Сколько сюжетов предполагает прибыльный квест-проект, и можно ли рассматривать маф-клуб как единственный источник дохода?
Также узнали, во сколько обойдется открытие антикафе и какие сложности могут возникнуть на начальном этапе.
Эксперты: Анвар Мухамедов — управляющий сетью квест-проекта «Выйти из комнаты» (г. Казань); Юрий Лельчук — руководитель проекта «Бункер Мафии»; Максим Детин — руководитель антикафе «Посиделки» (г. Волгоград); Алена Август — бизнес-консультант, PR-менеджер, политтехнолог.
*Техническая расшифровка эфира
Мария Цыганова: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Это программа «Startup-среда». Тема нашего эфира: «Кто сказал, что бизнес не игрушки, или как заработать в сфере развлечений». Мы продолжаем искать интересные идеи для вашего бизнеса. Немало вариантов мы уже рассмотрели в предыдущих выпусках. И сегодня мы разберем с вами еще несколько проектов. На этот раз все они будут связаны с всевозможными играми и способами интересно и весело провести время с друзьями. Поговорим о том, что в душе, сколько бы лет нам ни было, мы всегда остаемся детьми. Конечно, это не значит, что каждый мечтает провести выходные в песочнице, но если есть возможность провести свободное время несколько иначе, чем обычно, то я уверена, что большинство не откажется сыграть в какую-нибудь интересную игру и превратить день в маленькое приключение. А так как спрос рождает предложение, у начинающих предпринимателей есть возможность заработать в этой сфере.
На связи со студией Анвар Мухамедов, управляющий сетью квест-проекта «Выйти из комнаты» (г. Казань). Здравствуйте, Анвар.
Анвар Мухамедов: Добрый день.
М.Ц.: Расскажите вкратце, чем вы занимаетесь?
А.М.: Люди, которые приходят к нам, они попадают в определенное пространство, которое устроено по определенным законам, то есть это антураж, есть определенная бутафория, какие-то определенные устройства. Они попадают внутрь в определенную историю. Они должны эту историю прожить, пережить, решая различные загадки и головоломки, а также по итогу выйти из комнаты.
М.Ц.: Что нужно сделать, чтобы качественно и интересно спланировать досуг людей, которые к вам приходят и хотят провести время в таком маленьком приключении?
А.М.: Нужно, в первую очередь, постараться сделать хорошо. И в первую очередь, для себя, надо включить какого-то внутреннего контролера и постараться сделать так, чтобы реально было хорошо и тебе самому это понравилось. Это работает в абсолютно любом бизнесе — в гостинице, в ресторане, в кафе нужно, в первую очередь, делать так, чтобы тебе самому понравился твой продукт, чтобы тебе самому хотелось туда ходить. Это должно быть качественно, интересно, с использованием каких-то качественных материалов в отделке, с использованием оригинального сценария, то есть не просто где-то на коленке написать, а реально придумать свою историю с интересным сюжетом, с какими-то сюжетными поворотами для того, чтобы людям было интересно проходить.
М.Ц.: Расскажите про тот момент, когда составляете сценарий. Нужно ли с кем-то советоваться, нужно ли вносить какие-то поправки или достаточно ограничиться личным мнением, и если самому нравится, значит, понравится другим?
А.М.: Я считаю, что в любом случае должна быть какая-то сторонняя экспертиза в этом вопросе. Другое дело в том, что, допустим, мы большая франчайзинговая сеть, то есть у нас довольно много людей работает. У нас есть несколько команд сценаристов, они утверждают сценарий и со мной, и с франчайзингом, который будет реализовывать этот сценарий. Поэтому он до того, как построен, его увидят и услышат несколько человек, и исключить возможные проблемы и какие-то там косяки, нелогичности и несостыковки можно уже на многих этапах. А если же это какой-то маленький одиночный квест, то там в вопросе экспертизы все будет немного сложнее, потому что, условно, некому показать, а если есть кому показать, то они тоже не эксперты.
М.Ц.: Если человек работает не по франшизе, а решил сам организовать подобное развлечение, то ему будет гораздо сложнее найти экспертное мнение, чтобы действительно понять, что сценарий стоящий?
А.М.: Да, однозначно, будет сложно. Собственно, по этой причине и появляется много квестов-однодневок, которые открылись и закрылись.
М.Ц.: Сколько должно быть разработано сценариев, сюжетов для того, чтобы квест-комната действительно была успешной, и туда мог прийти каждый и найти что-то по своему усмотрению?
А.М.: В одной комнате у нас обычно располагается один сценарий.
М.Ц.: Он не меняется, он постоянный?
А.М.: Там возможны варианты, конечно, но конкретно в нашем проекте каждая комната – это один сценарий, который в принципе практически не меняется. Это какая-то одна история, да, там возможны альтернативные концовки, там возможно нелинейное прохождение, то есть можно начать с одного места или другого. Но в целом, это примерно одна и та же история. Сейчас на рынке уже предлагают такие варианты, как в одном помещении 4 сценария. Я плохо себе представляю, как такое возможно, то есть у тебя есть помещение, которое выглядит как подводная лодка, например, и сделать в этой подводной лодке что-то, не похожее на подводную лодку, это довольно сложно. Например, сделать пионерский лагерь — практически нерешаемая задача. Но люди это предлагают. У меня есть два варианта, почему люди это предлагают. Там либо очень плохая отделка, которую за уши можно притянуть к чему угодно, либо это очень дорого, очень качественно, и это реально помещение-трансформер. Я боюсь, что это, скорее всего, первый вариант.
М.Ц.: Если, например, мы будем говорить о начинающих предпринимателях, у которых не так много денег, чтобы вложить их в свой проект начальный, может ли он ограничиться только комнатой и только одним сюжетом или на таком проекте будет сложно на уровень окупаемости выйти?
А.М.: С учетом того, что сейчас рынок перенасыщен квестами, это будет довольно сложно, особенно с 1 квестом. Есть такая специфика у квестов, что этот продукт вообще одноразовый, то есть человек пришел один раз, и у него нет резона возвращаться практически никогда за очень редким исключением. Я не знаю аналогов на рынке, есть ли такие продукты, которыми человек один раз воспользовался, а больше он ему не нужен. Даже в кино люди на один и тот же сеанс ходят по несколько раз, потому что очень нравится или еще что-то, но с квестами это не работает. Потому что основное, что есть в квесте, — это история и загадки. И если ты знаешь, как они все решаются, то тебе нет резона возвращаться. Если вы открываете одну квестовую комнату, то какая-то целевая аудитория в городе ее проходит, и она, по сути, заканчивается.
М.Ц.: Нужно быть готовым к постоянным каким-то переменам, что все равно придется периодически менять что-то?
А.М.: Либо периодически что-то менять в этом квесте, либо открывать еще один, то есть очень хорошо работать. Именно в этом бизнесе очень хорошо работают кросс-продажи, то есть если мы рассматриваем какую-нибудь сеть фастфудов, то, условно говоря, из одного ресторана нет никакого резона отправлять людей в другой ресторан этой же сети. А в нашем случае это прям must-have, то есть люди прошли один квест, и человек должен пойти в другой квест и желательно этой же сети. Сейчас многие квесты, которые небольшие, они объединяются в какие-то содружества, объединяются в какие-то коллаборации, выпускают какие-то буклеты, то есть они просто начинают дружить друг с другом.
М.Ц.: А как вы считаете, сколько понадобится квест-комнат для успешного проекта?
А.М.: На самом деле, это очень сложно посчитать, потому что нет никаких ни исследований, ни книг, ничего. Самое сложное в квесте — это то, что нет ничего и никакого опыта, который ты мог бы перенять у других людей. И условно, мы решили, что на Казань будет достаточно 30 квест-комнат нашей сети.
М.Ц.: Это достаточно много, как мне кажется.
А.М.: Да, это достаточно много, но при этом это то количество, при котором каждая квест-комната чувствует себя довольно комфортно. Она, как минимум, окупается, а может еще и приносит прибыль.
М.Ц.: Как я правильно понимаю, основные вложения в этом проекте пойдут именно на аренду помещения, если нет собственного, либо на покупку собственного помещения, и плюс это дизайн, все уйдет на какие-то мелочи, которые создадут нужную атмосферу и так далее?
А.М.: Да, вы все правильно понимаете. Квесты сейчас шагнули далеко вперед. Наш проект начинался чуть больше 3 лет назад, и самый первый квест стоил 150-200 тысяч. Условно говоря, ты 150 тысяч вложил и пошел зарабатывать деньги. В общем, это прекрасная схема для многих, но сейчас индустрия шагнула далеко вперед, и сейчас квесты стоят от 2 миллионов в реализации. Людей становится сложнее удивлять, людей становится сложней впечатлить, потому что они уже много чего повидали, много чего попробовали. Плюс еще постоянная конкуренция на рынке, все пытаются делать фишки покруче. И соответственно, чем круче, тем дороже.
М.Ц.: А на что еще нужно обратить внимание предпринимателю, который задумал открыть квест-комнату и хочет добиться в этой сфере успеха? Какие есть подводные камни, самые распространенные ошибки? Может быть, вы сейчас, учитывая свой опыт, сделали бы что-нибудь по-другому?
А.М.: На самом деле, самое первое, что не касается напрямую продаж, но это определенно очень важно, — это, в первую очередь, нужно обеспечить безопасность людей, которые находятся внутри квеста. Сейчас очень распространены перформансы, то есть это квесты с участием актера, чаще всего эти перформансы очень страшные, и в своих стремлениях напугать гостей квестоделы заходят порой очень далеко. И можно найти много не прикольных историй про то, как людей поранили, обожгли или еще что-то в этом роде. Я категорически против этого, я считаю, что подобные квесты позорят всю индустрию и бросают тень на весь рынок фактически. И на мой взгляд, безопасность — это практически самое главное, что нужно обеспечить в квесте, в первую очередь. И второй момент, на который хотелось бы обратить внимание, — это персонал. На мой взгляд, именно в квестах процентов 70% впечатлений людей и дальнейших их продаж зависит от персонала. От людей, которые встречают на квесте, от тех, кто рассказывает историю, что мы называем «загруз», от тех, кто ведет команду внутри квеста, кто их встречает, провожает, то есть это реально очень важно, потому что квесты – это бизнес эмоций. И соответственно, люди, которые приходят на квесты, они должны, в первую очередь, испытать очень сильные и очень яркие эмоции. И в этом им не только помогает антураж квеста и классная история, которая в него зашита, но и определенно должен помогать человек, который по выходу из квеста поможет поддержать эти эмоции, подогреть их, разделить с ними для того, чтобы у людей осталось максимально приятное впечатление по итогу всего.
М.Ц.: Это та самая основа, на которой будет базироваться действительно успешный проект?
А.М.: Безусловно, сам квест должен быть качественным, хорошо сделанным. Можно долго рассказывать о том, что не должны торчать провода, не должно быть видно скотча, не должно быть видно клея, все должно быть не из поликарбоната и так далее. Все просто. Нормально делай – нормально будет. М.Ц.: Большое вам спасибо за то, что поучаствовали в нашей программе, рассказали о своем проекте и направили наших радиослушателей в нужное русло. До свидания.
А.М.: Доброго дня.
М.Ц.: Еще один участник нашей программы — Юрий Лельчук, руководитель проекта «Бункер Мафии». Здравствуйте, Юрий.
Юрий Лельчук: Здравствуйте.
М.Ц.: Расскажите, сложно ли открыть клуб по игре в «мафию», и что нужно знать начинающему предпринимателю, если он задумал организовать подобное мероприятие?
Ю.Л.: Дело в том, что нашему клубу уже 8 лет. И как сделать это сейчас, я не очень понимаю. У меня есть знакомый, который открывает клуб именно в это время, это достаточно серьезный бизнесмен, и он занимается этим скорее для удовлетворения своих собственных амбиций или интересов.
М.Ц.: Исключительно в качестве дополнительного дохода, а не как самостоятельного?
Ю.Л.: Да, конечно. Да и у нас этот клуб появился не как коммерческий проект. Просто у меня закончился бизнес, и пришлось превращать его в коммерческий. Это было очень давно, сейчас ситуация резко изменилась. И для человека, который хочет открыть свой клуб, — ему нужна команда. Потому что клуб – это не стены. Клуб – это люди, которые приходят играть. И нужно, чтобы эти люди были интересны друг другу. И нужна хотя бы небольшая команда постоянно играющих людей. Вот с этого можно начинать.
М.Ц.: Почему это важно?
Ю.Л.: Потому что игра построена таким образом, чтобы интересно было в нее играть, нужно 10 человек. И если в ваш клуб придет не 10, а 7 человек, то игра уже не состоится. А самое плохое, что люди увидят это и в следующий раз подумают, куда идти.
М.Ц.: Вот вы сказали, что сегодня открыть клуб по игре в «мафию» гораздо сложнее, нежели 8 лет назад. Объясните, почему вы так считаете? Что произошло за эти 8 лет?
Ю.Л.: Во-первых, конкуренция, причем она не только со стороны самих людей, которые пропагандируют эту игру, те же квесты, они очень здорово отвлекают людей. Сейчас бурное возрождение игры «Что? Где? Когда?» происходит. Мы, кстати, тоже начинаем осваивать и те, и другие вещи. Во-первых, это интересно, во-вторых, надо выживать. Сейчас людей отвлекает огромное количество интереснейших проектов. Не говоря уже о театрах, кино, клубах и так далее.
М.Ц.: В условиях жесткой конкуренции, что сейчас людям можно очень много предложить всяких развлечений, отдельно клуб по игре в «мафию» очень сложно организовать так, чтобы он действительно приносил какие-то деньги? И даже, может быть, окупался?
Ю.Л.: Если у вас есть люди, которые готовы идти за вами, даже если их человек 10, если у вас есть своя фишечка, тут уже надо именно свою фишку придумать, то тогда надо открываться, надо работать. Это непросто, но это очень увлекательно и интересно. Это работа, которая действительно интересна. Если таких вещей у вас нет, то лучше заняться чем-нибудь другим.
М.Ц.: Насколько я знаю, у вас тоже есть свои креативные решения, которых нет в других клубах. Например, я знаю, что у вас есть музей мафии. Расскажите немного об этом, что это за помещение и как оно устроено?
Ю.Л.: Это был клуб для своих изначально, просто люди приходили и через какое-то время заметили, что мы играем в мафию постоянно и что бы ни случилось, даже если у кого-то день рождения. Собственно, с этого клуб и начался. А дальше потихонечку оттачивались правила, стали интересоваться окружающими клубами и что происходит вокруг. Стали поднимать литературу очень интересную. У игры в «мафию» очень интересные корни, в свое время и в школе КГБ преподавали, и играли на английском языке, это еще советские времена. Мы нашли правила и даже методички МВД 1990-х годов, где будущих милиционеров тоже заставляли играть в эту игру. И так оттачивались правила потихоньку. У нас очень интересное помещение само по себе, его изначально оформили как гнездо мафии. Я люблю путешествовать, и иногда что-то привозишь из поездок, потихонечку стала такая концепция уже появляться, то есть это оружие тех времен, фотографии злодеев, бандитов и так далее. В общем, это скорее для настроения, но когда ты делаешь что-то для своего настроения, и это нравится другим людям, то это очень-очень здорово. Атмосфера на самом деле не очень важна, но только если ты играешь со своими друзьями. Но если ты продаешь решения, то это очень важно, потому что игра «мафия» сейчас далека от культуры гангстеров, вот этого понимания автомата «Томпсон», шляп и так далее, потому что люди играют вполне серьезно, это спортивная игра, и мало кто обращает внимание на внешние какие-то вещи. В игре вообще не принято обращать внимания на внешние вещи. И шляпа только мешает, на самом деле. Но если ты продаешь интересные вечеринки в стили мафии, то это обязательно нужно.
М.Ц.: Вы как уже опытный человек в этой сфере, на что бы вы обратили внимание начинающих предпринимателей, которые, несмотря на огромную конкуренцию, все-таки решили работать именно с этой игрой, именно с этим способом стать хорошим бизнесменом?
Ю.Л.: Прежде всего, нужно понимать, что все эти 8 лет у нас не было все гладко. Все гладко не будет ни в самом начале, ни дальше. Всегда будут проблемы, и к этим проблемам надо готовиться и относиться к ним как к интересной работе, а не как к развлечению, это первое. Второе — в этом бизнесе не нужны большие вложения денежные, это большой плюс. Но нужно создать команду, это должны быть люди, которые преданы делу, и это должны быть специалисты, которые занимаются ивент-работой, которые занимаются продвижением в интернете и так далее. От этого никуда не деться. Я еще раз говорю, вложения небольшие, как в другой бизнес, но этим надо заниматься постоянно и упорно каждый день.
М.Ц.: Как вы считаете, а возможно объединить эту игру с какими-то другими играми и просто сделать какой-то клуб разнообразных игр? Или это как-то отразится на качестве, и люди будут распыляться на разные направления, и в итоге получится все не так хорошо, и не стоит в таком виде все это производить?
Ю.Л.: Если вы приходите в парк детских аттракционов, и есть какой-то один интересный и много не очень интересных, разумеется, если такая возможность будет, вы будете кататься на самом интересном. Тут то же самое. Трудно найти игру, которая была бы по степени азартности, по степени интереса на уровне «мафии». Здесь еще очень много зависит от баланса игры, от ведущего и, самое главное, от игроков, но, тем не менее, трудно найти такую игру. В принципе, мы об этом думаем и даже пытаемся совмещать, и у нас даже получается. Вот, например, у нас есть игра «Вопрос – ответ», это викторина вроде «Что? Где? Когда?». И мы делаем ставки, но на самом деле, интереснее «мафии» пока ничего не придумано, то есть так, чтобы заставить людей не играть в «мафию», а играть во что-то другое, это достаточно сложно.
М.Ц.: Если все-таки начинающий предприниматель разработал такую концепцию, разработал подобный бизнес-план, но не идет бизнес, стоит ли продолжать или это сигнал к тому, что нужно что-то менять? Может быть, изменить направление или просто вообще уйти в другую сферу? Или нужно продолжать и добиваться хорошего результата?
Ю.Л.: Вы знаете, у нас сейчас такое время, когда от голода никто не умрет. И вот это самое ужасное, когда человек думает, что вот-вот и у него пойдет. В таком состоянии можно находиться бесконечно, потому что от голода ты не умрешь, а надежда на то, что твой бизнес будет развиваться, у тебя постоянно будет. Нет, ничего не будет развиваться. Есть определенное время, которое нужно себе изначально поставить, и если ты в это время не уложился, то нужно уходить.
М.Ц.: Огромное вам спасибо за ваши комментарии. До свидания.
Ю.Л.: До свидания. Было очень приятно с вами общаться.
М.Ц.: На связи со студией Максим Детин, руководитель антикафе «Посиделки» (г. Волгоград). Здравствуйте, Максим.
Максим Детин: Здравствуйте, Мария.
М.Ц.: Как вам пришла в голову идея открыть антикафе? Почему вы выбрали именно эту сферу деятельности, и, может быть, как все происходило? Встречались ли вам какие-то препятствия?
М.Д.: Сложности возникали, антикафе мы открыли с моим другом. Мы спортсмены и активно поддерживаем идею здорового образа жизни. Ну и саму идею того, что можно в каком-то определенном месте быть своим даже с незнакомыми людьми. Поэтому родилась такая идея, что слишком много у нас в городе алкоголя, табака. И мы решили — почему бы не сделать такое место, в котором всего этого не будет.
М.Ц.: Какие именно были сложности? Как вы их преодолевали?
М.Д.: У любого начинающего предпринимателя возникают сложности. Первые сложности — это окружение, которое активно против того, чтобы ты что-то делал. Ведь по какой-то причине все думают, что у тебя обязательно это не получится. И было достаточно тяжелое моральное давление, особенно когда каждый второй тебе говорит, что у тебя ничего не получится, то очень легко сломаться и отказаться от идеи. Но нам повезло, что нас было двое. Вполне возможно, если бы я был один, меня, может быть, и отговорили бы. Когда я начинал рассказывать родным и близким, то почему-то у всех находились аргументы, которые на меня действовали. Но тут как-то получилось, что мы вдвоем противостояли всему этому и сделали первый шаг. Потом оказалось, что не все так страшно, со всем можно справляться и решать.
М.Ц.: Давайте с вами нарисуем идеальную картинку, каким должно быть антикафе? Что там должно быть? Как оно должно выглядеть?
М.Д.: Для меня антикафе должно быть светлым, большим, стильным, с классным интерьером, с атмосферой, из которой не хочется уходить, а хочется только возвращаться, потому что основная идея, что тут платят за время, соответственно, нужно сделать максимально комфортно для людей, чтобы они максимально долго оставались.
М.Ц.: Я так понимаю, вы стояли у истоков вдвоем, вместе с другом. Как вы считаете, важно ли иметь себе в команде напарника или может и один человек справиться с таким проектом, как антикафе, и сделать его достаточно успешным?
М.Д.: Сейчас я понимаю, что это можно сделать и одному. Единственное, что напарник все равно нужен. Может быть, не в качестве партнера, а в качестве доверенного лица, которому вы доверяете, которое в случае вашего отсутствия может взять какие-то дела на себя, это обязательно, потому что нужно заниматься этим постоянно. Это не пассивный доход, тут нужно контролировать постоянно, постоянно быть в тонусе, поэтому обязательно должен быть кто-то, кто сможет вас заменить. Но вполне реально все сделать одному.
М.Ц.: К каким тратам нужно быть готовым человеку, который решил открыть антикафе? Что из материального оснащения должно быть в подобном заведении?
М.Д.: Смотрите, изучая проекты антикафе, я могу сказать одно — большинство неуспешных проектов, они делаются в формате «подвал», «полуподвал», «маленькое помещение». Но проблема в том, что своих потом становится мало, то есть заканчиваются те друзья, которые к тебе ходили. Нет, так не будет всегда. Получается, что подвал — это плохо. Такие люди гонятся за низкой арендой в ущерб качеству. Я раньше никогда в жизни не ходил в антикафе, мне просто было не особо приятно туда попадать. Это больше было на кальянную какую-то похоже. Поэтому желательно, чтобы это было просторное и светлое помещение, первая линия, первый этаж. И соответственно, с достаточно серьезной арендой. По затратам получается, что не менее миллиона на все уйдет. Сюда входит закупка мебели, игровых приставок, настольные игры, посуда и так еще по мелочи.
М.Ц.: Как вы считаете, нужно ли в антикафе поощрять постоянных клиентов?
М.Д.: Да, мы как раз сейчас разрабатываем новую систему поощрения. Мы хотим автоматизировать максимально, собираемся использовать карты на вход, которые автоматически будут начислять различные баллы, бонусы, скидки. И тем самым будем поощрять наших клиентов.
М.Ц.: Какие-то советы вы бы дали начинающим предпринимателям, которые задумали открыть антикафе?
М.Д.: Дело в том, что мы сейчас открываем второе антикафе в своем городе. И запустили франшизу по нашему антикафе. Что дает франшиза? Вы сразу минуете те ошибки, которые есть на начальном этапе у тех, кто пытается самостоятельно открыть антикафе. Если бы можно было отмотать назад, то мы многое бы сделали по-другому. Поэтому у нас родилась идея открыть франшизу и попробовать тиражировать это на регионы. В данном случае, я бы посоветовал пообщаться с тем, у кого есть такой бизнес. Если знакомых таких нет, тогда подумать о франшизе, потому что бизнес все-таки специфический, очень много подводных камней, очень много нюансов. А всем остальным желаю удачи, дерзайте и не бойтесь.
М.Ц.: Огромное вам спасибо за то, что поучаствовали в нашей программе. До свидания.
М.Д.: До свидания.
М.Ц.: Наш следующий собеседник — Алена Август, бизнес-консультант, PR-менеджер, политтехнолог. Алена, здравствуйте.
Алена Август: Здравствуйте.
М.Ц.: Сегодня мы уже достаточно много разобрали проектов из сферы развлечений, мы поговорили о квест-комнатах, поговорили о клубе по игре в «мафию». Вот как вы считаете, успешны ли подобные проекты сегодня, насколько они актуальны или они уже не нужны, и рынок перенасыщен?
А.А.: На самом деле, нужно всегда смотреть, как это развито на территории, потому что в городах с большим количеством населения уже всего предостаточно, и если тут пытаться войти в эту нишу, то надо искать какой-то очень интересный формат, поражать какими-то фишками. А в регионах, на самом деле, не так много таких форматов, но, как правило, там немного не докручено продвижение. Люди считают, что они просто повесят вывеску, и к ним сразу пойдут. Если они просто где-то откроют квест-комнату, где-нибудь в интересном подвале или в здании, как это обычно делается. На самом деле, для того, чтобы люди пошли, нужно их привести через интересную кампанию продвижения, а вот с этим у нас проблемы.
М.Ц.: А именно для регионов какие методы продвижения будут эффективны, на ваш взгляд?
А.А.: Мы понимаем, что бюджеты небольшие в регионах. Поэтому, прежде всего, стоит понять, а кто может стать человеком-автором продвижения? Может быть, это будут какие-то люди из сообщества, которые будут продвигать через сеть. В регионах это работает чаще всего так. Прямая реклама мало кого трогает, и люди не понимают, зачем туда идти, кого они там могут встретить, какие люди туда ходят. А когда они видят живых людей, они понимают, какого рода люди могут там оказаться. Это же продажа эмоций, а не продажа места. А потом, если есть возможность, всегда стоит подумать о том, кому можно предложить эту территорию, если мы говорим про антикафе, для проведения мастер-классов и так далее. Человек, как минимум, должен там хотя бы раз оказаться, а у каждого человека есть своя аудитория друзей, знакомых, коллег. И таким образом происходит привлечение людей, которые уже рассказывают лично. А это всегда лучшая рекомендация.
М.Ц.: Если мы кого-то приглашаем на территорию, это на безвозмездной основе, или мы еще получим с этого дополнительный доход?
А.А.: Тут каждый должен рассчитывать по своим возможностям и своим амбициям. Если допустить людей в антикафе, они там могут оплатить чай и плюшки, то есть по минимуму, но это принесет больше обычной рекламы. Например, брать большую площадь в газете мало кто сможет. Выступить на местном телевидении тоже вряд ли получится. Запуская к себе на территорию в антикафе какую-то конференцию, какое-то собрание интересных людей, например, некие собрания предпринимателей, которые получают какую-то интересную информацию для себя, плюс там какая-то местная звезда, всякое бывает. Тем самым вы получаете повод звать СМИ, и они напишут о том, где это происходило и как. И многим людям будет интересно это посмотреть. А потом все эти люди за собой имеют большое количество знакомств, контактов, и это тоже дополнительная реклама людей, которые заинтересованы. Всегда нужно понимать, это либо какая-то сверхинтересная бомба, либо сверхинтересные люди, и нужно понимать, как распространяется информация. Ведь мы живем в эпоху медиа. И просто завешивать наружной рекламой – этого недостаточно, а иногда и избыточно по бюджету. Зачем так делать, если можно сделать то же продвижение через реальный квест, реальные приключения, когда можно задействовать всю молодежь в какой-то игре, которая приведет их в эту квест-комнату. Нужно включать воображение, нужно думать о том, что традиционная реклама не работает. Мы живем в мире, где слишком много информации. И для того, чтобы как-то привлечь к себе внимание, нужно быть креативным и человеком, считающим деньги, потому что иногда креатив превращается в лишние траты. Нужно, чтобы владелец оптимизировал бюджет и привлекал внимание качеством.
М.Ц.: Соглашусь с вами, что реклама уже настолько всем приелась, в ее классическом, привычном для всех виде, что на нее уже просто и не обращают порой внимания. Видят рекламную листовку – и просто ее откладывают на край стола, забыли о ней уже. А может, вы знаете еще успешные проекты, которые мало развиты в стране у нас, особенно в регионах, которые тоже относятся к бизнесу в сфере развлечений, на которые все-таки стоило бы обратить внимание?
А.А.: Есть коворкинги, куда люди приходят действительно работать, проводят там деловые встречи, собирают свои небольшие проектные команды. А на самом деле, вполне возможно, что могут иметь успех коворкинги немного другого плана, куда может прийти, допустим, человек и взрослый, и подросток, и студент и попробовать что-то делать руками. Это то, чего не хватает. Простые примеры – люди пробуют себя в живописи, люди пробуют петь, шить, лепить из глины, что-то еще. На самом деле, все мы стараемся наполнить свою жизнь каким-то еще счастьем. Не только работой. А чтобы что-то попробовать, нужно иметь знания и деньги, чтобы купить этюдник, швейную машинку, гончарный круг, это сразу становится таким, простите за слово, геморроем для человека, что он думает: «Я это хочу, но столько суеты, мне это не надо, не хочется, времени нет». А если организовывать такие творческие коворкинги, где люди могут прийти и как-то провести свое время, заплатив за это, получив консультацию какого-то специалиста, — мне кажется, это тоже довольно интересный формат.
М.Ц.: Интересно, да. Возможно, кто-то возьмет на заметку из наших радиослушателей. А на что бы вы советовали обратить внимание начинающим предпринимателям, которые решили организовать свой бизнес именно в сфере развлечений?
А.А.: Прежде всего, не идти на поводу у этой идеи, что кто-то сделал, у него получилось, я сделаю так же, и у меня получится. Если у кого-то полетел проект, то, наверное, были какие-то факторы, которые этому помогли. Время, место, событие, что-то еще. Вы уже в другой ситуации, в другом месте и времени. Поэтому, прежде всего, нужно постараться проанализировать, что вокруг вас, чем живут люди. Поискать в этом контексте какие-то новые идеи, фишечки, которые действительно будут привлекать. Почему я говорю, что не надо повторять, — потому что очень часто это вижу, особенно в регионах. Человек говорит: «Но ведь он же открыл антикафе. Я через три улицы тоже открою, ко мне тоже все придут, супер! Я быстро заработаю денег, это не так уж дорого». А оказывается, куда-то идут, куда-то не идут, где-то получается, где-то не получается. Нужно стараться учитывать все факторы. Желательно, конечно, посоветоваться со специалистами. Хорошие специалисты недешевы. Но то, что сейчас вижу я, с чем я сталкиваюсь – небольшие предприниматели объединяются в некие группы и приглашают специалистов, разделяя тем самым финансовую нагрузку. Конечно, нужно внимательно подходить к подбору. К сожалению, да простят меня некоторые коллеги, на рынке слишком много надутых персонажей, когда человек приезжает, чувствует себя звездой, но мало что дает. Надо грамотно подходить к выбору консультанта. Но воспользоваться знаниями умного человека никогда не вредно. Потому что малый предприниматель, который в регионе находится, варится в своем супе, он может чего-то не видеть, что буквально у него под ногами. Он может не знать какого-то интересного опыта. Конечно, сейчас интернет во многом помогает это изучить. Но немножко взгляд другой, подход другой. Всегда стоит воспользоваться уже готовыми инструментами. Все велосипеды уже изобретены. Нужно просто понять, чем твой велосипед будет отличаться, чтобы он стал интересен. На самом деле, не так много в мире идей. Но когда ты знаешь много разного, ты можешь собрать некий конструктор, идею, которая действительно станет привлекательна и поможет заработать. Есть еще такая интересная вещь, как навигатор малого бизнеса. Хотя он сейчас в стадии апробации находится. Спасибо замечательной Корпорации развития малого и среднего бизнеса. Они много денег и времени потратили на изобретение этой штуки. Но тоже полагаться полностью на него не стоит, потому что еще в стадии тестирования вся эта вещь. Она не выдает готового решения. Что еще может помочь малым предпринимателям? Почему они объединяются? Потому что у кого-то антикафе, у кого-то курсы английского, у кого-то детская аудитория, он продает детские товары. То есть нужно не сидеть на своем стуле, а посмотреть по сторонам и подумать, с кем я могу объединиться. К сожалению, вот эта история, что у нас многие малые предприниматели до сих пор считают, что главное – это конкуренция, и как можно дружить с этими конкурентами, они же у меня уводят людей, моих заказчиков. На самом деле, это не так. Лучше постараться найти точки соприкосновения, и тогда возникает эффект синергии. Люди о вашем бизнесе узнают и там, и там, и там, посмотреть, какие вы вместе можете провести мероприятия, особенно в сфере развлечений, посмотреть, чем вы можете быть друг другу полезны. Это дает силу и тому, и другому, и третьему бизнесу, которые объединились.
М.Ц.: Получается, конкурент – это не всегда зло.
А.А.: Конечно. В нашем мире конкурент – это не зло. Конкурент – это тот, кто тебя воспитывает, подстегивает к тому, чтобы ты делал свой бизнес лучше, если вы не дружите. А если дружите, то он становится тебе партнером. Это гораздо более интересная и выгодная история.
М.Ц.: Алена, огромное спасибо, что нашли время с нами пообщаться.
А.А.: Спасибо. М.Ц.: Это была программа «Startup-среда», у микрофона работала Мария Цыганова. До свидания.