Перейти к содержанию

ИД «Просвещение» Внешкольная нагрузка

Алена Август, психолог

В разговоре о внешкольной нагрузке стоит разобраться, кто, так сказать, инициатор «всего этого джаза» и зачем он нужен сторонам процесса.

Очень часто приходится сталкиваться с тем, что родители действуют из самых лучших побуждений, но не задумываются о том, зачем, сколько и какие занятия действительно нужны их любимому чаду.

Причин много: собственные нереализованные желания, мода на поливариантность, страхи и собственное понимание будущего своего ребенка, даже желание тем самым привести ребенка в некое элитарное сообщество и утвердить свой собственный статус.

Прежде всего, стоит разобраться, что действительно нравится или необходимо (если уже развита осознанность) вашему ребенку, и даже при всем этом не строить долгосрочных родительских планов на будущее — ведь юный спортсмен с прекрасными природными способностями может впоследствии «забить» на спорт и увлечься чем-то другим, юный музыкант совсем не обязан стать великим, а полиглот — со знанием языков поступить в престижный вуз. У детей свои планы на себя, важно это учитывать.

Что же касается вопроса перенапряжения и как его избежать:

— чем выше мотивация самого ребенка (ему нравится, ему хочется) к занятиям, тем меньше он устает, потому что эти занятия в радость;

— чередуйте занятия активные и «застольные» — спорт, языки и прочее — причем вы можете помогать ребенку, если будете «подкреплять» его успехи, общаться с ним по поводу его активностей

— обязательно давать возможность «отдушины» — времени, которое ребенок тратит только на себя, может побыть один и «ничего не делать» (эти моменты нужны в том числе и для «переваривания» всего происходящего — давайте ему эти «окошки» в ритме жизни)

— иногда родители не слишком тщательно изучают учебную программу в основной школе (детсаду) и дети вынуждены «идти по второму и третьему кругу» — это неинтересно и неэффективно, стоит изучить программы и основываться на этом знании

— совершенно точно во многом детям помогает развитие способностей к коммуникациям, самопрезентации, уверенности в себе — а это театральные студии, различные коммуникативные клубы — именно эти умения сейчас востребованы в жизни в целом и помогают стать успешным во многих областях

— стоит определить, насколько вашему ребенку подходит сама форма занятий — язык можно учить с индивидуальным репетитором, а можно — в формате дискуссионного клуба, либо пойти в театральную труппу с уклоном в английский

в общем и целом — надо искать и не закостеневать, ведь само главное, ради чего все занятия — чтобы ребенок был счастлив и жил полной жизнью уже сейчас, а не «для мамы-папы и будущего». Потому что его будущая жизнь — она уже сейчас и живется.