Выборы 2017 отражают всю неустойчивую ситуацию как в политике внутренней, так и во внешней.
Из того, что делает эту неустойчивость столь изменчивой, а также пугающей для «пользователей политики» как сверху, так и снизу, и интересной для профессионалов политтехнологий:
- тревожные ожидания в регионах, только подогреваемые новыми сериями арестов первых лиц и линейки «следующих за ними» (мы понимаем, как это может повлиять на финансовое обеспечение выборов, особенно в свете историй с «посадками» вице-губернаторов по внутренней политике по «выборным эпизодам»);
- пока еще не вполне достигнутое взаимопонимание между новой командой Кремля, уже заговорившей на языке бизнеса (поставлены задачи, есть дедлайны – творчески исполняйте в рамках бюджета), который регионам еще не понятен (и они старательно ждут пресловутых «методичек» и прямых указаний, во многом боясь либо не умея принимать самостоятельные решения);
- «тонкая красная линия» грядущих президентских выборов-2018, которые уже осложнены информационно и организационно проваленным «черным лебедем 26 марта», долгими поисками повестки и «героев» в мутной воде борьбы и башен Кремля, и течений вокруг башен;
- появление и активация объективных протестов в регионах подобно «движению хрущевок» в Москве, с чем власть пока работать либо не умеет, либо не хочет, либо боится, хотя все эти истории вполне решаемы как технологически, так и информационно, пока же мы видим, как широко распиариваются сибирские истории про «митинги снизили тарифы»;
- Можно продолжать еще и еще, но хотелось бы обратить внимание на ставший уже печально привычным поздний старт кампаний во многих регионах – уж сколько раз твердили мы, что это лишь делает кампании дороже и напряженнее (не за счет срежиссированной интриги, а за счет жизненной логики), а результат – менее предсказуемым.
С другой стороны, и политтехнологи ищут новые форматы взаимодействия с рынком «пользователей по горизонтали»: многочисленные семинары и дискуссии, а также пестование политических птенцов бесплатно-гнездовым или приемлемо платным способом – приметы нашего времени. Это и не хорошо, и не плохо – это нормальная реакция на меняющийся рынок.
А вот робкая надежда на то, что «пользователи сверху» таки поймут необходимость применения политтехнологий и коммуникационных технологий в период не только до, но и после и даже «вместо» выборов (по аналогии с классическим анекдотом про секс и чай) все еще теплится. Когда-то же все глупцы поумнеют, а умники таки поймут, чего им не хватает для политического счастья.
http://index.lc/news/92-august-240417