Благодаря гаджетам и соцсетям круг общения каждого человека сегодня вырос в разы, контактов у нас все больше, и затрат на общение все меньше. Можно вообще иметь только виртуальных друзей. Однако мы продолжаем общаться вживую, ездить на конференции и ходить на встречи. Event LIVE спросил у коллег и специалистов в сфере коммуникаций о том, заменят ли онлайн-мероприятия общение face-to-face, зачем людям живое общение в эпоху диджитализации, и в какую сторону вообще сегодня меняется межличностное общение.
Человек — настоящее в мире фейков
Алена Август, эксперт по коммуникациям, директор Август&Ко, член комитета по политическим технологиям РАСО:
Как бы ни пыталось нас гаджетизировать бегущее время, самым ценным и все более ценным становится личное общение, живые коммуникации. Почему? Потому что в мире, полном фейков, лишь человек остается человеком. В России личные контакты играют особую роль — мы эмоциональнее многих, и чувство «свой-чужой» очень важно для деловых контактов, принятия решений, создания общих проектов.
Опыт организации всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России» еще раз проиллюстрировал, как важны живые контакты и свои по духу люди — многие наши участники, даже не прорвавшиеся в заветную сотню победителей, остаются на связи и решают деловые вопросы, организовывают проектные группы, встречаются вживую.
Личная встреча эффективнее
Дина Назарова, PR-Директор маркетингового агентства Media108:
Никакие технологии не заменят ценности человеческого отношения, особенно в работе пиарщика, где связи продолжают оставаться одной из ключевых компетенций. В нашем ежедневном общении мы можем днями переписываться с журналистами и другими группами общественности, не зная при этом в лицо адресата. Но даже мимолетная личная встреча, короткое “привет” на вечеринке, решает порой гораздо больше тысячи печатных слов.
Человек-существо социальное
Елена Александрова, основатель Кадрового центра, консультант-эксперт ASL consulting:
Человеку нужен человек, поэтому, несмотря на активность соцсетей, людям хочется живого общения. Масса клубов, организованных онлайн, выходят в оффлайн, причем активность возрастает и множится с каждым днем. Человек — существо коллективное, у него физиологическая потребность к живому общению. Конечно, люди делятся на интровертов и экстравертов, но по утверждению психологов, во-первых чистых типажей практически нет, в рабочем режиме человек может быть интровертом, но попадая в круг по своим увлечениям, может стать активным лидером, который своими рассказами о «футболе» заразит всех.
Вебинары, онлайн-трансляции мероприятий, записи выступлений, скайп-конференции, месенджеры и другие инструменты дают нам возможность быть здесь и сейчас, общаться там, где нам удобно без отрыва от наших текущих дел. Мы передаем новости, делимся событиями, делаем запросы и получаем ответы. Но ничто не заменит живого общения face-to-face с человеком. Чувствовать его энергетику, улавливать нюансы реакций, видеть заинтересованные глаза, замечать меняющиеся интонации – это дорогого стоит.
При живом общении человек использует все свои органы чувств, от обоняния до тактильного, никакое онлайн-общение этого не заменит.
Яркий пример — не так давно в соцсетях познакомилась с гольф-клубом, организованным с целью показать демократичность данного спорта. Многие годы «Гольф» считался элитарным, закрытым клубом статусных персон.
Если убрать пелену пафоса и дорогостоящую экипировку, впрочем, как и во многих других видах спорта, то ценность самой игры в том, чтобы собрать интересных людей, а эстетика полей, азарт игры и бурные обсуждения самой игры и результатов помогают расслабиться и зарядиться для работы. Очень удобный формат для коучинга, практикую со своими клиентами — когда берешь клюшку в руки, проблемы растворяются сами собой и человек открывается, легче работать. Онлайн такое времяпрепровождение невозможно.
Личные встречи необходимы
Ярослава Заруева, основатель ANT Persona:
Онлайн-мероприятия никогда не заменят face-to-face. Общение – единственный способ выстроить взаимоотношения с внешним миром, миром людей. Общение дает возможность обмениваться информацией, идеями, эмоциями, впечатлениями. И общение не подразумевается только речевое, мы ведь наблюдаем, как общаются глухонемые люди.
Потребность в общении заложена в психологии человека, кому-то его необходимо больше, кому-то меньше, но все мы нуждаемся в общении, в обмене. Этот обмен наполняет нашу жизнь, делает ее цветной, многогранной. Общение дает человеку ощущение нужности, востребованности в том числе. В наше столь высокотехнологичное время существует масса способов общаться без личных встреч, но как же они необходимы!
Почему мы, имея возможность купить записи любимого исполнителя или услышать его песни на радио, все равно стараемся не пропустить концерт, стараемся купить билет на места поближе, поудобнее? Да, мы хотим услышать «живое» исполнение и получить «энергетический заряд», передаваемый исполнителем публике. Мы хотим получить подтверждение того, что в нас откликается, когда мы слушаем его музыку. Мы ходим на концерт за ощущениями.
Так же и в общении face-to-face при нетворинге: общение «вживую» для нарабатывания пула новых контактов, выстраивания устойчивых связей с теми, кто нам интересен или кому интересны мы. Как мы пытаемся определить «свой/чужой»? Мы можем бесконечное количество раз просмотреть видеоролик или онлайн-трансляцию какого-то интересного нам профессионала, прочесть массу его статей, быть подписанными на его блог или страничку. Мы уже доверяем ему, мы смотрим с ним на мир одними глазами. Но личная встреча может развеять образ, который мы создали для себя, читая или слушая.
Эти впечатления, ощущения помогают нам отметить для себя особенности поведения, интонаций, уловить или не уловить харизму, получить массу информации, которую мы считываем, общаясь с человеком. И понять – наш ли это человек, готовы ли мы выстраивать и продолжать взаимоотношения с данным конкретным человеком или группой людей, а может быть и компанией в целом. Это помогает нам откинуть ненужное, вычленив необходимое для нас как для индивидуума или как для бизнес-единицы. Так мы создаем свое окружение, свою сферу партнерства и взаимодействия для профессиональной деятельности или бизнеса.
Людям важно почувствовать
Надежда Муравьева, руководитель Ресурсного центра личности «Новая высота»:
Есть две основных причины, почему онлайн-мероприятия никогда не заменят face— to— face. Первая кроется в том, что бОльшая часть людей – визуалы и кинестетики. Аудиалов меньше всего, а онлайн-мероприятия – это скорее про аудиалов и немного про визуалов. Все, что нам удается пощупать, почувствовать, вызывает у нас больше эмоций, больше доверия. И в доверии кроется вторая причина – с глазу на глаз мы можем поделиться с человеком сокровенным, а вот онлайн-общение не может гарантировать приватности. Особенно в наш век развития технологий все тайное становится явным очень быстро. Поэтому люди и предпочитают больше личное общение. Здесь, кстати, есть еще один нюанс: в камере человек может выглядеть идеально, в соответствии с выбранным образом, а вот при личной встрече могут вылезти реальное поведение, реальный статус, реальные качества. Не каждый готов рисковать, выходя в реал. Но: ничто не заменит личного общения! Душевно, тепло, доверительно. Именно поэтому онлайн-мероприятия будут существовать и множиться, но настоящие доверительные отношения будут складываться только при личном общении. Можно провести параллель с личными отношениями: виртуально, конечно, прикольно, пока нет возможности пообщаться вживую, потому что вживую гораздо приятнее. Ведь так?
https://event-live.ru/articles/mnenie/mnenie-1_618.html