Игорь Минтусов
Политолог, председатель совета директоров Центра политического консультирования «Никколо М»
В среднем по РФ явка на губернаторские выборы составляет 15-20%. Низкая явка на таких выборах в России определяется последние два года двумя факторами. Во-первых, всегда определенный кандидат в губернаторы имеет однозначно ясно высказанную поддержку первого лица государства. Во-вторых, губернаторские выборы в РФ проходят на фактически неконкурентной основе.
Не потому что конкурентов нет, а потому что наиболее опасных кандидатов для человека от партии власти не регистрируют. Не делают это под тем или иным предлогом, но один из самых удобных способов нерегистрации – это муниципальный фильтр.
Почему такой провал по явке в Севастополе? Я думаю, что здесь наложился дополнительный региональный фактор. В России отработан административный ресурс для привлечения людей на выборы.
Люди в Севастополе еще пока не вписались окончательно в российскую политическую культуру, где 10-15% голосующих — это бюджетники, благосостояние которых напрямую связано с их работой и подчинением непосредственным начальникам: директорам школ, заведующим поликлиник, других бюджетных организаций. Механизм бюджетного кнута и пряника.
Управление этим админресурсом в России выстраивался десятилетиями— начал в середине нулевых и за 10 лет превратился в жесткую управляемую систему. В Севастополе этой системы нет. У вас идут постоянные элитные перестройки, перегруппировки. Осталась низкая конкуретность и отсутствие дополнительной мотивации к тому, чтобы прийти и проголосовать. А зачем?
Ясно, кто выиграет, ясно почему, и люди не очень поняли зачем им идти голосовать. Не было причины. Бюджетников еще не умеют давить. Это процесс, который делается не в тречении месяца-года. Должна быть привычка, должны меняться люди на местах.
Ну и те лозунги, с которыми шел кандидат – видимо они людей не вдохновили, не впечатлили, поэтому и такая беспрецедентно низкая явка.
Александр Форманчук
Политолог, заместитель председателя Общественной палаты Крыма
В России есть множество регионов, где явка еще ниже. Но в целом явка не та, к которой мы привыкли – это так. Здесь есть свои объяснения. Первое – при Украине у нас были больше протестные голосования.
Мы голосовали, защищаясь от националистических наскоков – у нас было желание защитить Крым от Киева. И в этом плане мобилизация крымского электората была всегда выше.
Сейчас мы, грубо говоря, расслабились. Значительная часть избирателей считает, что и так все понятно, можно не голосовать. Тем более, что у нас очень высокое доверие к президенту — более 90% — и конечно кандидатов, которые президент транслирует как своих, в том числе Овсянникова, которого он назначил врио, севастопольцы воспринимают как человека президента. В его победе мало кто сомневался. По этой причине мало кто пошел голосовать, считая, что и так все ясно.
Кроме того, я считаю, что для единого голосования выбран неудачный день. Это начало сентября, бабье лето, бархатный сезон. Дачи, отдых и т.д. Я считаю, что вообще в России нет смысла проводить выборы в сентябре. Их нало проводить либо в марте, либо в октябре. Если бы у людей было ощущение опасности, что надо поддержать кандидата, потому что есть реальные конкуренты, то люди предпочли бы пойти на голосование, а не поехать на дачу. Посколько никакой опасности никому нет, и все понятно заранее, многие решили не идти.
Наталья Киселева
Руководитель филиала Фонда развития гражанского общества (ФоРГО) в Симферополе
Прогнозируемо низкая явка показывает, что для севастопольцев это не приоритетная тема – на самом деле за прямые выборы боролись больше политики, чем севастопольцы. Вот севастопольцы и показали свое отношение к этому своей низкой явкой.
Оценка деятельности органов и главы исполнительной власти не зависит от типа выборов – прямые они или косвенные. Это мы ярко можем наблюдать по Белгородской области. Там глава региона – «долгожитель»: он и два раза косвенно избирался и прямые были выборы и белгородская область только наращивает свои темпы социально-экономического развития.
Кроме того, конкуренции не было. Как эксперты ФОРГО прогнозировали, что в Севастополе будут референдумные выборы, а не конкурентные – так и получилось. Это не плохо, не хорошо – это просто констатация факта.
Не нашлось местного кандидата, который мог бы побороться за победу. Несмотря на то, что реальные оппоненты Овсянникова активно использовали этот популярный среди севастопльцев фактор своего местного происхождения. Но тем не менее этого оказалось недостаточно.
Большая часть севастопольцев, которая пришла голосовать, руководствовались тем, что Овсянников — представитель действующей власти, правящей партии, и здесь не будет конфликта.
И это, кстати, еще одна из причин, почему те, кто пришел, голосовали за Овсянникова — севастопольцы устали от конфликтов. В данном случае не будет конфликта региональной и федеральной власти.
Алена Август
Политтехнолог, эксперт по коммуникациям
Овсянников и его команда постарались поработать не только с людьми, но и с элитами. Найти какое-то перемирие, взаимодействие, что тоже очень важно, и не только для выборов, но и для последующего периода. Поэтому выборы стали не войной, а неким полем переговоров. Мне кажется, электоральные привычки начали меняться. У каждого региона есть свои привычки. Где-то привыкли к грязным кампаниям, в Севастополе — к яркой борьбе. А теперь ситуация выровнялась, и период войны перешел к периоду договоренностей.
Да, не было особой интриги, это было странно для некоторых. Это как в одной семье привыкли к грузинской кухне – и надо бежать пить воду, потому что все горит во рту. А им кашку с утра. Севастопольцы привыкли к борьбе, «крови». Но люди не могут жить в таком постоянном напряжении, необходима передышка.
Что бы ни случилось в Крыму и Севастополе, постоянно громкий фон и в России, и на Украине, и в зарубежье. А ведь это все сказывается на простых людях. Поэтому все хотят спокойствия.
Привычка к кровавой предвыборке привела к тому, что в этот раз сработал механизм защиты – люди решили вообще не ходить. Посидеть дома и все спокойно. Себя люди решили поберечь.
Андрей Никифоров
Доцент кафедры политологии Крымского федерального университета, член Общественной палаты Крыма
Был очевиден результат, реальной конкуренции не было. Возможно это тоже многих разочаровало в плане личного учачтия в происходящем. Раз-другой-третий, и я думаю, что севастопольцы начнут ходить на такие выборы.
Дело в том, что выборы в Госдуму или в заксобрание были атмосферой всеобщей всероссийской избирательной кампании. Об этом говорили с экранов телевизоров, в это вкладывались большие средства. В этот раз не было этого очень важного федерального фона.
В какой-то степени низкая явка свидетельствует о том, что люди всем довольны и во всем уверены. Ну и я не думаю, что кто-то реально рассчитывал победить. И люди это понимают.
Третья причина — в Крыму стоит бабье лето, и людям не до выборов. Как говорят на полуострове – август отдадим туристам, а сентябрь оставим себе. Погода в общем шепчет совершенно не о выборах.
Игорь Рябов
Политтехнолог, член Экспертно-консультативного совета при главе республики Крым
Овсяников заслуженно и справедливо стал губернатором Севастополя летом прошлого года, а не сегодня. С тех пор люди ждут от него действий как губернатора.
Ни у кого не возникло мысли идти и еще раз доказывать то, что Овсянников — губернатор. Вот народ и не пошел, делегировав это право тем, у кого было свободное время.
Изначально у людей не было никаких сомнений, что Овсянников выиграет выборы.
Де-факто конкурентов не было. Когда кампания только начиналась, казалось, что их можно найти. Но после того, как реальные конкуренты (которые тоже не факт, что выиграли бы), Евгений Кабанов, например, который отказался, и другие претенденты, выборы стали безальтернативными.
Но не в плохом смысле, а в том, что вот есть губернатор и с этим надо считаться.
https://primechaniya.ru/home/news/sentyabr_2017/ovsyannikov_minutsov/