Перейти к содержанию

Новый Омск: Короли госпиара: сколько стоит лояльность омских СМИ?

Алена Август: Сама формулировка «на PR губернаторов» не выдерживает серьезной критики. Ибо отделить PR (а именно этот термин вызывает у населения горячее неприятие) и обязательную в деятельности руководства региона работу по информированию (чего тому же населению, по оценкам экспертов, всегда не хватает) довольно сложно. Вопрос, как всегда, в нюансах и профессиональном подходе. И ОНФ, и недовольная разгорячившаяся общественность болезненно реагируют на статьи и сюжеты с явным восхвалением высоких чиновников, тогда как профессиональная подача фактов дает возможность это недовольство преодолеть. Местные СМИ безусловно нуждаются в поддержке, а при ее отсутствии либо умрут, либо будут взяты «на кормление» денежными людьми, и не факт, что этими людьми не окажутся сторонники либо противники действующих губернаторов. Ибо заявление о полной независимости СМИ — утопичны. Оседлавший тему ОНФ, надо сказать, тоже весьма избирательно подходит к оценке затрат губернаторов и мэров на пресловутый PR. Конечно, тренд к урезанию всего и вся — наша новая экономическая реальность, но создание информационного вакуума всегда опасно тем, что вакуум заполнится — и чаще всего заполняется он негативом и недостоверной информацией. Ибо природа, в том числе и природа СМИ — пустоты не терпит. Есть другой путь — действительно некоторого вынужденного сокращения затрат, но при этом повышения профессионализма региональных СМИ, а это уже не всем доступный уровень полета. Впрочем, позитивные примеры есть — и в поиске новых форматов, и в привлечении высококлассных специалистов, и в формировании прозрачной и качественной информационной среды в логике открытости и диалога.

 

http://newsomsk.ru/news/40999-koroli_gospiara_skolko_stoit_loyalnost_omskix_smi/

Расходы на средства массовой информации из бюджетов Омска и Омской области за три последних года составили порядка 1,3 млрд рублей. Какие СМИ сидят на бюджетной игле и есть ли шанс с нее слезть?

Короли госпиара: сколько стоит лояльность омских СМИ?

Правительство Омской области и администрация Омска в 2013-2015 годах потратили на средства массовой информации около 1,3 млрд рублей. Эта сумма складывается после изучения регионального и городского бюджетов, где такие расходы проходят по статьям «СМИ», «Информационное сопровождение деятельности» и «Обеспечение открытости социально значимой информации». Выяснить, кому именно достались деньги, не так-то просто. Власти не особо стремятся раскрывать эту информацию. Обратившись к общедоступным источникам таким, как официальный портал закупок, можно узнать, куда ушло лишь 20% средств.

Данные по ФГБУ «Редакция «Российской газеты» приведены с учетом филиала в Новосибирске

«Еду на работу, читаю «Комсомолку»

Главное управление информационной политики Омской области (ГУИП) за последние три года «закупилось» на 130,2 млн рублей, мэрия Омска — на 99,9 млн рублей, Омский городской совет — почти на 20,7 млн рублей.

По сумме контрактов среди печатных СМИ лидирует АО «Издательский дом «Комсомольская правда» — 25,9 млн рублей. Его успех логичен и предсказуем, ведь «Комсомолку» читает даже Путин (помните громкую рекламную кампанию 2007 года?). Совокупный еженедельный тираж «Комсомольской правды» в Омске составляет 60 тыс. экземпляров, а ее сайт самый посещаемый в регионе из федеральных печатных СМИ.

Директор омского филиала АО «ИД «Комсомольская правда» Сергей Коновалов к званию «король госпиара» относится прагматично: «Конкурсы на сайте госзакупок публикуются для всех. А почему мы их выигрываем? Наверное, потому что делаем грамотные предложения и качественную документацию. Это кропотливая работа нашей юридической службы. И, конечно, за много лет мы подтвердили статус добросовестного подрядчика, который исполняет обязательства по заключенным контрактам».

Треть от стоимости всех контрактов на пиар чиновников приходится на ФГУП «ВГТРК» — почти 81,4 млн рублей. Причем крупнейшая в России госкорпорация электронных масс-медиа первенствует как в теле- (60,8 млн рублей), так и в радиосегменте (20,5 млн рублей). Что касается освещения деятельности властей в интернет-СМИ, то за три отчетных года максимальную сумму из бюджетов Омска и области — более 5,4 млн рублей — получило ООО «Медиа-холдинг «Слово». На втором месте с 4,4 млн рублей находится ООО «СуперОмск». Обе компании, а также ООО «Домашняя газета (Омск)», имеющее контракты с местными властями еще на 2,4 млн рублей, возглавляет Андрей Ткачук.

Почем правда для бюджета?

Три года назад он занимал должность начальника Главного управления по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области и запомнился в основном тем, что без конкурса выделил «Домашней газете» и «СуперОмску» 13,5 млн рублей субсидий.

По аналогичной схеме получают деньги учреждения и юрлица, учредителями которых выступают органы власти: АО «ГТРК-Омск», БУ «Редакция газеты «Омская правда», КУ «Центр информационных ресурсов», ООО «Омские городские СМИ» и др. На них в областном и городском бюджетах за три последних года заложили более 975 млн рублей. В том числе более 550 млн рублей было запланировано на теле- и радиовещание, около 417 млн рублей — на периодическую печать и издательства. По факту суммы меньше, но ненамного.

Эффективность использования этих средств вызывает у экспертов большие сомнения. Зарплаты и штат сотрудников в бюджетных СМИ неоправданно раздутые, а целевыми индикаторами программ, через которые они финансируются, являются в основном только объем эфирного времени или количество экземпляров газет. То есть о качественных показателях речь не идет.

«В открытых тендерах могут побеждать СМИ, которые хотя бы читают, но ведь большая часть денег уходит своим СМИ, не вполне эффективным. Зарплаты там выше рыночных, а сам продукт неконкурентоспособный: зачем чесаться ради субсидии, если ты и так ее получишь», — говорит участник медиарынка, пожелавший остаться неназванным.

В бюджетном учреждении «Редакция газеты «Омская правда» в 2015 году, по данным официального сайта, для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях работали 49 человек, а средняя зарплата составляла 42 124 рубля. За счет областного бюджета печатаются также газета «Омский вестник» и 32 «районки». С учетом «Омской правды», получается в среднем 100 млн рублей субсидий ежегодно.

Те же 100 млн рублей, но за три года получили «Омские городские СМИ», в структуру которых входят газеты «Третья столица» (официальный публикатор нормативно-правовых актов мэрии) и «Вечерний Омск — Неделя» с электронной версией, окружные газеты «Вести». Еще недавно группу изданий контролировал Сергей Шалаев, якобы друг мэра Омска Вячеслава Двораковского. Он же вел его предвыборную кампанию, а сейчас фигурирует в качестве ведущего передачи «Обратная связь» в Центре информационных ресурсов (учреждение отвечает за фото- и видеосъемку в мэрии).

С середины 2014 года (после смены учредителя) это казенное учреждение получило свыше 14,4 млн рублей субсидий. Под него оборудована телестудия, на которую, по некоторой информации, ушло около 8,5 млн рублей. При этом своей частоты на ТВ у мэрии нет: готовый материал размещается на ее сайте, на электронном портале «Вечерний Омск» и на местных телеканалах.

«Не проще и не дешевле ли было заказать съемки тому же «12 Каналу» или «Антенне-7», у которых уже есть необходимые мощности? Тем более что эфирное время для показа передачи мэрии наверняка приходится покупать», — недоумевает анонимный участник рынка.

Замдиректора департамента информационной политики администрации Омска Виктор Гашеев утверждает, что так мэрия, напротив, только экономит. «Благодаря подведомственному БУ «ЦИР» мы получаем возможность, например, размещать отснятый нашими специалистами видеоматериал на некоммерческой основе в эфире ведущих городских телеканалов. За одну съемку мы можем экономить минимум 30–50 тыс. рублей. В месяц же сэкономленная сумма может превышать полмиллиона рублей. При этом мы нашли возможность существенно сократить штат БУ «ЦИР» — в этом году сразу на четыре человека», — пояснил Гашеев.

Есть более изощренные способы потратить бюджетные деньги на госпиар. Вспомним глянцевый журнал «Nota Bene. Особое внимание». Его с 2010 по 2015 год на субсидии минэкономики издавало Агентство по рекламно-выставочной деятельности. Из открытых источников узнать, во сколько за эти пять лет обошелся журнал, невозможно.

Пилите, Шура, пилите?

Как же быть: вообще запретить пиар чиновников за счет бюджета, который по-дается под соусом «На освещение деятельности», урезать расходы или перераспределить субсидии «карманным» СМИ, подающим информацию однобоко, в пользу независимых игроков медиарынка? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Обнулять бюджетную поддержку СМИ нельзя — это чревато вымиранием прессы в регионе, считает Сергей Коновалов. «В нынешней сложной ситуации, в которой находится отрасль, такое субсидирование вполне имеет место быть. Ежегодно повышаются тарифы на бумагу, полиграфические услуги, ГСМ, рынок рекламы переживает не лучшие времена. Если не будет поддержки со стороны властей, со временем прессы в регионах просто не останется», — уверен он.

Разделить пир и обязательную работу властей по информированию населения сложно, но стремиться к формированию прозрачной и качественной информационной среды необходимо, заявляет политтехнолог Алена Август: «Местные СМИ, безусловно, нуждаются в поддержке, а при ее отсутствии либо умрут, либо будут взяты «на кормление» денежными людьми, и не факт, что ими не окажутся сторонники либо противники действующих губернаторов. Конечно, тренд к урезанию всего и вся — наша новая экономическая реальность, но создание информационного вакуума опасно тем, что вакуум заполнится, а чаще всего заполняется он негативом и недостоверной информацией. Есть другой путь — действительно некоторого вынужденного сокращения затрат, но при этом повышения профессионализма региональных СМИ, а это уже не всем доступный уровень полета».

Комментарии

Никитина АннаНикитина Анна,эксперт проекта ОНФ «За честные закупки» в Омской области Мы подсчитали, что с декабря 2015-го по апрель 2016 года муниципалитет планировал потратить на СМИ 37 млн рублей. Цифры ужасают! На данный момент расходы на госпиар неразумные. Суммы, которые на него выделяются из бюджета, должны быть в десятки раз меньше. Тем более учитывая объем полезной информации, который мы получаем. Эти публикации все равно не отражают реальную ситуацию в регионе. Органы власти в них всегда предстают в самом выгодном свете. Мы не видим недостатков в работе, а их не может не быть. Складывается впечатление, что у нас все хорошо, но тогда почему мы так живем? Понятно, что и для СМИ эти деньги не лишние, но пусть публикации будут более информативными. Если мы в итоге за это платим, то должны получать качественный материал.
Гашеев ВикторГашеев Виктор,замдиректора департамента информационной политики администрации города Омска Администрация города пиаром не занимается, но информировать о своей деятельности, в том числе через СМИ, обязана по закону. При этом за последние годы бюджетные ассигнования на это постоянно сокращаются, а высвобождаемые ресурсы направляются, в том числе на ремонт дорог. В декабре 2015-го — апреле 2016 года общая сумма заключенных администрацией города муниципальных контрактов со СМИ составила не 37 миллионов рублей, а гораздо меньшую сумму: все данные есть на сайте госзакупок и максимально открыты. Надо понимать, что контракты рассчитаны не на два-три месяца, а на целый год. Более того, в торгах участвуют практически все ведущие игроки, работающие на рынке. По-моему, у ОНФ есть не «претензии», а обычные рабочие вопросы, на которые у муниципалитета есть четкие ответы.
Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог