В РФ может появиться спецналог для тунеядцев, как это уже случилось в Белоруссии.
В правительстве считают, что неработающих граждан следует обязать к плате за использование социнфраструктуры. Такой законопроект сейчас находится в разработке, рассказала вице-премьер правительства Ольга Голодец, выступая в СовФеде.
С ее слов, законодательство РФ позволяет гражданам не работать, при этом не выплачивая страховые взносы, например, в систему обязательного медстрахования.
Согласно информации О.Голодец, действие нового налога распространится на 7 миллионов россиян. Вид платежа еще не определен, он обсуждается. Планируется, что налог поступит в бюджеты регионов.
Еще весной Минтруд поднимал тему появления подобного налога для трудоспособных граждан, официально не трудоустроенных, аналогично введенному в Белоруссии. С текущего года любого белоруса трудоспособного возраста, который не работает и не платит страховые взносы, обязан внести в госбюджет налог в размере 20 базовых величин. На данный момент это 4,2 млн неденоминированных белорусских рублей (около 14 тыс. российских). В случае неуплаты сбора ждет штраф или административный арест с привлечением к общественно-полезным работам.
Налог для неработающих хотят сделать по аналогии с патентной системой, которая действует сейчас для иностранцев и будет введена для самозанятых граждан.
Проблема неофициальной занятости является для России весьма острой. Согласно оценке РАНХиГС, сейчас в нашей стране «в тени» работает около 30 миллионов человек. В их число входит 3 категории россиян – нелегальные предприниматели, самозанятые и наемные работники, получающие зарплату в конвертах или имеющие неофициальную подработку.
Эксперты, опрошенные «Правовой гарантией» отрицательно оценивают перспективы такого налога, сомневаясь в его целесообразности. «Разработчики закона не отвечают на важный вопрос о том, каким образом отделить реальных безработных, которые потеряли связь с рынком труда и лиц, кто формально работает, однако не платит деньги в страховые фонды. Основной вопрос — зачем? В условиях привлечения более трудоспособных мигрантов, введение ответственности за тунеядство сегодня будет очевидной ошибкой», — отмечает главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы», к.ю.н. Дмитрий Ястребов. Он напомнил о практике борьбы с тунеядством в СССР: «В советское время тунеядцы (т.н. «БОРЗые» — «без определенного рода занятий») подлежали выселению в специальную местность на срок от 2 до 5 лет с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путём, и обязательным привлечением к труду по месту поселения». По его словам, тогда наказание в виде штрафа не было предусмотрено. «Сам штраф выглядит абсурдно», — считает Д.Ястребов.
Юрист Ирина Гриценко указывает, что сумма взымаемого налога что у неработающих, что у «обычных работяг» будет практически одинакова. «Это дает им отличный стимул, для заполнения пустых вакансий на рынке труда. Но тут же встает вопрос: зачем прижимать права человека?» — вопрошает эксперт. По мнению И.Гриценко, предлагаемый законопроект «уже начинает конфликтовать с Конституцией РФ, которая закрепляет именно право, а не обязанность каждого гражданина в России на труд».
Руководитель коллегии адвокатов «Курганов и партнеры» Алексей Курганов также полагает, что «налог на тунеядство» противоречит нескольким статьям Конституции РФ. «Так, в статье 37 говорится о том, что «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Эта же статья запрещает понуждение к труду», — подчеркивает эксперт, добавляя, что, согласно указанной статье, каждый человек вправе выбирать, работать ему или нет. По словам Курганова, инициатива идет вразрез со статьей 41 Конституции, где значится, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». «В статье 41 декларируется, что «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств бюджета, страховых взносов, иных поступлений». Никаких условий гражданину данная статья не предъявляет. Так, бесплатная медпомощь гарантирована вне зависимости от того, трудоустроен человек или нет», — поясняет адвокат.
Политтехнолог, бизнес-консультант Алена Август отмечает, что и в Белоруссии, где такой налог тестируется, он существует «с особыми вариациями и неподтвержденной эффективностью». По ее мнению, трудность составляет даже подсчет неработающих, так как в России «пока нет безупречно работающей базы данных ни в одном из ведомств – везде обнаруживается то или иное количество «косяков» и ошибок».
Предприниматель, основатель бизнеса в сфере ремонта и дизайна интерьера (ReWeDO, PriceRemont и Re:roomes) Юрий Гольдберг спрогнозировал, что грядет «целая волна подобных инициатив с целью большего изъятия налогов». «Наказание за тунеядство, лишение неработающих социальных гарантий и медицинской страховки — это инструменты принуждения», — уверен эксперт. По мнению Ю.Гольдберга, введение налога ударит, в первую очередь, по малому и среднему бизнесу. «Кто же пострадает? Пострадают малый и средний бизнес в традиционных секторах экономики и новые бизнесы, стартаперы и инноваторы, балансирующие на грани рентабельности. Пострадает вместе со своим работодателем и низкоквалифицированный персонал, нанимаемый этим самым малым и средним бизнесом», — резюмировал эксперт.
http://sibadvokat.ru/magazine/pravitelstvo-hochet-vvesti-nalog-na-tuneyadstvo
Алена Август:
Не первый месяц с разной степенью активности идет обсуждение «налога на тунеядцев». Надо понимать, что если для старшего поколения это хоть как-то ностальгически близко к теме советских времен с понятиями, которые уже не особо вписываются в существующую реальность. Нам приводят в пример Белоруссию, где подобный налог уже тестируется, но с особыми вариациями и неподтвержденной эффективностью.
Особую трудность на самом деле составляет даже задача подсчета неработающих — и не только в силу того, что наши соотечественники все с тех же времен считают особой доблестью «надурить государство» и умеют хорошо прятаться, но и потому, что в нашей огромной стране пока нет безупречно работающей базы данных ни в одном из ведомств — везде обнаруживается то или иное количество «косяков» и ошибок.
Высший смысл предложения понятен — наполнить бюджет и сподвигнуть россиян к легализации доходов. И если бы это случилось, сумма была бы значительной, но… и этих «НО» пока больше и они существеннее всех плюсов предложения.