Перейти к содержанию

md-gazeta.ru Зона повышенных ожиданий

Почему всё больше дагестанцев обращается к врио главы республики

Жители республики с самыми разными требованиями выходили на центральную площадь Махачкалы в течение всей недели. Это погорельцы из селения Мокок Цунтинского района и рынка «Дагэлектромаш» в Махачкале, жители посёлка Временный Унцукульского района, микрорайона АТП-2 (Махачкала) и даже одинокий моряк, отстаивавший интересы коллег. «Молодёжка» разбиралась, с чем связана неожиданная активность граждан и как будет реагировать на это новое руководство Дагестана.

Торопиться не спеша

По мнению независимого эксперта по коммуникациям Алены Август, все эти проблемы очень сложные и их решение не терпит спешных и необдуманных действий. Но, в то же время, нельзя затягивать эту работу.

«Новый руководитель региона — всегда надежда на «новую метлу» и разрешение старых проблем. Правда, надо учитывать, что старые проблемы потому и тянутся, что не так просты в решении. Пытаться рубить здесь сплеча — только испортить и без того шаткое равновесие.

Васильев не зря направлен в регион – это человек, знакомый со стратегией сдержек и противовесов, а также с региональным компонентом в виде разнообразных традиций.

Горячность в решении проблем в этом регионе может вместо позитива вызвать неоднозначную реакцию — как слегка «мальчишеское» поведение. Именно поэтому любая решимость должна быть основана на уверенности и подкреплена обсуждением со старейшинами.

У нового руководителя региона силы характера хватит и пережить этот период вживания в ситуацию, и следующий за ним период принятия сложных решений. Тут, как говорится, торопиться надо не спеша. И прежде всего изучить масштаб проблем и их причины, а уж потом принимать решения не точечные, а стратегические. И тут, поверьте, исправить ситуацию руководитель сумеет мягко, но твердо – в своем характере», — заявила эксперт.

Политолог, автор и ведущий проекта «Смыслы» Иван Аркатов считает, что «сторонний человек» Владимир Васильев может решить эти вопросы, не вступая в отношения с местными политическими группами.

«Последние уличные акции жителей говорят о том, что люди увидели определенную надежду в назначении руководителя республики не из Дагестана. И вышли на улицы, привлекая внимание Васильева, обозначая свои проблемы, которые не решались годами. Эти акции точно нельзя назвать протестными –  у их участников отсутствуют политические требования, все они бытового уровня, социально-экономического.

Такая активность в первую очередь связана с тем, что люди видят своего рода спасателя в лице врио главы Дагестана и хотят всеми доступными способами донести информацию до него, а главное – решить накопившиеся проблемы, минуя прослойку из неэффективных представителей власти как на местах, так и в самом бывшем руководстве региона.

Васильев будет действовать решительно, в первую очередь соблюдая интересы людей. В такой ситуации важно действовать конкретно и прямо, чтобы оперативно решать текущие и возникающие задачи. Именно поэтому Путин назначил туда Васильева, и он сможет там навести порядок, так как у него есть большой багаж доверия и связей на федеральном уровне, которые помогут ему преодолеть местное давление на него», — считает эксперт.

В данной ситуации, по его мнению, врио Дагестана точно не станет откладывать проблемы на потом. Тут не будет заигрывания с местными элитами и кланами, чтобы не взбудоражить их. «Во время своей поездки в Челябинск президент дал хороший пример и понятный сигнал, что необходимо поддерживать прямой контакт с населением и решать конкретные проблемы,  обозначаемые люди.

И поэтому население Дагестана ждет конкретных действий, и они обязательно увидят положительный результат. В преддверии выборов Васильев легко заручится поддержкой федерального центра для принятия решений, идущих на пользу простым гражданам, но не очень привлекательных для местных элит и представителей кланов, которые в итоге так или иначе привели к сложившейся ситуации», — сказал Аркатов.

Разом рубить хвосты

Директор Института современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников считает, что у нынешнего руководителя республики больше возможностей раз за разом решить все накопившиеся проблемы.

«В Дагестане проблемы копились очень долго. Уже с уходом Магомедсалама Магомедова в республике с надеждой ждали перемен, отказа от клановой политики при назначении на должности, независимой оценки сложных вопросов, которую может сделать человек, в них исторически не включенный, а также привлечения федеральных возможностей для разрешения региональных проблем. Именно с такими ожиданиями и связывалось назначение Рамазана Абдулатипова. Он казался федеральным политиком, далеким от борьбы местных родов и группировок, независимым и опытным руководителем.

Но что-то пошло не так. Я летом нынешнего года был в Дагестане и встречался с жителями в разных его частях, и в городах на побережье Каспийского моря, и в горных селах. Везде чувствовалось разочарование от несбывшихся надежд. Фактически Абдулатипов не разрешил сложные внутренние противоречия в республике. Да, у него оказалось больше возможностей решать проблемы на федеральном уровне – и это именно, прежде всего, политические вопросы. Но то, что было на земле – вопросы социально-хозяйственной жизни – оставались вне сферы его повестки дня. Это мы видим и сейчас.

При этом часть вопросов – традиционные для всей страны претензии экологов-любителей, с большей или меньшей долей мифов и околонаучных домыслов. Часть вопросов – общие межнациональные северокавказские проблемы, оставшиеся республике в наследство от девяностых годов. Часть – проблемы местного самоуправления, которое не в состоянии их решить по ряду объективных причин, нет денег, нет реальной власти, нет кадров, способных принять решение.

Дагестан – это большое хозяйство, где давно требуется сильный и решительный хозяин для наведения порядка. Теперь этого ждут от недавно назначенного Владимира Васильева. К сожалению (или к счастью), откладывать проблемы «на потом» уже не получится. Новому главе республики их придется решать, и чем раньше, тем лучше. Даже хвосты лучше  рубить одним разом, а не постепенно.

Сейчас есть и фактор новых завышенных ожиданий, и элемент новизны, и неуверенность перед назначенным из центра генералом.

И это действительно реальный шанс много разрешить еще до официального вступления в должность. Чтобы потом начать как с чистого листа. Сейчас разобрать завалы, а потом начать строить.

В республике нет большой политики, в смысле противостояния различных партий, мнений или идеологий. Но если не будет наведен элементарный порядок, то сама республика для всей страны может превратиться в фактор большой политики», — заявил политолог.

 

Зона повышенных ожиданий

Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог