Новое поколение, как и все новое, немного пугает своей неизвестностью. На сегодняшний день «Альфам» 6-7 лет. Они умные, творческие и умеющие думать. Про ценности пока сложно говорить, но предполагая такое же прогрессивное развитие этого поколения, ясно одно: что мы взращиваем сильных личностей, с четкой жизненной позицией, без примыкания к различным системам. То есть заинтересовать их можно будет интересными и неординарными задачами.
Необходимо убрать жесткость и системность организации труда, предоставив лояльные условия, взамен на результативность и эффективность. Важно создать современные условия автоматизированного управления рабочими процессами, чтобы «Альфа» поколение могли уделять больше времени успешной реализации новых проектов.
Необходимо больше говорить о «душе» компании, о её ценностях и социальной ответственности. Если её «образ жизни» станет близким представителю поколения «Альфа», у компании есть все шансы его «завоевать». В огромном потоке информации, помимо создания уникального контента, важно выбрать привлекательный и запоминающийся канал для своих сообщений.
Поскольку digital уже неотъемлемая часть жизни, я не исключаю, что представители поколения «Альфа» будут более заинтересованы в живых встречах с лидерами мнений, в общественной жизни компании, а в перспективе станут единомышленниками этой организации.
На данный момент давать какие-то точные прогнозы относительно поколения «Альфа» сложно, поскольку до момента вступления этих детей в трудоспособный возраст может произойти очень много событий. Но уже сейчас можно сказать, что серьезное влияние окажет технический прогресс. Прежде всего, это отразится на способах коммуникации с внешним миром – виртуальное общение будет прогрессировать и сократит количество реальных коммуникаций. В то же время коммуникативная дистанция между поколениями будет увеличиваться и, таким образом, цепочка передачи опыта будет изменяться.
Поэтому важно в процессе воспитания поколения «Альфа» уделять особое внимание передаче человеческих ценностей. Лучшее, что могут сделать компании для подготовки к работе с поколением «Альфа» уже сегодня – своевременно совершенствовать и автоматизировать процессы в компании, внедрять прогрессивные технологии, а также обучать действующих сотрудников, чтобы не допускать большого разрыва между восприятиями разных поколений.
«Альфа» будут очень быстро справляться с поставленными задачами. Поэтому приготовьтесь к интенсивной работе ними. Быстрая обучаемость (причем, возможно, даже самостоятельная в виду роста популярности онлайн-обучения) – большой плюс.
Перед работодателями станет два вопроса: первый – вопрос вовлечённости в процесс, поскольку «Альфа» не умеют долго концентрироваться, для их обучения нужно максимально визуализировать информацию и приводить «животрепещущие» примеры. С другой стороны, они – эксперты в том, чем увлечены. Второй вопрос касается пересмотра трудовых отношений, потому что вариант проектной работы и плавающего графика станет предпочтительнее административного.
Поколение «Альфа» уже среди нас, и это уже настоящее поколение 21 века. Они родились в мире цифровых технологий и не знают жизни без Интернета и социальных сетей, в связи с этим предполагается, что они будут более технически продвинутыми, а также более образованными (и это связано с более ранним началом обучения), «Альфа» будут амбициозны и предприимчивы.
Примерно каждые 20 лет происходит смена поколений, и компании стараются подготовиться заранее к соответствующим изменениям. Особенности каждого поколения во многом складываются под влиянием транслируемых в обществе ценностей.
Универсальным рецептом для HR-в при работе с любым поколением является понимание ценностных установок потенциальных сотрудников и поиск среди них совпадений с ценностями организации. Топ-менеджмент и HR-специалисты стараются более гибко подходить к процессу управления персоналом. Например, при выстраивании работы с представителями поколения «Альфа» важно учитывать, что они воспитываются представителями поколения «Y» в эпоху развития цифровых технологий и культуры потребления.
У этого поколения больше степени свободы, в том числе информационной. У них отлично развита творческая часть. При хорошей мотивации, схватывают информацию налету. «Альфа»-поколению нужно чувствовать свою необходимость. Именно поэтому компаниям необходима правильно выстроенная система ценностей, максимально близкая их стремлениям. Все нужно продумать до мелочей, в том числе оформление офиса и рабочие места, они должны быть комфортными и современными.
Как бы ни казалось банально, но этот фактор играет большую роль в эффективности сотрудников этого поколения. Цениться будет и работа на «удаленке», полностью или частично.
Для успешного сотрудничества с поколением «Альфа» организациям необходимо:
— Понизить уровень географической привязанности к производству, работодателю и клиентам;
— Сделать график работы более гибким и индивидуальным;
— Разработать методику оценки результатов командного, а не индивидуального труда;
— Понизить уровень иерархии в коммуникациях;
— Усилить мотивацию путем социально-развлекательных программ;
— Сделать больший уклон к эмоциональной привязанности к продукту, а не к управленцу компании;
— Отказаться от идеи эксклюзивного обладания ресурсами сотрудника.
У поколения «Альфа» иные приоритеты, чем у их родителей. Одним из них является сохранение баланса между работой и полноценной жизнью. Офисы, где ничто не отвлекает от работы, уже не смогут отвечать потребностям нового поколения. Девелоперы объектов, находящихся на стадии проектирования, уже сейчас могут формировать концепцию проекта с учетом новых трендов и закладывать расширенную инфраструктуру, общественные пространства, наличие креативных арендаторов.
Что касается работающих объектов, то хорошим инструментом для повышения привлекательности в глазах представителей «Альфа» может стать активная маркетинговая политика – проведение ивентов, создание коммьюнити на базе бизнес-центра.
Вероятно, активное использование цифровых устройств изменит привычный для нынешних поколений фокус внимания. Можно предположить, что для успешной работы с поколением альфа менеджерам и руководителям компании важно уметь рассматривать разные варианты решения текущих задач, анализировать причины выбора сегодняшних решений.
Поколение 30-летних гораздо больше вовлечены в виртуальное общение, чем их старшие коллеги. Возможно, введение новых каналов коммуникации, автоматизация части процессов в рабочей среде позволит сделать компанию более близкой к сотрудникам и поможет ей меняться вместе с ними.
Как подготовиться к работе с поколением, которое еще в пеленках? Видимо, просто работой с их родителями, поскольку именно они передадут своим детям все свои надежды, мечты, а главное – разочарования и обиды на жизнь. А их родители – это «Поколение Y», а то и «Z». Те, кто ожидает результатов и преимуществ от работы, стремятся подстроить условия под свою жизнь, предпочитают гибкий график (или фриланс) и управляются с компьютером лучше, чем с отверткой или швейной иглой.
Надо помнить еще, что родителям свойственно быть недовольными своими детьми («вот я в его годы!»), но недовольство это всегда обращено именно на те качества, которыми родители либо вынуждены были овладеть против собственной воли, либо мечтали овладеть, но не смогли. Словом, может оказаться быть полезным посмотреть на себя в зеркало и пойти «от обратного».
Скорее стоит готовиться не к «поколению», а к изменениям институтов: природы организаций, рынков, трудовых отношений. Основное направление изменений – погружение работы в глобальную, сетевую, автоматизированную среду. Низкоквалифицированный труд заменяется машинами.
Организация становится виртуальной, оргкультура переходит в культуру сетевых сообществ и команд. Лидеры профессиональных команд вытесняют начальников. Специализированные фит-сервисы вроде коучинга вытесняют HRM. В такой среде уже недостаточно традиционных коммуникативных навыков, нужно осваивать когнитивные умения и ICT.
«Альфы» — то будущее, которое нас ждет. И чтобы понять их, надо прежде всего постараться понять их родителей, попавших под обстрел нескольких кризисов. Вполне возможно, «Альфы» будут больше ценить свободу и самореализацию, чем стабильность и обязательность. Причем самореализация — не всегда внешняя успешность, но получение простых удовольствий в так называемой slow-life — любимые книги, йога, встречи с друзьями, путешествия, наличие увлечений.
Надо сказать, что и само поколение ожидается довольно разношерстным, а это в свою очередь потребует гибкости от управленцев-работодателей. И тут возможны разные подходы: от попыток подстроиться через вовлечение и понимание ценностей друг друга — до жестких правил «я плачу, ты делаешь» без морализаторства и «сюсюканий». HR-м потребуется гибкость, глубокая аналитика и умение коммуницировать в разных вариантах. И все же один козырь, который, вероятнее всего, будет работать с альфа-поколением — искренность. То, чего так не хватает их родителям, чего не видели их прародители, но что умеют дарить себе маленькие «альфы» уже сейчас. Посмотрите на них, они же прекрасны!
http://hr-tv.ru/piranhas/pokolenie-alfa/