Перейти к содержанию

Российская газета: Поговорим после смерти

Речь о том, что личность может «жить» после смерти — идет давно. Примеры тому — книги и воспоминания, интерес к фотографиям и видео ушедших из жизни знаменитых и дорогих людей, что было всегда. Моделирование характерных реакций личности после ее физического ухода — примета нового времени. Будет ли это интересно? На первом этапе многим — как нечто новое. Далее — это станет возможностью снизить боль от утраты дорого человека, либо (давайте уж начистоту) продолжать с ним спорить и не соглашаться и после смерти. Конечно, это не заложено природой в программу личности. Утраты и потери — часть жизни, человек состоит из радости и боли, это нормально, это и обозначает границы его возможностей и стремление их преодолеть. Сложности в коммуникациях с компьютерными личностями могут возникнуть у людей в пограничном состоянии — они и так живут не в совсем реальном мире, а теперь получат подтверждение его нереальности, у истерических персонажей, у зависимых — они вряд ли преодолеют границы реальности и нереальности. То есть на имеющиеся проблемы могут наслоиться новые, подаренные электронным веком. Как и любые гаджеты подчиняют себе более слабых и незащищенных. Мы уже видим примеры ухода в виртуальность и замену живых коммуникаций электронным миром. Это не плохо и не хорошо, просто кто-то при этом имеет силы и мужество оставаться человеком и решать реальные проблемы, а кто-то утопает в цифровом море. Уже сейчас довольно многим требуется помощь в осознании границ реальности. Люди самодостаточные и зрелые, каких немного, поверьте, конечно, и с этой приметой нового времени справятся. Но в целом — мы храним в своей памяти образ человека, форматируя его в соответствии с нашими чувствами, воспоминаниями, слезами и улыбками, это определенный эмоциональный ресурс, который живет внутри каждого. Отсюда — разговоры с умершими в своем воображении, возможность проработать некие травмы в ходе психотерапевтических практик. Появление электронных аналогов — это не воспоминания человека о потерянном близком, это суррогат из привычных реакций, который вместо ресурса может стать ограничителем, предлагая личности еще один костыль вместо вызова сделать шаг самостоятельно. Хотя несомненно, сохранение личности неблизкого эмоционально, не родного, но знаменитого человека (пусть это и выхолощенная личность — всего лишь набор реакций) будет интересна. Но и здесь подстерегает опасность — уже сейчас «Войну и мир» проще посмотреть в виде сериала либо прочесть в кратком изложении — дело за комиксами. Осталось дать готовые рецепты — искусственные замены утраченных близких людей, общение с суррогатами и… что дальше — вы будете в периоды переживаний кидать своей умершей маме твит «С добрым утром!», тем самым заменяя «работу души» на работу пальцев с экраном гаджета? Есть вариант потери искренности и в этом. Чего не хотелось бы. Наши потерянные близкие живут в нас — в сердце, душе и эмоциях. Если мы выводим их на внешний носитель — что остается внутри? Холодная пустота? Есть о чем задуматься.

 

Поговорим после смерти

 Фото: PhotoXPress.ru

Фото: PhotoXPress.ru
Выступая на конференции CES Asia в Шанхае, президент компании Huawei по мобильным устройствам Кевин Хо заявил, что в будущем появится способ общаться с умершими.

Сделать это позволит загрузка в устройство сознания человека.

Футуристический прогноз топ-менеджера основывается на фильмах о будущем, к примеру «Матрице». По словам Хо, через 25 лет бедность, голод или болезни перестанут представлять проблему для человечества. Вычислительные мощности к этому времени уже станут суррогатом, который можно будет использовать для перехода из нашего мира в мир цифровой. А мессенджеры можно будет использовать для общения с умершими за счет переноса в компьютер человеческого сознания. Для этого потребуются огромные хранилища данных.

Фантазии на тему переноса сознания человека возникают не впервые. Но отечественные эксперты в сфере высоких технологий говорят, что подобные прогнозы вполне могут воплотиться в жизнь. «Общение через мессенджеры в каком-то виде возможно даже на существующем уровне технологий. Искусственный интеллект развивается стремительно усилиями ученых, крупных компаний и энтузиастов, — отметил замглавы департамента вычислительных систем компании КРОК Андрей Тищенко. — С развитием технологий мощности, вполне вероятно, смогут «поместиться» в домашний компьютер». Основная сложность — это именно загрузка в компьютер сознания человека, а в этом вопросе сегодня мы практически никуда не продвинулись. Звучат самые разные прогнозы — от нескольких десятилетий до полной невозможности.

«Однако можно «сымитировать» общение с человеком, загрузив в компьютер все его диалоги — разговоры, комментарии, ответы на вопросы, написанные им статьи и книги. И чем больше такого материала, тем точнее будет имитация, — уверен эксперт. — Для этого нужны лишь чуть более совершенные алгоритмы, чем сейчас».

Уже в ближайшее время могут появиться стартапы, которые создадут такие системы сначала для развлечения, а потом и для практических задач.

В мессенджерах и соцсетях личности людей и сейчас не стопроцентные. «Там лишь отдельные грани нас, которые мы хотим приоткрыть, которые готовы выставить на обозрение, продемонстрировать вовне, — пояснила главный редактор Hi-Tech Mail.Ru Анна Феоктистова. — Цифровая личность может быть утрированно веселой, смелой, талантливой, самодовольной и счастливой. Настоящая личность более многослойна, она совсем не идеальная, зато более честная. Если говорить о переработке и использовании пласта реплик, сказанных человеком в соцсетях и мессенджерах, мы рискуем получить лишь один из многочисленных фрагментов его «Я». Общаться в таком случае мы будем не с цифровой копией человека, а с копией его цифрового образа.

Если предположить, что мы сможем полностью скопировать личность человека, включая память, ценности, отношения и даже эмоции, и поместить ее на компьютерный носитель, то возникают новые сложные вопросы. Ведь важно не только кто вы, но и в какой среде, где вы находитесь. «Возникнет проблема трансформации сознания. Оно испытает шок от потери тела и органов чувств. Неясно, во что превратятся эмоции, — отметил физик-теоретик, руководитель научно-популяризаторского проекта «АртНаука» Николай Новоселов. — Это даже не создание цифрового образа, а синтезирование нового живого существа».

Тищенко предположил, что помещенное в новую среду сознание начнет «мутировать» и, вероятно, быстро станет непохожим на оригинал: «Эту проблему можно частично решить, создав для «скопированных» людей виртуальную среду обитания, как в «Матрице». Для этого потребуются уже невероятные по сегодняшним меркам вычислительные мощности».

Комментируя прогноз Кевина Хо, эксперты «РГ» отметили, что для китайской культуры, одним из столпов которой является почитание предков, возможность с ними пообщаться может стать весьма важным ритуалом. «Судя по всему, речь идет о возможности сделать этот ритуал технологичным, повседневным и коммерчески привлекательным, — считает начальник отдела сетевых проектов компании «Инфосистемы Джет» Александр Гуляев. — С точки зрения коммерции интересно, как будет продаваться общение с родственниками — по подписке или в виде «пожизненной» лицензии. С точки зрения морали — как будет расцениваться «удаление родственника» по причине задолженности оплаты». По словам Гуляева, технологически первое время мало что изменится: «Духи» «поселятся» на серверах в ЦОДах, а общение будет происходить через терминал (телефон)».

Главным остается психологический вопрос. Вряд ли электронный разум поможет справиться с потерей близкого человека. По мнению специалистов, он может только усугубить ситуацию. «Мы храним в своей памяти образ человека, форматируя его в соответствии с нашими чувствами, воспоминаниями, это определенный эмоциональный ресурс, — отметила психолог, эксперт по коммуникациям Алена Август. — Отсюда разговоры с умершими в своем воображении, возможность проработать некие травмы в ходе психотерапевтических практик. Появление же электронных аналогов — это не воспоминания человека о потерянном близком, это суррогат из привычных реакций, который может стать ограничителем, предлагая еще один костыль вместо вызова сделать шаг самому».

 

http://rg.ru/2016/05/23/messendzhery-pomogut-obshchatsia-s-umershimi.html