
Естественно, региональным властям никак не хочется терять контроль над такой структурой на своей территории. Ведь от мнения ОНФ в регионе зависит, кто войдет в списки, в том числе и Единой России. Вот они и пытаются влиять на региональные отделения ОНФ, а где не получается — пытаются просто напросто их захватить. Однако им следует помнить, что Александр Владимирович Бречалов в своих действиях вряд ли будет опираться на мнение региональных властей. Мандат доверия, полученный им от Владимира Путина позволяет Бречалову согласовывать кандидатур от ОНФ самостоятельно, в том числе с учетом истории их взаимоотношений с губернаторами.
Думаю, вся суть конфликта именно в этом — в нежелании региональных элит осознать, что им придется «подвинуться» перед «квотой ОНФ».
Алена Август, политтехнолог:
— На самом деле некоторая конфликтность в отношениях с региональными властями (а зачастую региональная элита равна региональной власти) нормативно заложен в приоритетах организации — контролировать происходящее и бороться с фактами коррупции и нарушениями. В каждом регионе есть некий устоявшийся порядок, некий баланс позитива и негатива, который вдруг начинает опубличивать Народный Фронт. Конечно, кому это понравится?
Помимо прочего, надо учесть, что сейчас, в 2015-м, мы политически уже живем в 2016-м году — году больших выборов. Это показательно как с точки зрения повышения градуса активности представителей ОНФ (не секрет, что долгое время организацию считали и некоторые даже сейчас продолжают считать непонятной и искусственной), так и с точки зрения нарастающего сопротивления.
Губернаторы хотят управлять и этим ресурсом (особо показательна история в Пермском крае), представители элиты пытаются договориться, а при неумении договариваться — возникают конфликты. То есть, кроме нормативно-номинально заложенной конфликтности (должен же Фронт с кем-то и чем-то бороться?), мы имеем еще и оживление региональных разборок, и общий тренд на борьбу с коррупцией (теперь уже никого не удивить даже картинкой губернатора в наручниках, как ни печально), и повышение градуса общей нервозности накануне выборов Государственной Думы.
Так что все «в пределах нормы», только нормы меняются.
Ежемесячный журнал «БОСС. Бизнес: Организация, Стратегия, Системы». Опубликовано 20 Ноября 2015 г.