Перейти к содержанию

Российская газета: Двое подростков и ружье…

В Сети продолжают обсуждать причины трагедии в Стругах Красных

 Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
 
Спустя четыре дня после трагедии в Псковской области, которая привела к гибели двух 15-летних подростков, пользователи Интернета продолжают обсуждать причины произошедшего. Самый страшный вывод — «не было задачи спасти этих детей, их стремились обезвредить».

Тела Дениса и Кати с огнестрельными ранениями были обнаружены в одном из жилых домов поселка Струги Красные после проведения спецоперации с привлечением сотрудников СОБР отдела Росгвардии по Псковской области. Региональное следственное управление СК РФ официально признало, что «сотрудники спецподразделений применили светошумовые гранаты и пошли на штурм», поскольку было установлено, что подростки вооружены. Они обстреляли полицейскую машину из ружья и, по непроверенным данным, ранили человека. Уголовное дело было возбуждено почти сразу по статье 317 УК РФ «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа».

 

ранее по теме

Однако в сообщении СК не сказано, что до момента штурма Денис и Катя более двух часов вели прямую трансляцию в Интернете, где рассказали, что оружие выбросили в окно и для обороны у них «осталась только поварешка». «Люди, подписывайтесь, скажите, что нам делать?» — то и дело спрашивают ребята. Судя по записям, оставшимся в Интернете, на этот вопрос им отвечали только друзья и одноклассники. Никто из взрослых на связь не вышел: ни психологи, ни переговорщики, ни родители…

На месте происшествия долгое время работали следователи: «В обязательном порядке будут изучены условия проживания подростков, а также причины и условия, побудившие их на столь отчаянный шаг». Но все это есть в объяснениях Кати и Дениса: «Я поссорилась с мамой из-за того, что я отпрашивалась к подруге на ночевку, меня не отпустили, я ушла в итоге сама, меня ночью нашли, (избили) жестоко…»

Это — кусочек из устных переговоров с друзьями, который многое объясняет. Тот, кто помнит себя 15-летним подростком, помнит также, как все, происходящее с тобой, горячо и важно, как жизненно необходимо поступать правильно. Наверное, Дениса родители воспитали именно так. Он не смог терпеть, как унижают его возлюбленную, которую били при нем: «Я понимал, что я — парень, я не мог этого обеспечить», — и ребята сбежали из Пскова, просто уехали на маршрутке в Струги Красные. Где их и нашли — правоохранители работали по заявлению родителей.

В Сети Дениса и Катю все чаще называют «Ромео и Джульеттой»: вопреки воле родителей они хотели быть вместе, но добились этого только после смерти. Оба вполне осознавали, что добром ситуация не кончится: «Ну давай, надо говорить уже последние слова».

Психологи не раз поясняли, что люди, окончательно решившие для себя вопрос жизни и смерти, делают это молча. Если человек говорит о своем решении — он хочет, чтоб его спасли. Призыв Дениса и Кати никто не услышал, но их гибель вновь задает обществу вопросы, на которые нет ответа — ни с точки зрения законодательства, ни с точки зрения сегодняшней морали.

— Почему отчимы и родители считают возможным избивать и унижать 15-летних подростков? Почему дети должны с оружием в руках защищать себя от насилия? Почему, оказавшись в сложной ситуации, Денис и Катя не дождались помощи, не было ни психолога, ни переговорщика квалифицированного, ни один взрослый даже не попытался взглянуть на ситуацию их глазами, узнать причину их беды, изучить их версию происходящего? — эти вопросы задают пользователи Интернета. — Было только: «Сдавай оружие», брошенное в громкоговоритель, и штурм СОБРа. Обалдеть. Два подростка — и СОБР.

Отдельный вопрос: почему в доме, где никто не живет постоянно, — в Стругах Красных — хранился целый арсенал оружия? Почему подростки смогли взломать оружейный сейф? И, наконец, оставили ли они себе два последних патрона? Будем надеяться, что на них ответит следствие.

Тем временем власти Псковской области, как водится, машут кулаками после драки. Так, школьных учителей обяжут раз в месяц проверять странички учеников в соцсетях, к общению с подростками в Интернете решили привлечь студентов-психологов, а в аппарат уполномоченного по правам ребенка ввести специалиста службы медиации, «который будет тесно работать с детьми и подростками в образовательных учреждениях».

Прямая речь

Алена Август, психолог:

— Подростки всегда и всюду склонны к преувеличению, экзальтации, демонст-ративности, протесту, но… при должном уровне понимания и дружеских взаимоотношений с родителями этот протест канализируется в полезные активности и не убивает. Ребят он убил. Но стоит подумать еще и о внешней обстановке — только ли в этой семье такая ситуация? А школа? А СМИ? А соцсети, где обсуждается, насколько серая и беспросветная жизнь у «больше чем всех»? Все это капля за каплей падает на почву и удобряет порой не самые лучшие мотивы. Что мы и увидели. Нормальные подростки загнали себя в ненормальную ситуацию, и им не смогли помочь. Здесь дошло до стрельбы, а где-то все заканчивается другими способами доказать миру его неправоту. Просто будьте рядом. Старайтесь понимать. И любить — да, это спасает.

https://rg.ru/2016/11/17/reg-szfo/tragediia-v-strugah-krasnyh-vzbudorazhila-internet.html