В июле 2016 года рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА) был опубликован рэнкинг делового потенциала компаний России, работающих на рынке оценочных услуг, а первого августа рейтинг оценочных компаний размещен в журнале «Деньги».
По итогам исследований аналитики рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) отметили существенное увеличение суммарных доходов оценочных компаний по сравнению с предыдущими периодами: 12% за прошлый год по сравнению с 1-2% в 2013 и 2014. Авторы называют такой рост «феноменальным». Среди причин отмечены:
- повышение стоимости оценочных услуг;
- повышение спроса на переоценку залогов и оценку проблемных активов со стороны банков, а также на оценку активов при различных операциях с бизнесом: купле-продаже, банкротстве, реструктуризации и т. д.;
- активное оспаривание кадастровой стоимости недвижимости.
«Нынешние темпы роста рынка оценочных услуг в значительной степени обусловлены повышенным спросом на оценку недвижимого имущества, во-первых, при оспаривании кадастровой оценки в целях оптимизации налогообложения, а во-вторых — в рамках периодической оценки залогов и проблемных активов со стороны банков и их клиентов. Очередную волну активного спроса можно ожидать после 2017 года, по результатам очередной государственной кадастровой оценки недвижимости», — говорит Вартан Ханферян, аналитик рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА).
Направление оценки | Доля в общем доходе | Сумма, млрд. руб. | Темп роста за 2015 год |
Оценка недвижимости | 37% | 4,2 | 16% |
Оценка бизнеса и ценных бумаг | 30% | 3,4 | 11% |
Переоценка основных фондов | 11% | 1,2 | 30% |
Оценка оборудования и транспорта | 10% | 1,1 | -4% |
Оценка инвестиционных проектов | 5% | 0,617 | -25% |
Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности | 3% | 0,342 | 36% |
Источник: RAEX (Эксперт РА), по сопоставимым данным участников рейтинга
Подробная информация http://www.raexpert.ru/
Самый высокий темп роста,несмотря на скромную долю в общем объеме выручки,показало направление«Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности». Журнал«Деньги» отмечает,что повышенный интерес к этому виду оценки может быть вызван стремлением бизнеса увеличить активы и сохранить хорошие показатели финансовой устойчивости и ликвидности в кризисный период.
Партнерские объединения
В рэнкинге делового потенциала оценочных компаний за 2015 год по сравнению с предыдущим периодом общее количество участников в группах увеличилось на 11,6% -377 участников в 2015 году и 341 в 2014.
В соответствии с методикой, размещенной на сайте RAEX (Эксперт РА), допускается участие групп в составе материнской и дочерних компаний, филиалов, представительств, аффилированных лиц, а также партнерских фирм.
О том, что такое партнерские объединения и какие требования к ним предъявляются, рассказывает Вартан Ханферян:
«Участники объединения должны работать под единым брендом (или торговой маркой), позиционироваться на рынке как группа (объединение); обязательно раскрывать информацию о принадлежности к группе в официальных документах или на корпоративном интернет-сайте лидирующей компании и на сайтах компаний объединения»
В то же время такая методика не находит однозначного одобрения среди участников: не до конца понятно, сколько могут существовать такие объединения.
Ирина Вишневская, генеральный директор Berkshire Advisory Group:
«Оценочные компании, работающие в рамках одной методики, могут условно объединяться для различных целей, чаще всего для участия в крупном тендере. Такая практика ни у кого не вызывает вопросов. Однако включение таких условных объединений в рейтинг делового потенциала оценочных компаний искажает реальную ситуацию на рынке оценочных услуг. Можно видеть, что количество компаний в группе некоторых участников превышает 30, и вряд ли можно надеяться, что в дальнейшем они будут на постоянной основе работать в рамках одного товарного знака и единой методологии.
Также было бы замечательно на будущее проверять всех участников рейтинга по кодам ОКВЭД — действительно ли та самая группа в составе 30 компаний — участник рейтинга, занимается оценочной деятельностью? В противном случае в группу компаний могут войти организации, по факту не имеющие отношения к оценочной деятельности».
Комментирует Вартан Ханферян:
«Исторически сложилось, что в этих сегментах рынка, большей частью в аудите и в оценке, есть компании, которые объединяются для консолидации своих практик и опыта при выполнении заказов на услуги. Нередко это происходит если головная или лидирующая компания объединения получает заказы на выполнение работ в регионе; кроме того компании объединяются в партнерские и региональные сети в целях конкурентной борьбы».
К сожалению, получить информацию о том, как именно проверяются участники объединений, от RAEX («Эксперт РА») получить не удалось.
Уровень доверия
Еще один важный показатель рейтинга — уровень доверия к анкетным данным участников,однако в перечень оцениваемых критериев он не входит.
«Первая категория означает, что для подтверждения выручки и количества штатных оценщиков компания-участник представляет агентству баланс и трудовые книжки. Для сравнения — третья категория требует всего лишь заполнения анкеты. Потребители склонны смотреть только на место в рейтинге, не обращая внимания на доверие к представленным компанией данным. Исходя из перечисленного, возникает вопрос, насколько объективно рейтинг отражает ситуацию на рынке. Вопрос этот важен, прежде всего, для потребителей оценки. Отсутствие акцента на надежность данных может ввести в заблуждение, а условные группы, не являющиеся на практике крупными сетевыми компаниями с гарантированным качеством услуг и единой методологией, не в состоянии обеспечить потребителю требуемое качество услуг», — объясняет Ирина Вишневская.
Место имеет значение?
Информация, представленная в виде рейтинга, может применяться для принятия финансовых и маркетинговых решений, однако широко публикуемые рейтинги становятся инструментом формирования имиджа, так как несут информацию о статусе участника в сравнении с конкурентами. Насколько же влияет место в рейтинге на деятельность компании?
«Нельзя сказать, что позиция в рейтинге имеет существенное значение при заключении договоров с оценщиками, но на практике встречаются и другие ситуации. Так, к примеру, финансовая корпорация «Открытие» заявляла, что предпочитает работать с оценочными компаниями, вошедшими в ТОП-30 рейтинга», — отмечет Ирина Вишневская.
За исключением таких показательных примеров сложно оценить влияние различного рода рейтингов на конечного потребителя, однако результаты исследований крупнейших агентств, к которым относится RAEX («Эксперт РА»), без сомнения, могут играть роль при выборе оценочной компании.
О влиянии рейтингов на сознание потребителей и ответственности составителей рассказывает Алена Август, эксперт по коммуникациям:
«Как ни странно, компании, публикующие рейтинги и рэнкинги,в плане ответственности даже менее подвержены рискам, чем метеорологи. Последним хотя бы можно предъявить претензии, если при прогнозе «ясно, солнечно, прекрасно» вы пострадали от цунами. Сложно, но можно. Составителям же рейтингов в случае покупки не того опциона, не того товара, выбора не того партнера — предъявить нечего, ибо вы, по сути, вольны не обращать внимания на результаты их усилий. Но не обращать внимания сложно, ибо существует чисто психологический механизм «присоединения к статусному мнению либо мнению большинства», в чем-то схожий с более известным «эффектом ореола». То есть даже при вашем неверии в рейтинги, нежелании учитывать их, так или иначе вы начинаете опираться на высказанные мнения. С точки зрения тиражирования информации рейтинги давно стали прекрасным «start point» формирования новостей — их можно обсуждать, осуждать, отвергать, причем делать это так долго и искусно, что так или иначе некоторые цифры и позиции попадут в голову потребителю, поэтому. Так что формирующее воздействие рейтингов на сознание потребителя несомненно.
Другое дело, что «грамотный пользователь» берет эти данные лишь как повод для дополнительной верификации, но для их проверки и сопоставления необходимо затратить время и ресурсы. У менее подготовленных и профессиональных пользователей (а таких большинство и это почти «чуть менее чем все») на все это нет ни времени, ни ресурсов, ни мотивации. Парадокс заключается как раз в том, что бОльшее формирующее влияние подобные данные оказывают на менее профессиональную среду, и впоследствии профессионалам приходится бороться с мифами в голове клиента, причем большинство клиентов так и не посчитают нужным что-то перепроверять. Оттого непрофессиональные пользователи рейтингов не становятся профессиональными от их использования, профессиональные — остаются собой, но в исключительном меньшинстве».
Позитивные тенденции
С 2016 года методика составления рэнкинга делового потенциала оценочных компаний претерпела изменения. Теперь все блоки критериев (масштаб бизнеса, квалификационные критерии, репутация) имеют одинаковый удельный вес. Также расширен перечень показателей внутри каждого блока.
«Можно отметить положительные изменения в методике расчета, — отмечает Ирина Вишневская, — благодаря которым в этом году в ТОП-30 мы видим истинных лидеров рынка — крупные компании, имеющие в штате уважаемых оценщиков, признанных экспертов, разрабатывающих и публикующих собственные методики, участвующих в составе рабочих органов Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития».
Несмотря на критику, которая может быть рассмотрена как естественный процесс совершенствования методологии, рейтинги и рэнкинги совершенно необходимы как инструмент информационной прозрачности и в первую очередь затрагивают интересы потребителей, для которых результаты подобных исследований могут стать решающим фактором при заключении сделки.
Примечание:
Понятия «рейтинг» и «рэнкинг» не равнозначны, однако в данной статье мы не делаем акцент на это различие, так как речь идет о конкретном исследовании. Рейтинг — это комплексная оценка состояния субъекта, в которой используется совокупность многих показателей, не всегда формализуемых. При публикации рейтинга субъекта результаты анализа используют комбинацию символов. Рэнкинг — список субъектов, упорядоченных по величине какого-либо показателя деятельности. |
Подготовила Наталья Ничкова
http://www.estimatica.info/assessment/miscellanea/208-renking-otsenochnyh-kompanij-rost-rynka-i-voprosy-k-metodike