Розовые бритвы, телефоны и автомобили: чтобы повысить продажи, производители старательно делают товары привлекательными именно для женщин. На принципе «выбора на эмоциях» основана масса рекламных кампаний и маркетинговых фишек для того, что ориентировано на представительниц прекрасного пола. Как не попадаться на уловки рекламщиков и мерчендайзеров, разбирались с экспертами.
Согласно результатам исследований Управления по делам потребителей Нью-Йорка, товары, предназначенные для женщин, дороже мужских аналогов на 7–13%. Как оказалось, девушки гораздо охотнее покупают брендированные товары, дизайнерские вещи, товары по акциям.
«Женский маркетинг имеет место быть, потому что женское поведение отличает импульсивность и эмоциональность при совершении покупок. Принципиального отличия по содержанию, как правило, между женскими и мужскими товарами не бывает или бывает редко, а вот по форме и оформлению — обязательно да. Женский товар с первого взгляда должен говорить о своем предназначении. В качестве примеров: женский и мужской алкоголь, автомобили, тарифные планы у сотовых операторов, смартфоны, гаджеты, кредитные карты и прочее», — комментирует руководитель службы маркетинга ICL Services Лилия Алеева.
«Средний чек прекрасной половины человечества выше по нескольким причинам. Во-первых, девушки чаще мужчин выступают приверженцами определенных брендов, а, как известно, за бренд приходится платить львиную долю наценки. Во-вторых, мужчины покупают товары, исходя из функционала, а женщины добавляют к этому внешний вид, визуальную составляющую, что определенно повышает цену. В-третьих, во многих областях именно наши красавицы выступают, как двигатель товара (услуги, заведения) в массы», — соглашается руководитель отдела маркетинга фотоподарки «ПАПАРА.РУ» Антон Смирнов.
В качестве решения проблемы эксперт по коммуникациям, бизнес-коуч Алена Август предлагает отбросить эмоции и призвать на помощь разум: «Маркетологи играют на том, что открыто давно — на вечной женской неудовлетворенности собой и высокой эмоциональности, на желании „быть девочкой“ всегда и везде. Чтобы не попасться на этот крючок, постарайтесь быть взрослой женщиной. Вам говорят, как вы прекрасны? Согласитесь и задайте себе и продукту (товару) вопрос: „И что? Ты сделаешь меня еще прекраснее? Да, ну!“ Включайте критичность. Вас ловят „на эмоции“? Включите разум. Очень помогает четкое понимание, за чем именно вы пришли в магазин: сформируйте список (примерно такой, какой вы даете мужу для покупок), ограничьте себя по сумме».
Чудеса маркетингаВыяснив, что женщины более импульсивны и эмоциональны в покупках, что они менее склонны обдумывать и планировать траты, маркетологи нашли массу способов использовать полученные знания.
Более дорогие товары оказываются на самом видном месте, акционные, с демонстративно зачеркнутыми старыми ценами, выкладываются прямо в центре зала и предлагают тестировать новинки бесплатно.
Известно, что женщины гораздо охотнее мужчин выбирают брендированные вещи. Разумный способ противостоять приверженности к брендам предлагает директор по маркетингу Русской Школы Управления Петр Литвин: «Наверно, нужно делать выбор: либо вы любите бренды, либо, например, ездите несколько раз в год в отпуск. Если денег не хватает и на то, и на другое, то каждый раз вам придется выбирать: замечательные сапоги за 50 000 рублей или поездка на неделю в Европу? Новый iPhone или Бали на две недели? Модный автомобиль или первый взнос на квартиру? Часы или обучение на престижных курсах, полезных для карьеры?».
Еще один способ сдержать покупательский пыл предлагает учредитель «Умного Рекламного Агентства» Анастасия Комарова: «Если вы не разбираетесь в технике, гаджетах или автомобилях, возьмите с собой на шопинг кого-то, кто сможет объективно оценить покупку по техническим характеристикам, а не дизайну и лейблу. Если вы не можете устоять перед любимым брендом, заключите с собой пари: выполняете сложную работу, завершаете длительную задачу, и тогда поощряете себя дорогими покупками. Один успех — одна вещь. Чем больше достигнутый результат — тем дороже поощрение. Пусть любимые бренды мотивируют вас, а не разоряют».
Потребительским эмоциям — бой
Основополагающий совет — отключить эмоции и призвать на помощь разум — подходит не всегда и не всем. Сколько раз вы приходили в магазин, обещая себе не брать лишнего, и все равно выходили с полной тележкой и пустым кошельком? Что поделать, если человеческая природа диктует потребительское поведение: пришел, увидел, купил. Справиться с «уловками» профессионалов торговли помогают несколько приемов.
Выбирайте нейтральные товары. Ничего розового, брендированного и широко рекламируемого. Почему бы вместо симпатичной по цвету бритвы не взять с соседней полки мужскую синюю — бреет она не хуже, а стоит на порядок дешевле. Если присмотреться, состав у женской и мужской косметики отличается минимально, только отдушками и маслами, обуславливающими запах. Если разницы, прежде всего в аромате продукта, нет — зачем платить больше?
Отбросьте слепое следование трендам. Если перед вами стоит задача максимально сохранить семейный бюджет, стоит отдавать предпочтение базовым моделям одежды, а не трендовым вещам, чья дешевизна в долгосрочной перспективе отразится на качестве и сроке службы.
Ловите себя за руку. Увидев желтый ценник, не торопитесь судорожно бросать товар в корзину, оглянитесь вокруг. Возможно, рядом, на нижней полке лежит аналогичный по качеству товар, более дешевый и менее разрекламированный.
Не покупайте лишнего. Во время посещения магазина Марина Амельченко советует брать корзинку, а не тележку для покупок. Чем больше свободного места, тем сильнее его хочется чем-то заполнить.
«До 30% бюджета на еду по статистике тратится на ненужные продукты, которые в итоге выбрасываются», — комментирует эксперт.
Составляйте списки. Конечно, формирование списка отнимает определенное количество времени, которого всегда не хватает. Но если продумывать меню на неделю и закупаться, соответственно, раз в неделю, вы сможете экономить не только деньги, но и время на поход в магазин.
Выбирайте «по средствам». Оцените, будут ли те духи, которые вы выбрали, или сапоги, на которые засмотрелись в витрине, вписываться в ваш бюджет. Или такая покупка приведет к полному краху семейного бюджета и отсутствию средств на питание и оплату коммунальных на ближайший месяц.
Не думайте только о бренде. Не всегда громкое имя — гарантия качества. Иногда на одной полке соседствуют аналогичные по качеству товары, но только в продвижение одного вложили душу и деньги маркетологи, а над другим продуктом не стали активно работать. И второй, как правило, чуть ли не в два раза дешевле.
Подходите к выбору с умом, не позволяйте командовать сердцу, глазам и ушам. И тогда вы заметите не только значительную экономию бюджета, но и общую удовлетворенность жизнью.